Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Бидерманн, Ганс - Энциклопедия символов: Пер. с нем. Бидерманн Г. Бидерман г энциклопедия символов

Крест, траурное платье, красная роза, обручальное кольцо, свечи на праздничном столе - изо дня в день мы встречаемся с символами. Откуда же берется их жизненная и эмоциональная сила? Известный немецкий ученый проф. Ганс Бидерманн, используя достижения археологии, этнографии, искусствоведения, филологии, психологии и других наук, показывает истоки символов в верованиях и образе жизни доисторических людей, в культуре древних мировых цивилизаций, в восточном и европейском средневековье. От вышедших в последние годы словарей на эту тему настоящее издание отличается широким охватом понятий, включая в себя все виды символики, от религиозной до политической и бытовой. Энциклопедия содержит свыше 500 ключевых слов и более 600 иллюстраций, а также обширную библиографию. Статьи, вошедшие в нее, отличаются основательностью и в то же время простотой и доступностью изложения.

Рассчитана на широкий круг читателей.

От научного редактора русского издания

Предлагаемая читателю «Энциклопедия символов», созданная крупным специалистом в области изучения символики Г. Бидерманном, ставит своей целью познакомить широкого читателя с происхождением, значением, использованием (сознательным или подсознательным) различных символов - словесных, изобразительных, символов-жестов - с древнейших времен до наших дней. В энциклопедии характеризуется не только религиозная символика разных народов и эпох, но и наиболее значимые, с точки зрения составителя энциклопедии, культурно-исторические символические образы, созданные человечеством. При этом к символам причисляются и образы, проникшие в сферу бытового разговорного языка, образы реально существовавших или литературных героев (например, Казанова, Цезарь, Фауст, герои саг и преданий). Образно-символическое значение, как показано в энциклопедии, могут иметь окружающие человека предметы повседневной жизни, растения, животные, насекомые, части тела (так, раскрывается религиозно-символический смысл изображений окна, двери, руки, глаза и т.п.). В статьях энциклопедии рассказывается о символике цвета, драгоценных камней, небесных светил, цветов, воспринимаемой как религиозным сознанием, так и в светской социокультурной традиции вплоть до игр. Интересен анализ политической и ритуально-политической символики и возможных путей воздействия ее на психику человека. Речь идет о королевских (царских) регалиях, гербах - не только дворянских, но и государственных. Не может не привлечь внимания толкование различных жестов; в частности, специальная статья посвящена смыслу «фигижеста».

При характеристике значения тех или иных символов в энциклопедии указывается на использование их, причем иногда в противоположном значении, в различных культурах, древних и современных. Автор стремится выйти за пределы Европы, он показывает символику мусульманских, индийской, китайской культур. При интерпретации символов применяются разные подходы и точки зрения, существующие в современной науке: широко представлены объяснения, связанные с восприятием первобытного человека, теорией архетипа Юнга, современных психоаналитиков, основанные на исследовании подсознательных реакций на те или иные словесные и изобразительные образы. Читателю будет интересно познакомиться с толкованиями сновидений, приводимыми в отдельных статьях. Все статьи энциклопедии опираются на самые разнообразные источники: фольклорные, литературные, изобразительные. Издание снабжено иллюстрациями. Разумеется, как отмечается в авторском предисловии, охватить символику всех времен и народов практически невозможно в рамках одного издания. Отбор символов в известной степени носит субъективный характер. В частности, это сказалось в большом числе специфически германских примеров, наиболее близких составителю. Для русских читателей будет заметна нехватка тех символов и образов, которые возникли на славянской или русской почве. Но и в настоящем виде «Энциклопедия символов» представляет большой интерес и принесет несомненную пользу самому широкому кругу читателей.

Доктор исторических наук, профессор И. С. Свенцицкая

Древний метаязык культур, выражение внутр. красоты и смысла космич. целого. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаичных культурах и древних цивилизациях, органичным элементом к рых они являлись. Символы… … Энциклопедия культурологии

- (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии

ОРЕЛ - король птиц, самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Подобно льву среди зверей, орел воспринимается как царственная птица. Его иногда изображают …

ПЕНТАГРАММА, ПЕНТАДА, ПЕНТАКЛЬ - (от греч. «пятиугольное начертание») один из самых распространенных магических символов в европейской культуре, представляющий собой равноугольную пятиконечную звезду, иногда включаемую в пятиугольник. Также пентаклями называется масть Младшего… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гордиенко. Гордиенко Андрей Николаевич Имя при рождении: Андрей Николаевич Гордиенко Род деятельности: Российский издатель, историк, писатель, переводчик … Википедия

Христианская символика совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами. Содержание 1 Появление христианских символов 2 Хара … Википедия

КРЕСТ - «знак знаков», который с доисторических времен служил охранительным символом почти во всех культурах мира. Скандинавы, например, изображали молот Тора, бога войны и грозы, в виде Т образного креста. Крест также был атрибутом богов Ассирии, Персии … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

ПАВЛИН - символ гордости, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин считался королевской птицей, а индусы почитают его как священную. На родине павлина, в Южной Азии, его высоко ценят за то, что он предупреждает о приближении тигров, змей и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

ПАУК - символ дикости, зла и дьявола, ткущего паутину для того, чтобы захватить души грешников. Также паук служит для характеристики скряги, «пьющего кровь» из бедных, как паук из мухи. С другой стороны, паук считается насекомым, приносящим удачу, и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

ПЕТУХ - древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина. В шумерском эпосе… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Название : Энциклопедия символов
Автор : Ганс Бидерманн
Москва, "Республика" , 1996 .- 335 с.
Формат: DjVu
Размер: 17,8 Мб
Качество: сканированные страницы
Язык: Русский
ISBN: 5-250-02592-7

Крест, траурное платье, красная роза, обручальное кольцо, свечи на праздничном столе - изо дня в день мы встречаемся с символами. Откуда же берется их жизненная и эмоциональная сила? Известный немецкий ученый проф. Ганс Бидерманн, используя достижения археологии, этнографии, искусствоведения, филологии, психологии и других наук, показывает истоки символов в верованиях и образе жизни доисторических людей, в культуре древних мировых цивилизаций, в восточном и европейском средневековье. От вышедших в последние годы словарей на эту тему настоящее издание отличается широким охватом понятий, включая в себя все виды символики, от религиозной до политической и бытовой. Энциклопедия содержит свыше 500 ключевых слов и более 600 иллюстраций, а также обширную библиографию. Статьи, вошедшие в нее, отличаются основательностью и в то же время простотой и доступностью изложения.

"Предлагаемая читателю "Энциклопедия символов", созданная крупным специалистом в области изучения символики Г. Бидерманном, ставит своей целью познакомить широкого читателя с происхождением, значением, использованием (сознательным или подсознательным) различных символов - словесных, изобразительных, символов-жестов - с древнейших времен до наших дней. В энциклопедии характеризуется не только религиозная символика разных народов и эпох, но и наиболее значимые, с точки зрения составителя энциклопедии, культурно-исторические символические образы, созданные человечеством. При этом к символам причисляются и образы, проникшие в сферу бытового разговорного языка, образы реально существовавших или литературных героев (например, Казакова, Цезарь, Фауст, герои саг и преданий). Образно-символическое значение, как показано в энциклопедии, могут иметь окружающие человека предметы повседневной жизни, растения, животные, насекомые, части тела (так, раскрывается религиозно-символический смысл изображений окна, двери, руки, глаза и т.п.). В статьях энциклопедии рассказывается о символике цвета, драгоценных камней, небесных светил, цветов, воспринимаемой как религиозным сознанием, так и в светской социокультурной традиции вплоть до игр. Интересен анализ политической и ритуально-политической символики и возможных путей воздействия ее на психику человека. Речь идет о королевских (царских) регалиях, гербах - не только дворянских, но и государственных. Не может не привлечь внимания толкование различных жестов; в частности, специальная статья посвящена смыслу "фиги-жеста".
При характеристике значения тех или иных символов в энциклопедии указывается на использование их, причем иногда в противоположном значении, в различных культурах, древних и современных. Автор стремится выйти за пределы Европы, он показывает символику мусульманских, индийской, китайской культур. При интерпретации символов применяются разные подходы и точки зрения, существующие в современной науке: широко представлены объяснения, связанные с восприятием первобытного человека, теорией архетипа Юнга, современных психоаналитиков, основанные на исследовании подсознательных реакций на те или иные словесные и изобразительные образы. Читателю будет интересно познакомиться с толкованиями сновидений, приводимыми в отдельных статьях. Все статьи энциклопедии опираются на самые разнообразные источники: фольклорные, литературные, изобразительные. Издание снабжено иллюстрациями. Разумеется, как отмечается в авторском предисловии, охватить символику всех времен и народов практически невозможно в рамках одного издания. Отбор символов в известной степени носит субъективный характер. В частности, это сказалось в большом числе специфически германских примеров, наиболее близких составителю. Для русских читателей будет заметна нехватка тех символов и образов, которые возникли на славянской или русской почве. Но и в настоящем виде "Энциклопедия символов" представляет большой интерес и принесет несомненную пользу самому широкому кругу читателей."
Доктор исторических наук, профессор И. С. Свенцицкая