Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Новейшие российские подводные лодки 5 поколения. Пятое поколение подлодок. Требования и проекты. Тихая и с роботами

Мы всегда гордились своим подводным флотом! Но подняться на вершину – это еще полдела, куда сложнее на вершине удержаться. И для этого нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы снова и снова опережать остальных, разрабатывая и реализовывая прорывные военно-технические решения, вызывающие гордость своих и зависть чужих моряков!

В 2018 году будет заложена российская подлодка пятого поколения проекта «Калина», сообщил РИА Новости источник в Военно-морском флоте. Проект «Калина» для нас, безусловно, актуален, он должен быть очень удачным. Головную лодку заложим в 2018 году на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

Строящиеся сейчас для ВМФ России субмарины (это проекты «Варшавянка», «Ясень» и «Борей») относятся к 4-му (или 4+) поколению, а готовящаяся к закладке «Калина» станет первой неатомной подводной лодкой в мире полноценного пятого поколения! Настоящий прорыв!

Итак, что нам известно о будущем флагмане подводного флота России? Конечно, с учетом строгой завесы секретности, которой, как и положено, окружен проект подобной значимости и масштаба.

Итак, «Калина» будет оснащаться анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой (АСУ). Главные ее отличия от применяемых сегодня агрегатов — отсутствие потребности во внешнем кислороде и очень низкий уровень шума при работе. Принцип работы АСУ основан на прямом преобразовании химической энергии в электрическую без промежуточной стадии горения.

В АСУ будет реализован один из вариантов водородного двигателя: при взаимодействии кислорода и водорода высвобождается большое количество энергии, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которую можно использовать для технических и бытовых нужд экипажа подводной лодки. Благодаря этому анаэробная подлодка может находиться под водой гораздо дольше, чем дизель-электрическая, а уровень шумовых характеристик силовой установки сопоставим с природным фоном океана!

Новая силовая установка разрабатывается в ЦКБ «Рубин», и в этом, 2016 году уже идут ее испытания на плавучем стенде. Кстати, еще одно новшество: благодаря блочно-модульной схеме агрегаты этого и подобного типов могут быть смонтированы на подлодке на любом этапе ее строительства.

Что еще, помимо силовой установки, будет отличать Калину от своих российских предшественников и зарубежных аналогов.

Во-первых – это новый корпус: новый как по форме и обводке, так и по конструктивному исполнению.

«Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», - сказал генеральный директор ЦКБ «Рубин». По его словам, сейчас проводятся научно-исследовательские работы (НИР) с целью определения конечного облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро, в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота (ВМФ) РФ, а также контрагенты «Рубина» - основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия. Результатами такой работы, в частности, уже стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А», модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада», отметил он.

От того, какой будет корпус ПЛ, по форме, водоизмещению и конструктивным материалам, зависят ходовые качества будущей подводной лодки, ресурс подводного хода, и конечно, малозаметность, что в условиях современных войн, качество едва ли не определяющее для боевых подводных лодок.

Также на подводной лодке пятого поколения появится принципиально новый комплекс электроники, навигации и управления вооружением. А еще пусковые комплексы ПЛ будут приспособлены для пуска ракет «Калибр» (а также унифицированы для перспективных ракет различных классов) как из подводного, так и из надводного положения, что сделает «Калину» настоящей плавучей «крепостью», сочетающей в себе колоссальную огневую мощь с крайней малошумностью, огромным запасом хода (в подводном положении), а также скоростью и маневренностью.

Итак, судя по имеющейся информации, «Калина», — а именно такое пока название у проектируемой подводной лодки 5-го поколения, — подобно «Армате» в танкостроении, будет опережать зарубежные аналоги как минимум на 10-15 лет, и задаст новую «планку» в подводном судостроении, до которой дотянуться в ближайшие годы будет просто невозможно!

Строительство ПЛ 5-го поколения, как заявили в Министерстве Обороны РФ, будет включено в государственную программу вооружений до 2025 года. А серийное производство начнется, ориентировочно, после 2025 года.

Ждем «Калину» с нетерпением!

На прошлой неделе, 18 марта, РИА «Новости» со ссылкой на гендиректора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита сообщило о том, что ЦКБ «Рубин» приступил к разработке подводных лодок 5-го поколения как атомных, так и неатомных . По словам И.Вильнита, создание облика новых кораблей ведется с учетом предложений и замечаний, которые поступают к нам в ходе эксплуатации кораблей предыдущих поколений и головных подводных лодок новых проектов. Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

В настоящее время основу российского подводного флота составляют корабли 3-го поколения. Первая подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению – стратегическая – была принята на вооружение флота только в январе 2013 года. Всего российский флот получит 8 таких подводных лодок – 3 проекта 955 «Борей» и 5 проекта 955А «Борей-А». Все они должны будут заменить на флоте АПЛ еще 3-го поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», которые в настоящее время составляют основу ядерных подводных сил сдерживания России.

К АПЛ четвертого поколения также относятся . В настоящее время головная подлодка данного проекта проходит испытания и может встать на вооружение российского флота уже в этом году. Всего же к 2021 году ВМФ России рассчитывает получить 7 АПЛ «Ясень». Из неатомных подводных лодок к кораблям 4-го поколения также относят дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада». Головная субмарина данного проекта, носящая имя «Санкт-Петербург», с мая 2010 года проходит опытную эксплуатацию на флоте.

Дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада»

Ранее представитель Главного штаба флота говорил о том, что подлодки 5-го поколения, разработка которых была заложена в госпрограмму вооружения (ГПВ) России до 2020 года, будут унифицированы под использование как баллистических, так и крылатых ракет . При этом предполагается, что такие корабли будут отличаться большей автоматизацией систем управления, пониженным уровнем шума, дальнобойным оружием, безопасным реактором. В первую очередь речь идет о новых торпедах и крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Глава конструкторского бюро «Рубин» подчеркнул, что жизненный цикл современных подлодок составляет порядка 50 лет с момента исследовательского проектирования до момента утилизации лодки . Поэтому в том, что работы по проектированию новых кораблей начаты уже сейчас, нет ничего странного. По такому принципу работа осуществлялась всегда. После окончания конструкторских работ по одному поколению подлодок, конструкторы приступили к новому этапу. Это нормальный рабочий процесс, который просто не может стоять на месте.

Относительно 5-го поколения ударных АПЛ существует 2-е противоположных концепции путей их вероятного развития: эволюционный и революционный . Первый из них является наиболее вероятным и предполагает постепенное усовершенствование существующих технических решений, которые свойственны современным подлодкам. При этом часть существующих решений уже находится на пределе своего развития, а очень большая стоимость сегодняшних подводных лодок заставит конструкторов постараться сделать все возможное, для того чтобы снизить их конечную стоимость, уменьшить их габариты.

Стратегическая АПЛ проекта 955 «Борей»

Основным методом удешевления является повышение гибкости использования субмарин 5-го поколения. Для реализации этого на практике планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА. Для наилучшего расположения на корабле подобной нагрузки предполагается укоротить корпус субмарин, одновременно с этим увеличивая его диаметр. При этом, возможно, возвращение к двухкорпусной архитектуре, но такое решение не увязывается с требованиями по снижению цены конструкции.

Сегодня во всех странах, которые обладают собственными программами разработки АПЛ, идут поиски новых типов движителей, альтернативных обводов корпуса, способов использования оружия, целеуказания и методов обмена информацией на основе новых физических принципов. При этом в любом случае автоматизация субмарин 5-го поколения будет существенно увеличена, а способ их применения в бою будет увязан с концепцией , когда врагу придется вступать в бой не с отдельными боевыми единицами, а с единой, монолитной системой, которая будет включать в свой состав надводные, подводные, воздушные, сухопутные и космические средства. На функционирование в данной «сети» будут рассчитаны все субмарины будущего.

Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски"

Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" - ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, - подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. - Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"

По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

Атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень"

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, - сказал адмирал РИА Новости. - И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане - 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М ». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей » («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск ») и проекта 971 «Щука-Б », которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски » в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит », информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России . 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр », данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо » и «Вэнгард »). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон » и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов . В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6 ». А Олег Власов , являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука , новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет , интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России . Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле » – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Флот США будут топить из-под воды

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

"Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать".

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР , из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью . Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия , со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии »,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами », противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК ». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе . Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

"Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна".

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге , основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов , в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

Многоцелевые АПЛ по праву считаются основной угрозой и главной ударной силой современных флотов . Они бесшумно скользят в глубине, готовые в любой момент впиться зубами в днище вражеского корабля или обрушить огненный ливень на побережье противника, оставив того в полной растерянности от собственного бессилия. Их долгий кровавый след протянулся сквозь сушу и морскую поверхность, став наглядным примером возможностей современных подлодок.

Внутри современной субмарины тесно от механизмов и оружия. Гигантские ГАС и сонары бокового обзора, что способны за сотни миль засекать корабли противника. Суперкомпьютеры и боевые информационные системы, соединившие все отсеки и подсистемы подводной лодки. Крылатые ракеты большой дальности достанут врага, даже если тот прячется в подземном бункере в тысячах миль от побережья.

Подводный крейсер способен месяцами не подниматься на поверхность. Дистиллят и воздух он добывает прямо из морской воды, а его шумовой фон близок к естественному шумовому фону океана! Многоцелевой атомоход вооружен чисто конвенционным оружием и может без ограничений применяться в локальных войнах, убивая каждого на своем пути.

Атака субмарины «Конкеррор» предрешила исход Фолклендской войны, одновременно скормив рыбам 323 аргентинских моряка. «Показательная порка»: тонущий крейсер «Адмирал Бельграно» с оторванной носовой оконечностью. Эскадра из пяти британских атомоходов полностью парализовала флот противника.

Носовые ракетные шахты USS Santa Fe (SSN-763). Подлодки данного типа неоднократно принимали участие в обстрелах Ирака (1991, 1998, 2003 гг.) .

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ), или, по бесхитростной классификации НАТО, fast attack submarine - скоростной подводный охотник. На календаре - год 2014-ый. В море - четвертое поколение многоцелевых АПЛ. Какими достижениями в данной области могут гордиться отечественные корабелы? И чем «порадуют» нас наши зарубежные «братья до крови»?

Проект 0885 «Ясень» и 08851 «Ясень-М» (Россия)

В строю - 1; в процессе постройки - 3; в планах - постройка 6-8 лодок до 2020 года.

Водоизмещение (надводное/подводное) - 8 600/13 800 тонн. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 520/600 м. Экипаж - 90 чел., в т.ч. 32 офицера.

Самая крупная и сильно вооруженная из всех лодок данного обзора. 10 торпедных аппаратов и 8 ПУ шахтного типа с суммарным боекомплектом 32 крылатые ракеты! Российский «Ясень» - симбиоз двух добрых традиций отечественного ВМФ. Многоцелевая торпедная (ПЛАТ) и лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) соединились в едином проекте подводного крейсера, идеально приспособленного для ведения боевых действий на море.

Впервые на отечественном флоте получил габаритную сферическую ГАС, занявшую всю носовую часть подлодки. Полуторакорпусная конструкция с прочным корпусом из аустенитной стали АК-32 с пределом текучести 100 кгс/мм 2 . Двухрежимная ГЭУ и обновленный реактор с интегрированными в его корпус трубопроводами первого контура.

Автоматизированная система контроля радиационно-химической обстановки нового поколения. Расположенные побортно торпедные аппараты. Гидроакустический комплекс «Аякс» с конформными антеннами, размещенными по всему корпусу лодки. Таким, коротко говоря, получился российский «Ясень»!

Преимущества :
- широкий диапазон рабочих глубин;
- мощнейшее ударное вооружение;
- унифицированное семейство КР «Калибр» для атаки морских и наземных целей. ПКР с отделяемой сверхзвуковой БЧ и крылатые ракеты с дальностью пуска свыше 2000 км. Противокорабельная модификация «Калибра», ЗМ-54, по праву считается одной из самых совершенных морских ракетных систем;
- гребной электродвигатель для скрытного «подкрадывания» к противнику (двухрежимная ГЭУ);
- обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет транслировать «картинку» с поверхности при нахождении на глубинах до 50 м);
- высокий уровень автоматизации. Для управления столь крупной лодкой достаточно 90 моряков.

Тестовый пуск «Калибра» с борта К-560 «Северодвинск»

Недостатки : «Ясень» критикуют за его избыточно крупные размеры и уровень собственных шумов, превышающий аналогичные показатели у зарубежных подлодок. Обилие архаичных решений (например, ГТЗА ОК-9), доставшихся в наследство от лодок 3-го поколения. Отсутствие водометного движителя (используется обычный винт).

Наибольшая порция критики достается головной лодке проекта - К-560 , которая строилась и достраивалась в течение 20 лет. Часть выявленных недостатков «Ясеня» обещают устранить на модернизированном проекте «Ясень-М».

«Вирджиния» (США)

В строю - 11; в процессе постройки - 7; в планах - 32 субмарины до 2030-го года.

Водоизмещение подводное - 7900 тонн (первая подсерия). Глубина погружения - засекречено. Экипаж - 135 чел., в т.ч. 15 бойцов SEAL. Вооружение: 4 бортовых ТА калибра 533 мм (27 единиц минно-торпедного вооружения), 12 пусковых шахт для , шлюзовая камера для работы «морских котиков», внешнее крепление для контейнера с водолазным снаряжением, необитаемые подводные аппараты.