Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Стили обучения и познания (Д.Колб). Цикл обучения Дэвида Колба: введение

Колба цикл — это корпоративное поэтапное обучение человека и формирование умственных поступков (действий).
Специалисты в области психологии Дэвид Колб и Роджер Фраем разработали модель, обучающая взрослых.

Обучение цикл Колба

Данная модель подходит любому человеку. Вы спросите, почему «цикл Колба обучение» адресует взрослым? Очень просто, у обучающего уже имеется:

  1. Опыт из жизни, который поможет при обучении
  2. Желание учиться, чтобы достичь желаемой цели
  3. Осознанное обучение

Значит, от такого обучения можно ждать максимальной результативности.

Цикл обучения Колба рассчитан на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В идеи модели обучения заложен принцип перемещения по кругу, проходя все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания через какой- то этап.

  1. Жизненный опыт;
  2. Рефлексия и постоянное наблюдение;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

Тренинг обучения построен по принципу «вложенности» для конкретной группы участников. Вначале выявляются их проблемы, затем изучение предоставленного материала внутри блока, как дополнительные вложения цикла Колба.

Рассмотрим модель Колба подробно:

1. Жизненный опыт . Имея определенный опыт, человек стремиться улучшить способности. Возможно, он, знает, к какому результату он приходит. Первый этап тренинга – мотивация , используются кейсы на выявления проблем участников: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их навыков или опыта. Тратится 10% учебного времени на: концентрацию внимания на новой теме, освещение необходимости и пользы от данного материала . Этап эффективно влияет на усвоение этого материала.

Пример: На тренинге «по продажам» после определенных упражнений тренер может указать на отсутствие определенного навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное наблюдение . Готовит слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся знаний и опыта, формируя его логическую структуру навыков и методов . Второй этап тренинга занимает 20% учебного процесса.

3. Концепция абстрактная . Основной этап — на 50% времени рассчитано обучение: получение новых методик, знаний, навыков, необходимых для выполнения задач. Идеи генерируется, взаимосвязи выстраиваются между новой информацией и имеющимися навыками .

Очень хорошая китайская поговорка: «Когда я слышу, я могу забыть; когда я вижу, я могу запомнить; когда я делаю, я сразу понимаю!».

4. Выводы эксперимента . Последнему этапу отводится 20% учебного времени, проверка усвоения нового материала созданной концепции, модели . Оценивание полученных знаний, может быть: самостоятельное — каждый себе, тренером или всей командой обучающих. Оценка должна быть справедливой, наглядной. Присутствовать должна обратная связь, в которой отмечают положительные стороны обучения и замечания к тренеру. Он в свою очередь рекомендует продолжать самостоятельное изучение выбранной темы.

Проходя 4-е этапа обучения, круг модели Колба замыкается.

Цикл обучения Колба — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение способа обучения были выделены четыре вида обучающихся английскими исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от цикла Колба: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

Только тренер с высокой квалификации способен выделить их разновидность по реакции участников в процессе прохождения макро и микро- циклов Колба.

Источниками эффективности обучения является активный метод и фактор , связанный с циклом Колба – разновидность обучающих , которых разделяют личностный дефицитный ресурс , объединяют их в группу тренинга.

Пример: деятель компенсирует энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает работу аналитика; экспериментатор придает практическую направленность концептуалиста.

Модель Колба учитывается в макро-дизайне и микро-дизайне при создании тренинга высокого качества. А так же квалификация тренера, способного применить синергизм и разновидность этих типов в превосходной форме.

Шведский специалист Класа Мелландера предоставил свою версию, основываясь моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и восприимчивость человека;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • Процесс обработки – преобразование информации в опыт и понимание;
  • Дальнейшее применение – подходы из знаний, навыки в дело;
  • Обратная связь – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл обучения Колба — суммированный процесс имеющегося и приобретенного опыта с дальнейшим обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным действием.

Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.

Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:

  1. Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
  2. Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
  3. Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Активное экспериментирование (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.

В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.

В литературе с трудом можно найти определение термину “управление изменениями”. Любые преобразования, как личные так и организационные обязательно включают процесс обучения. Бьюкенен и Хажински определили обучение как “процесс приобретения знаний через опыт, ведущий к изменениям в поведении”. А Кемерон и Грин утверждают, что “обучение – это не только приобретение знаний, но применение их путем преобразования мира”. В связи с этим полезной будет разработанная в 1984 году Колбом модель обучения. Рассмотреть ее в контексте других моделей управления изменениями можно через .

Как учатся взрослые люди

  • Деятельность
  • Мышление

Он обнаружил, что люди обучаются одним из четырех способов:

  • через опыт,
  • через наблюдение и рефлексию,
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • или с помощью активного экспериментирования

Исходя из этого Колб разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:

  • Конкретный опыт – получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение – размышление над опытом
  • Теоретические концепции – приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике – экспериментальная проверка

Цикл Колба многие специалисты кладут в основу обучения действием (Action Learning). В этой связи обязательно стоит познакомиться с подходом с одноименным названием, .

Типы взрослых людей

Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению.

  • Активист – начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель – начинает с размышлений
  • Теоретик – начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик – начинают с осознания того, как это скажется на них

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Об этом и других особенностях лидеров, драйверов, катализаторов перемен мы говорим в процессе бизнес-семинара.

Для того, чтобы определить к какому типу относится человек Э. Кемерон и М.Грин предлагают ответить на следующий вопрос:

“Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);
  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);
  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);
  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик).”

Благодаря своей практичности, подход колба лежит в основе большинства современных и .

Подходы к обучению взрослых

“Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.” (Конфуций)

Приведенная цитата напоминает мне о том, что все новое это в какой-то степени забытое старое. И тем не менее… Обучение, как любой процесс изменений, является комплексным и требует разностороннего взгляда на проблемы трансформации. Поэтому важно понимать особенности разных моделей и подходов к обучению взрослых. На сайте в “ ” можно познакомиться с:

  • Р.Реванс обратил внимание на роль опыта и рефлексии, обратной связи в процессе обучения взрослых людей
  • “ ” – наглядно раскрыт гештальт-подход к обучению через комбинацию параметров осознанности и компетентности
  • “ Питер Бремли представляет процесс обучения, изложенный в предыдущем пункте, увеличив его с четырех до шести пунктов
  • – Бэйтсон описывает обучение, как процесс познания себя
  • – конкретный метод обучения, предложенный Г.Минцбергом на основе современных достижений в области обучения взрослых.

С другими взглядами на обучение сотрудников, развитие управленческих навыков, конкретными советами и фишками можно познакомиться в постоянно пополняемом .

Сравнение типологий сотрудников по отношению к переменам

Типология сотрудника характеризует его отношение к переменам и определяет поведение.

В основе типологии Д.) лежит отношение людей к срокам при постановке целей и коллективной деятельности.

Типология Ф.) показывает различие между тем что люди говорят и делают.

Е.)показывает, как люди отличаются в реакциях по отношению ко всему новому и насколько быстро готовы его принять.

В основе типологии ) лежат предпочитаемые людьми источники энергии, способы получения информации и принятия решений, а также стиль жизни.

Цикл обучения Колба разделяет людей на активистов, мыслителей, теоретиков и прагматиков. Они характеризуют то, с чего начинают учиться (меняться) люди.

Разделяет людей по типам реакции, не вскрывая ее причин. И наверное, для практикующего менеджера это очень удобный инструмент, т.к. все же организация это не психоаналитический кабинет.

"webdebug:save2pdf.controls" is not a component

Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба

Группа исследователей обнаружила, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом:

1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях - воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически - до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Заложенные в циклической четырехступенчатой модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Опросник стилей обучения и деятельности (LSQ, П. Хоней и А. Мэмфорд)

Типы обучающихся и стили обучения

Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации

Хорошо организованные информационные потоки — «кровеносная система» любого бизнеса; это то, что может выделить компанию из числа конкурентов. Билл Гейтс пишет: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».

Справедливо это и для индивидуального познания и обучения. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, а знание собственного стиля познания облегчает этот процесс.

Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Эти измерения и исследуются представленной ниже методикой The Learning Style Inventory - LSI.

Концепция Колба исходит из того, что при получении индивидом информации человек обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному. На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).

Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).

Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).

На тренингах для тренеров, мне иногда задают вопрос «Надежда, а что ты думаешь про цикл Колба, используешь ли ты его?». Это теория описывает внутренний процесс «закладки» знаний на основе опыта, у взрослого человека. «В качестве центрального принципа своей теории, в которой «непосредственный или конкретный опыт» является основой для «наблюдений и размышлений». (источник — wikipedia)

Модель элегантна в теории. Однако, современным бизнес-тренерам, пришлось с толкнуться с поколением Y. Напомню, что теорию поколений открыли Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991.

И тут цикл Колба, давай до свидания!

Кто такие Y (игреки) или поколение «миллениум» (1984–2000 г. р.)? Рожденные во время распада СССР, терактов и военных конфликтов, их впервые захватили цифровые технологий. Мобильные телефоны и Интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: свобода, веселье, результат как таковой. Наивность и умение подчиняться не чужды им. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Проблема в том, что бизнес-тренеры не все «выходцы Y», я например, из поколение X. Поэтому иногда возникают «трудности перевода» и обучения. В 2010 году я проводила проект с Toshiba, так на тренингах у меня были молодые парни 18–23 лет. Активные, быстрые им надо «все и сразу». Мне пришлось «говорить с ними на одном языке», так как они цитировали сериал «Интерны» и были в тренде последних новинок.

Особенности обучения игреков:

  1. У многих из них попросту не опыта работы, на который нужно опираться по теории Колба. Но как говориться опыт – дело наживное. Однако они хотят немедленный результат, и имеют завышенные амбиции.

Совет тренеру: Готовить интригу в начале тренинга, создавать веселую атмосферу и в первые 20 минут «импортировать» из них опыт положительного результата.

  1. Поколение Y – люди узнавания и быстрого результата, картинок и коротких текстов. Они активны и любознательны, но многим из них сложно выстраивать логические цепочки, собирать данные, то есть глубоко погружаться в изучаемый материал. Поколение Y – дети «информационного взрыва», связанного с резким скачком в развитии Интернета.

Совет тренеру: В обучении таких людей не стоит использовать привычные подходы в виде лекций и семинаров.

Необходимо давать материал, умно упакованный в «картинки»: ментальные карты, хорошие яркие презентации., использовать в тренинге принцип «метафор». Им легче увидеть «внешнюю картинку» легче, чем копаться в смысле. Метод Инфографики в тренинг – это моя личная новинка в Школе Тренеров.

  1. «Игреки» перенасыщены информацией. У них много поверхностных горизонтальных знаний на все случаи жизни. Поэтому быстро учатся и имеют творческий потенциал. Создание нестандартных решений – это их конек.

Совет тренеру: Включайте в тренинги мозговые штурмы и различные методы создания креативных решений. Дайте им выплеснуть их творческую энергию. Отмечайте их, нестандартные решения. Проведите тренинг «Креативность в решении бизнес-задач» и респект вам как тренеру обеспечен.