Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Международные стандарты экологического менеджмента. Международные стандарты экологического менеджмента Iso 14000 опыт применения

На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

Извлечение
из Проекта

Статья 5. Обязательный экологический аудит

1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
[…]

Статья 6. Добровольный экологический аудит

1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом.
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
[…]

СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

Словарь

Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора . Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

Кстати

После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды . Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года .

Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

Уровни аспекта

Значимость уровня

Индекс

Наименование

Большая

(3 балла)

Умеренная

(2 балла)

Малая

(1 балл)

Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

НПА соблюдаются

Экологический (последствия)

Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

Временной (частота возникновения)

Постоянное воздействие

Часто повторяющееся воздействие

Проявление маловероятно

Экономический (затраты, издержки, потери)

Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

Аспект не приводит к дополнительным потерям

Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7-10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

Вид деятельности (процессов, операций), продукция

Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

Экологический аспект

Воздействие аспекта на окружающую среду

Управляемость процесса (меры управления)

Балл значимости уровня

Общая оценка значимости

Примечание

Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

Нормальный

Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

Гальваническая обработка деталей, цех № 8

Нормальный

Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

Нормальный

Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

Загрязнение почвы тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

Нормальный

Образование отходов (плав солей термического производства)

Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

Нормальный

Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

Договор на утилизацию оргтехники

Общая значимость ЭА (К зн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

где X i — оценочный балл значимости уровня I (X i = 1, 2, 3);

N — количество уровней (N = 4).

Величина К зн изменяется в пределах от 4 до 12.

После выполнения расчетов значения К зн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия . Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2-3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

Серия стандартов ИСО 14000 затрагивает различные аспекты экологического менеджмента. Она предоставляет практический инструментарий для компаний и организаций, стремящихся определить и контролировать их воздействие на окружающую среду и постоянно улучшать свои экологические показатели. В ИСО 14001:2004 и ИСО 14004:2004 основное внимание уделено системам экологического менеджмента. В других стандартах серии акцент сделан на конкретные экологические аспекты, такие как анализ жизненного цикла, обмен информацией и аудит.

Понятие экологического менеджмента

Название научной дисциплины «экологический менеджмент » претерпевает изменение в ходе своей эволюции. В научной литературе за рубежом и тем более в России, где интерес к этой экономико-управленческой дисциплине начал формироваться недавно, нет общепринятого определения этого понятия. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления ».

Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием ». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики », Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

В работах, отечественных ученых также наблюдаются различные подходы в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями ». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы ». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности ».

Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды ».

Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) — инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости ». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация " означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды.

В соответствии с ISO 14000 , система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

  • Утвержденную экологическую политику
  • Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента
  • Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований
  • Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов
  • Установленные цели и задачи по охране окружающей среды
  • Сформированную экологическую программу
  • Документационное обеспечение системы экологического менеджмента
  • Управление операциями
  • Обучение персонала
  • Экологический мониторинг
  • Корректирующие и предупреждающие действия
  • Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита
  • Анализ со стороны руководства

ИСО 14001:2004 устанавливает критерий для системы экологического менеджмента. Стандарт не устанавливает требований для экологических показателей, но намечает рамки, которым компания или организация может следовать, чтобы создать эффективную систему экологического менеджмента. Он может быть использован в любой организации, независимо от вида деятельности или отрасли. Использование ИСО 14001:2004 гарантирует руководству и сотрудникам компании, а также внешним заинтересованным сторонам, что воздействие на окружающую среду измеряется и улучшается.

Цели и задачи экологического менеджмента.

В качестве целей внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента могут быть выделены следующие:

  • Снижение негативного воздействия на ОС;
  • Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;
  • Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;
  • Снижение образования отходов и их переработка

Задачи экологического менеджмента:

  • Обоснование экологической политики и обязательств

Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

  • Планирование экологической деятельности

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

  • Организация внутренней и внешней экологической деятельности

Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию потребления материальных и энергетических ресурсов и сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.)

  • Мотивация персонала

Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

  • Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

  • Анализ и оценка результатов экологической деятельности

Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

  • Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

Механизм внедрения экологического менеджмента

В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

  • Оценка исходной ситуации
  • Планирование внедрения системы экологического менеджмента
  • Постановка целей, задач и разработка программ.
  • Мониторинг (система наблюдения)
  • Оценка результативности
  • Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

Преимущества использования ИСО 14001:2004

  • Снижение затрат на утилизацию отходов
  • Экономия в потреблении энергии и материалов
  • Снижение затрат на распределение
  • Улучшение имиджа среди инспекторов, потребителей и общественности

Международные стандарты ИСО серии 14000.

Одним из основополагающих стандартов ИСО серии 14000 является МС ИСО 14001 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию" . В России в качестве национального действует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

Стандарт предназначен для целей сертификации системы менеджмента качества окружающей среды предприятий и организаций всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий.

Рисунок 2.4. Модель менеджмента качества окружающей среды

Стандарты по управлению окружающей средой "дают возможность организациям создать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть интегрированы с другими требованиями по управлению организацией, что будет способствовать достижению экологических и экономических выгод" . Однако они не предназначены для создания неценовых барьеров в торговле либо увеличения, либо изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

Данный стандарт содержит требования к системе менеджмента качества окружающей среды модель, которой представлена на рис. 2.5 (модель взята из описываемого стандарта).

Основные требования стандарта ИСО 14001.

    активное участие в работах руководства предприятия;

    разработка экологической политики, доведение ее до широкой общественности;

    создание фонда законодательных, правовых и других требований к охране окружающей среды, которые должны соблюдаться предприятием;

    установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды;

    разработка и реализация программы (программ) для достижения целей экологического менеджмента;

    создание, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества окружающей среды, включая обучение персонала, документальное оформление, контроль над процессами и подготовку мер на случай аварийных ситуаций;

    проведение мониторинга и измерений результатов воздействия производственной деятельности на окружающую среду;

    разработка процедур, обеспечивающих предупреждение и исправление любых потенциальных несоответствий в рамках системы;

    периодическое проведение экологического аудита системы;

    анализ системы со стороны руководства предприятия.

Сертификация системы на соответствие ИСО 14001 осуществляется путем проверки документации на систему менеджмента качества окружающей среды и выхода на объект. Поэтому ИСО 14001 содержит только те требования, которые могут быть действительно объективно проверены.

ИСО 14004 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования", как и ИСО 9004, носит рекомендательный характер и предназначен для внутреннего менеджмента качества окружающей среды. Стандарт также содержит рекомендации предприятиям, как эффективнее инициировать разработку, совершенствовать и обеспечивать устойчивое функционирование системы при координации с другими системами управления.

В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Этапы внедрения системы менеджмента качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия .

Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:

    Обязательства и экологическая политика. Организация должна определить экологическую политику и требования к СУКОС.

    Планирование. Необходимо спланировать программу реализации экологической политики.

    Внедрение. Организация должна разработать необходимый и возможный механизм обеспечения достижения целей и задач экологической политики

    Измерения и оценки. Организация должна проводить мониторинг, контроль и проверку характеристик окружающей среды

    Анализ состояния и совершенствования системы. Организация постоянно должна улучшать свою СУКОС в соответствии с поставленными целями по улучшению общих характеристик окружающей среды.

Внедренная система менеджмента окружающей среды должна быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001.

2.5. Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000

Система экологического управления, являясь частью общей системы административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг .

Многие элементы системы качества окружающей среды совпадают с элементами системы качества, установленными ИСО 9001. Прямая связь между отдельными разделами и параграфами стандартов свидетельствуют об их совместимости и наличии многих аналогий при внедрении на предприятии.

Таблица 2.4. Взаимосвязь стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001

Элемент ИСО 9001

Требования ИСО 14001

Ответственность руководства

    Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества окружающей среды

    Определение требований к ресурсам

    Анализ менеджмента качества окружающей среды со стороны руководства

Система качества

    Документирование процедур менеджмента качества окружающей среды

Анализ контракта

Анализ контракта с позиций охраны окружающей среды

Управление всеми документам и данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды

Идентификация продукции и прослеживаем ость

Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду

Управление процессами

Управление процессами, непосредственно влияющими на окружающую среду

Контроль и испытания

Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

Калибровка оборудования для мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.)

Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду

Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды

Внутренние проверки качества

Аудит системы менеджмента качества

Подготовка персонала

Обучение и повышение квалификации персонала, деятельность которого связана с возможным воздействием на окружающую среду

Таблица 2.5. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)

Код эл-та 9001

Наименование элемента ИСО 9001

Требования ИСО 9001

Требования 14001 ИСО

Ответственность руководства

    Разработка политики в области качества

    Создание и утверждение структуры организации работ

    Определение ответственности должностных лиц и их полномочий

    Предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала

    Назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству

    Оценка системы качества со стороны руководства

    Разработка экологической политики

    Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды

    Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества ОС

    Обеспечение ресурсами

    Анализ менеджмента ОС со стороны руководства

Система качества

    Для обеспечения качества д. б. создана система и документация:

    • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т. е. актуализироваться

      установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям

    Обеспечение эффективного применения документированных процедур и инструкций

    Документирование процедур менеджмента качества ОС

    Планирование работ по реализации экологической политики

Анализ контракта

Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком.

Анализ контракта с позиции ООС

Управление документами и данными

Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята полномочным персоналом, а также имелась в распоряжении персонала на рабочих местах, изымалась, если она устарела или потеряла силу.

Управление всеми документами и данными предприятия

Идентификация продукции и прослеживаемость

Обозначение изделия и возможность определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг

Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на ОС

Управление процессами

Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками

Управление процессами, непосредственно влияющими на ОС

Контроль и испытания

    Подтверждение выполнения заданных требований к продукции

    Необходимые виды контроля, испытаний и регистрации должны быть подробно изложены в документированных процедурах или рабочих инструкциях

    Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики.

    Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам

Управление контрольным измерительным и испытательным оборудованием

Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке.

Калибровка оборудования и мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики

Управление несоответствующей продукцией

Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия.

Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.).

Корректирующие и предупреждающие действия

Система качества должна содержать методики направленные на прогрессивное улучшение качества продукции, работ и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа

Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС.

Управление регистрацией данных о качестве

Должна создаваться система учета и хранения зарегистрированных данных о качестве.

Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС.

Внутренние проверки качества

Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с учетом состояния и важности проверяемой деятельности.

Аудит системы менеджмента качества.

Подготовка персонала

Подготовка и переподготовка всего персонала, влияющего на качество.

Обучение и повышение квалификации персонал, деятельность которого связана с возможным воздействием на ОС.

Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует о возможности распространения накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую предметную область - экологическое управление .


Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены соответствующие документы и назначен ответственный за некоторую область. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

– организационный – через улучшение экологического «поведения» корпораций;

– национальный – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;

– международный – через улучшение условий международной торговли.

Философия стандарта ISO 14000 – «через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечение в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом».

Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, такие как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такой страны, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000» – утверждает одна из консультационных фирм.

Сегодня международная организация по стандартизации ISO проводит политику внедрения интегрированных систем качества, которая регламентируется стандартами ISO 9000 (качество), ISO 14000 (окружающая среда), GMP (безопасность жизнедеятельности). Эти стандарты имеют общую область: новая версия стандартов ISO 9000/2000 уже включает в себя ряд вопросов экологии, стандарт ISO 14000 базируется на системе менеджмента качества.

Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становится таким же необходимым условием для предприятий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах- получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, нефтепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно используемых человеком и т.д.

Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на международный сертификат ISO 14000, проводимых пока исключительно зарубежными сертификационными органами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.

IQNet является международной сетью сертификационных органов. Члены ее – организации, проводящие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стандартам ISO 9000 или 14000, выдают единый международный сертификат с логотипом IQNet.

Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификационных работ с органами, входящими в сеть IQNet.

Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри предприятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.

Наряду с IQNet существует IAF – международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации – Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.

Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.

Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

– популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

– популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

– подготовка специалистов-аудиторов;

– развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

– внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой – ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014, можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.

Согласно стандарту, результатом внедрения системы экологического менеджмента является последовательное улучшение (рис. 3.2), т.е. процесс развития, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.

  • 4. Система менеджмента и экологического управления на основе главных исторических этапов становления и развития мировых рыночных отношений.
  • 5. Экологическая служба предприятия (Классификация).
  • 6. Экологический маркетинг (история развития, комплекс маркетинга).
  • 7. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды
  • 8. Основные маркетинговые подходы в области экологии
  • 9. Маркетинговые подходы в управлении природоохранной деятельности
  • 10. Экологическая сертификация. Направления, цель. Экологическая маркировка первого типа.
  • 11. Экологическая сертификация второго и третьего типа.
  • 12. Закон рф «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 1 «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
  • Глава 2 «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
  • Глава 3 «Добровольная сертификация» включает три статьи.
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.
  • 14. Гост р исо 14000
  • 15. Модель системы управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
  • 16. Система экологического менеджмента (ems). Понятие ems, центральный документ емs.
  • Область применения iso 14001
  • 17. Основные требования iso 14001 к предприятию
  • 18. Открытый цикл, как основа требований стандарта iso 14001. Структура менеджмента (iso 14001).
  • 19. Экологическая политика предприятия.
  • 20. Принцип Хартии предпринимательской деятельности
  • 21. Цикл деятельности организации
  • 22. Принципы и обязательства экологической политики
  • 23. Схема внедрения системы экологического менеджмента на предприятии. Мотивы для внедрения.
  • 24. Предварительная работа (этапы) для создания системы экологического менеджмента на предприятии.
  • 25. Программа экологического менеджмента
  • 26. Направления практической деятельности экологического менеджмента
  • 27. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент.
  • 28. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия
  • 29. Экономический ущерб. Составляющие природоохранных затрат. Экономический механизм управленияю
  • 30 Система платежей за природопользование
  • 32 Плата за воду.
  • 33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
  • 34. Платежи за загрязнение окружающей среды(принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
  • Суммарная величина платежа за загрязнение
  • 36. Понятия и основы экологического страхования.
  • 37. Классификация объектов и особенности тарифной политики. Принципы осуществления экострахования.
  • 38. Направления решения проблемы экострахования.
  • 39. Экологический аудит: цели, задачи, основные принципы.
  • 40. Основные виды экологического аудита
  • 41. Аудит системы экологического менеджмента.
  • 42.Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях
  • 43. Процедура экологического аудирования на предприятии
  • 44. Аудит природопользования в системе менеджмента. Аудит недропользования.
  • 45. Квалифицированные требования для аудиторов в области экологии
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.

    Стандарты ISO включают следующие разделы:

      ISO 14001 и 14004 - система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

      ISO 14010-14012 - руководство по экологическому аудиту: ос­ новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­ фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

      ISO 14020-14025 - экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

      ISO 14031 - оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

      ISO 14040-14043 - оценка жизненного цикла, проект пред­ ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

    Система управления окружающей средой (environmentalmanagementsystem) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    Экологический аспект (environmentalaspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. (Примечание - Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.)

    Экологическая политика (environmentalpolicy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

    Стандарты ИСО 14000 добровольные, они могут быть использованы:

    Для внутренних нужд организации и внешних нужд чтоб продемонстрировать клиентам, инвестоам соответствие экологическому уровню.

    ИСО 14000 обеспечивают уменьшение воздействи загрязнения на ОС по 3м уровням:

      Организационный уровень через улучшение экологического поведения предприятия

      Национальный уровень через создание существенного дополнения к национально нормативной базе и компонента государственной экологической политики

      Международный через улучшение условий международной торговли

    14. Гост р исо 14000

    Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или ISO 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой - ГОСТ Р ИСО 14000, где про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление_об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.