Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

«Зимующие птицы нашей деревни». Исследовательская работа учащихся начальной школы. Проект "помощь зимующим птицам" Исследовательская работа на тему птицы зимой

МБОУ «Алтуховская СОШ»

Проект

«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

Логутова Анастасия, учащаяся 2 класса

Клименко Диана, учащаяся 2 класса

Либенкова Полина, учащаяся 2 класса

Руководитель

учитель начальных классов

Костюкова Наталья Михайловна

2015 год

Проект: ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1. Актуальность выбранной темы ………………………. ……………3

1.1.Проблема проекта ……………………………………. ……………4

2. Цель и задачи проекта ………………………........……. …………….4

2.1.Планируемые результаты ……………………………. …………...4

2.2. Методы и приёмы работы над проектом …………... ……….…5

3.Этапы реализации проекта……………………..………... ………….5

3.1. Информационный этап …………………………...…… ………….5

3.2.Практический этап …………………………...……….................... . 6

3.3 Наблюдения……………………………………………..................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………................................8

Список используемой литературы……………………..…………… 8

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………… 9-10

Введение

Идея создания проекта - проблема зимовки птиц нашей местности. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Если постоянно подкармливать зимующих птиц можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. А также сохранить их численность. Вот мы и решили вместе с родителями нашего класса создать проект о зимующих птицах.

Актуальность выбранной темы

Зима для птиц – самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от голода и холода. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество корма, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. А остаться совсем без корма, да еще в сильные холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель. Таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки. Доброй традицией для учеников начального звена нашей школы стала работа по благоустройству «птичьей столовой» в школьном дворе.

Нам захотелось узнать: достаточно ли птицы зимой получают корма?

В этом году мы, ученики 2 класса, решили украсить уголок под окнами нашего класса кормушками. Это будет для птиц полезное и уютное место обитания, а для нас – красивый уголок, который будет вызывать положительные эмоции. Вот почему свой проект мы считаем очень значимым и актуальным. Тогда мы задали два важных вопроса.

Какие птицы остаются зимовать?

Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?

Цель проекта:

Изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Задачи проекта:

1.Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности и о роли человека в жизни птиц;

2.Наблюдать за поведением зимующих птиц и изучать отличительные признаки внешнего вида пернатых;

3.Изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей и открыть новую «птичью столовую» « Налетай-ка!»;

План наших действий:

1.Обсуждение целей и задач

2.Придумывание эскизов кормушек.

3.Изготовление кормушек из разного материала.

4. Открытие «Птичьей столовой».

5. Наблюдение за поведением и подкормка птиц на кормушках.

6. Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

7. Оформление и раздача листовок "Покормите птиц зимой".

Планируемые результаты:

Иметь представление о зимующих птицах;

Совместно с родителями изготовить кормушку;

Регулярно подкармливать птиц зимой;

Наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике;

Любить и бережно относиться к природе.

Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.Наблюдения;

2. Сбор информации;

3. Работа с литературой;

4. Экскурсии;

5. Обработка собранной информации;

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Информационный (Логутова Анастасия учащаяся 2 класса).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Вот мы и решили помочь птицам.

Мы придумали листовки и раздали их учащимся нашей школы. (приложение 1)

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Вывод: зимуют в нашей местности только те птицы, которые хорошо приспособились к выживанию: синицы, воробьи, дятлы, сойки, клесты, снегири, вороны.

2. Практический (Клименко Диана учащаяся 2 кл).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

После информационного этапа мы приступили к практическому. Мы сделали и повесили 10 кормушек.

Кормушки лучше делать самые простые – использовать пакеты из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (Либенкова Полина учащаяся 2 класса).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений результаты: какие птицы прилетали к кормушкам, какой корм употребляли; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за птицами Либенковой Полины. (приложение3)

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна класса.

Выводы :

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц.

Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири, воробьи, синицы, вороны. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

Таким образом, если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года, и сохраним их численность.

4.Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Список литературы

1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». - 2008. - 256с.

(с.123)

4. «Птицы. Атлас- определитель»,М. «Просвещение»,1999г.

5. «Я познаю мир. Птицы», М. «АСТ», 2001г.

6. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/

Приложение №1.

Листовка – обращение.

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи.

Сделайте и развесьте кормушки!

Не забывайте подсыпать корм! Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 2 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

3. Кормушки нужно держать в чистоте.

4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение № 3

Птицы

Кормушка

Корм

Способ употребления

Число птиц за 1 час

Воробьи

Устойчивая крепкая

любой

Клюет у кормушки

0-6

Синицы

Маленькая из-под молочных продуктов

Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, овсянка, пшено.

Выбирает по зернышку, клюёт зажимая лапками

0-4

Снегири

Бусы из семян и фруктов

Рябина, семена

Клюёт аккуратно, без мусора.

0-2

Вороны

На земле

Всё

Ест смело, быстро

0-1

Приложение № 4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Сосногорска Республики Коми

Исследовательская работа

на тему: « Зимующие птицы нашего города »

Выполнил: Карпушин Кирилл , обучающийся 1 "г" класса

МБОУ "СОШ № 3 с УИОП" г. Сосногорска

Руководитель: Жалсанова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №3 с УИОП" г. Сосногорска

г. Сосногорск, 2016 год

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………5

1.1 Зимующие птицы……………………………………………………………...5

      Кормушки для птиц …………………………… …………………………....6

      Подкормка птиц ……………………………………………………………....7

      Сроки и нормы подкормки……………………………………………...9

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ………………………………………………………11

2.1. Наши наблюдения…………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают неповторимую прелесть лесной роще и степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно. В населенных пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждения и от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека.

На уроках окружающего мира я узнал, что птицы бывают перелётные и зимующие; что птицам, которые остаются зимовать, нужна наша помощь. Вот тогда я и решил больше узнать о зимующих птицах нашего города: где они живут, чем питаются. Я уверен, что в настоящее время чрезвычайно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит жителей города (и детей, и взрослых) заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы о птицах - развешивание кормушек и их подкормка.

При выполнении данной работы я знакомился с жизнью птиц в условиях города. Ведь самое интересное для нас, детей, - это наблюдать за живыми птицами на прогулке. Серия наблюдений даст мне гораздо больше умственного развития, чем просто чтение рассказов о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Фильм скорее всего забудется без закрепления и применения полученной информации.

Актуальность темы: Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. В условиях городской суеты мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. Птицы – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.

Цель работы: оказание помощи птицам в зимний период и изучение поведения зимующих птиц города.

Задачи исследования:

Исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу;

Привлечь птиц на кормушки, построенные своими руками; подкармливать птиц зимой;

Изучить предпочтение кормов различными видами птиц;

Провести собственные наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.

Объект исследования: зимующие птицы.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из книг, журналов интернета.

План исследования:

1. Изучить, какие птицы остаются зимовать.

2. Изучить, из какого материала можно построить кормушки.

3. Чем кормить птиц зимой?

4. Наши наблюдения и выводы.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Зимующие птицы

С наступлением холодов птицы улетают в теплые края, в места, где больше пищи. А некоторые птицы остаются зимовать в городах.

Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеческому жилью.

Рассмотрим видовой состав зимующих птиц:

- синица: зимой синицы собираются стайками. Их часто можно видеть рядом с жильём человека. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди;

- сорока: её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это оседлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. А мне нравится, как она стрекочет;

- воробьи: рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом, да и размером, разве что последний несколько стройнее;

- вороны: зимой прилетают к нам из лесопосадок, в городе они людей меньше боятся. Вечером летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходятвперевалочку.

1.2 Кормушки для птиц

Подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как считают некоторые люди.Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.

Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм будет засыпан снегом или залит дождем;

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что необходимо регулярно наполнять её кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают её ежедневно.

Мы с папой сделали кормушку из веточек и досок (фото 1 и 2).


Фото 1 и 2 - Изготовление кормушки

Каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. Вот и мои одноклассники также не остались равнодушными к зимующим птицам, и решили соорудить свои домики и подкормить пернатых (фото 3 и 4).


Фото 3 - Кормушка Кристины Кошлаковой Фото 4 - Кормушка Илоны Вахрушевой.

1.3 Подкормка птиц

В качестве корма мы использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки белого хлеба.

Засыпать корм нужно утром или днём. Традиционный корм для птиц в зимнее время (таблица 1).

Таблица 1- Перечень корма

Корм

Способ подкормки

Виды птиц

Нежареные семена подсолнуха

Насыпаются на кормовой столик

Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые)

Насыпается на кормовой столик

Воробьи, сизый голубь

Крошки чёрствого пшеничного хлеба

Насыпаются на кормовой столик

Синицы, воробьи, сизый голубь

Кусочки несолёного сала, мяса и жира

Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях

Продукты, которые опасны для здоровья птиц, плохо перевариваются в желудке, а также категорически запрещается давать их в морозную погоду (что может привести к гибели):

Черный, ржаной хлеб;

Жаренные семечки;

Кожура бананов и цитрусовых;

Перловая крупа, горох и чечевица.

Главная цель подкормки - защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев птицами. Другая положительная сторона подкормки - привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового сезона остается в районе подкормки, там же выводит и выкармливает птенцов, обогащая местную фауну.

Свою кормушку я установил на дереве возле дома (фото 5, 6,7).


Фото 5, 6, 7 – Установка кормушки на дереве

Первыми посетили наши кормушки воробьи и голуби (фото 8).


Фото 4 – Первые гости

1.4. Сроки и нормы подкормки

Общая продолжительность сезона подкормки зависит от климатических условий, урожая естественных кормов и некоторых других причин. Нецелесообразно начинать подкормку птиц, когда в октябре стоит тихая теплая погода, а на лугах и в лесу имеются естественные корма. В этом случае птицы неохотно будут посещать кормушки. Если же в октябре холодная дождливая погода или выпал снег и к тому же наблюдается неурожай естественных кормов, подкормка необходима.

Абсолютная бескормица наступает лишь с начала промерзания почвы или выпадения глубокого снежного покрова. Поэтому норму кормов распределяют в зависимости от состояния кормовой базы и климатических условий по периодам:

Первый период – прикормочный, длится примерно 30 – 45 дней (с 15 октября по 30 ноября). В это время птиц приучают к кормушкам. Корма сначала выкладывали в количестве 15 – 20 % нормы (пока птицы поедают их неохотно);

Второй период – основной, длится 120 дней (с 1 декабря по 31 марта). В это время птицы особенно нуждаются в подкормке, поэтому им даём полную норму кормов;

Третий период – завершающий, длится 10 – 25 дней (с 1 по 25 апреля). В это время выкладывают 80% полной нормы, так как в связи с таянием снега открывается доступ к прошлогодним запасам естественных кормов. Закончить подкормку раньше 15 апреля можно лишь в том случае, если наступила теплая погода. Если же прошлогодний урожай был небольшим или отмечается запоздалая весна и повсеместно лежит глубокий снежный покров, подкормку следует продолжать до 15 апреля.

Однако подкармливать птиц не следует слишком обильно, особенно семенами подсолнечника. Птицы перестают потреблять другой корм, что снижает их сопротивляемость инфекций, и становятся настолько зависимыми от подкормки, что при ее прекращении хотя бы на 2 дня нередко гибнут.

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1. Наши наблюдения

Для нашей кормушки я выбрал место рядом с домом, чтобы мне было удобно подкармливать птиц каждый день, а также наблюдать за их поведением. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садиться. Я каждый день днём насыпал в кормушку нежареные семена подсолнуха, зёрна и крошки белого хлеба. За день птицы все съедали, так что к вечеру кормушка уже была пуста.

К кормушке, как правило, прилетали воробьи и голуби. Первым, кто решился поближе подойти к кормушке, оказался голубь. Нам очень было интересно наблюдать, как он с осторожностью подлетел к кормушке, сначала сел на крышу, оглянулся и только потом подошел к корму. А вот воробьи вели себя более спокойно, они небольшой стайкой сели на кормушку и клевали хлебушек.

Птицы быстро привыкли к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещали её ежедневно.

Голуби предпочтение отдали нежареным семенам подсолнуха, но не отказывались и от хлеба. Воробьи, наоборот, предпочитали больше хлеб и зерна, а семена подсолнуха практически не клевали.

После пяти дней подкормки птиц я решил посмотреть на их поведение, если в кормушке не будет корма. Днём птицы по привычке прилетали, но, не найдя еды, улетали. На дереве, на котором обычно днём собирается большое количество птиц, когда кормушка полная, не было ни одной птицы. Но как только я выходил на улицу из дома, чтобы насыпать корм в кормушку, я заметил, что птицы начали потихоньку возвращаться в свою знакомую "столовую". И буквально через несколько секунд после того, как я насыпал корм, в кормушке уже не было свободного места.

Также заметил, что в холодную погоду птиц прилетает больше, чем в тёплую. Свои наблюдения я отобразил в таблице 2

Таблица 2 - Мои наблюдения за поведением птиц в кормушке

Виды птиц

Поведение и количество птиц, прилетающих на кормушку.

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

Прилетело очень мало птиц, на кормушку сел только один голубь. Поведение осторожное.

Количество птиц заметно увеличилось, по сравнению с 1 днем, поведение заметно более спокойное.

Решились на кормушку сесть уже две птицы.

Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное.

Прилетела небольшая стайка птиц.

На кормушку садятся по одной – две птицы.

Количество птиц заметно прибавилось, поведение настолько стало спокойное, что на кормушку садятся по четыре-пять птиц, и между собой начинают конкурировать.

Прилетело всего три воробья, были более спокойнее.

Количество птиц не изменилось, поведение прежнее.

Не прилетали.

Прилетело немного больше, чем в первый и во второй день, ведут себя менее осторожно.

На кормушку садятся по несколько особей.

Количество птиц увеличивается, ведут себя спокойно, внимание на окружающих не обращают.

На кормушку садятся кучками.

Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы: наша гипотеза подтвердилась - птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Моя работа является важным звеном экологического воспитания моих сверстников. Через её реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить одноклассников к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Это же не так сложно, сделать своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдать за поведением разного вида птиц, слетающихся на угощение.

Таким образом, развешивая кормушки, не важно где будь это - в садах, парках, или около своих домов, мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль[Текст]: Академия развития, 2004. - 255 с.

2. Бёме Р.Л. Птицы. Энциклопедия природы России [Текст]: энциклопедия / Р.Л. Бёме, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков. – М.: Изд-во «ABF». 1998.-491 с.

3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» [Текст]: - Живая природа от А до Я.-М.,2008. - 384 с.

4. Дмитриев Ю. Книга природы [Текст]: энциклопедия / Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский. – М.: Детская литература, 1990. – 400 с.

5. Энциклопедия для детей. «Птицы и звери»[Текст]:- М.:Изд-во«Мир энциклопедий Аванта +».2011.-448 с.

6.http://www.countrysideliving.net/GRD_PRJ_BirdsWint_Jan05.html: [Электронный ресурс].

Виктория Кожевникова

ознавательно –исследовательский проект

«Зимующие птицы нашего края »

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда :

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

И если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц . В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц . Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто. Сегодня уже 22 января и нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать ? Чем подкармливать птиц ?

Проблема : недостаточные представления детей о зимующих птицах

Цель : расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Название проекта : зимующие птицы нашего края

Вид проекта : познавательно- исследовательский

Сроки реализации : Ноябрь- январь

Участники : воспитатели, дети средней группы, родители

Продукт деятельности :- конкурс-выставка кормушек «Лучший

домик для птиц »; -информационный стенд ;-экологический КВН «Зимующие птицы нашего края » ;

Актуальность проблемы

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы » выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость : они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах , их повадках и образе жизни.

Так как по «Программе «От рождения до школы» » тема «Зимующие птицы » в средней группе в основном проходит лишь через наблюдения во время прогулок и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах , развивать интерес к их образу жизни.

Я надеюсь, что организация НОД, бесед, наблюдений за птицами , чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем проникнуться любовью к миру птиц , чувством щадящего, оберегающего т ответственного отношения к ним.

Таким образом, задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Предполагаемый результат :

1. будут знать : название птиц нашего края ; особенности их внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе.

3. будут воспитывать в себе : внимательное, заботливое и бережное отношение к птицам .

Задачи :

ОО «Познание » .

1. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг о зимующих птицах , наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;

2. Развивать творческое воображение детей через продуктивную деятельность, ТРИЗ- РТВ;

3. Развивать творческое мышление через настольно-печатные игры «Чей птенец?» , «Части- целое» , «Чей домик?» , «Кто есть кто» .

ОО Коммуникация»

4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской , игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности : СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечения;

ОО «Социализация»

6. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий.

7. Воспитывать бережное и заботливое отношение детей к зимующим птицам через развешивание кормушек, их подкормку;

8. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

Примерная схема осуществления проекта

Вид деятельности Пути реализации

Двигательная : 1. Сюжетно-игровое физкультурное занятие «Зимующие птицы » ;

2. Утренняя гимнастика «Мы весёлые птички» ;

3. П/и и м/п/и «Воробушки и автомобиль» , «Птички в гнёздышках» , «Голуби и кот» , «Воробушки и кот» , «Ворона и собачка» , «Ловишки с воробьишкой» , «Птицелов » ;

4. Игр. упр. «Прыгни как птичка» ;

5. Физминутки «Вороны» , «Снегири» , «Руки подняли и помахали»

Игровая : 1. Театр. игра «Напиши письмо другу (птице ) » + игр. беседа «Берегите всяких птиц , друзья!»

2. СРИ «Что принесла нам сорока?» ;

3. Развлечение «Синичкин календарь»

Трудовая :

1. Экологическая игра «В зимней столовой» ;

2. Изготовление кормушек

Коммуникативная : 1. НОД. Р/р «Зимующие птицы » ;

2. Д/и «Угадай по описанию» , «Кто как поёт» , «Разрезные картинки» , «Чей домик?» , «Назови детёныша»

3. П\и с речевым сопровождением «Снегири» , хороводная игра «Воробей»

4. П/г «Кормушка» , «Птичка» , «Дятел» ;

5. Д/у «Какой птички не стало?» , «Назови ласково»

Познавательно- исследовательская и конструктивная : 1. Цикл наблюдений за птицами «Какие птицы прилетают к нам на участок» + Экологическая игра «В зимней столовой»

2. ФЭМП «Сколько пицц к кормушке нашей Прилетело ? Мы расскажем…»;

3. Формирование цел. карт. мира «Зимующие (дикие) птицы »;

4. Игры ТРИЗ – РТВ «Часть - целое» ,

Восприятие художественной литературы : 1. Чтение рассказов : И. Тургенева «Воробей» , М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, В Сухомлинского «О чём плачет синичка» , просмотр мультфильма «Высокая горка»

2. Заучивание стихотворения «Трудно птицам зимовать » ;

3. Загадки о птицах

Музыкально- художественная : Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц »

Продуктивная : 1. Рисование «Красивая птичка» ;

2. Аппликация «Птицы у кормушки » + просмотр слайдовой презентации

3. Работа в раскрасках «Птицы »

План проекта

1. Вводная часть.

Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта .

Обоснование реализации проекта , актуальность проблемы.

2. Практическая часть.

НОД, посвященные теме зимующие птицы .

Пословицы, стихи, загадки о зимующих птицах .

Чтение рассказов.

Игровая деятельность : СРИ, игра – викторина, вечер загадок, театрализованная деятельность, п/г, п/и, д/и.

Двигательная деятельность : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физминутки

Культурно – досуговая деятельность : развлечение, КВН, игровой досуг.

3. Заключительная часть.

Конкурс-выставка «Лучший домик для птиц » ;

Развлечение «Синичкин календарь»

Информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем помогать» .

КВН «Зимующие птицы »






Введение

Удивительные творения природы - птицы - радуют нас своей подвижностью, голосом. Они радуют нас своей внешностью, голосом. Птицы украшают мир, делая его ярким и радостным, а еще птицы приносят огромную пользу человеку, уничтожая вредных насекомых и этим спасают зеленые насаждения, урожай полей и огородов.

Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Это гуси, лебеди, утки, стрижи, ласточки, а те птицы, которые находят себе корм, остаются зимовать. Птицам тяжело зимой; они переживают голод, холод, морозы. Как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни.

Объект исследования: зимующие птицы

Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке

Цель работы:

  • изучение образа жизни и поведения зимующих птиц в нашей местности;

Задачи:

  • исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу;
  • изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;
  • изучить предпочтение кормов различными видами птиц;
  • провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке;
  • подсчитать число птиц в период с 26 по 9 февраля 2015 года;

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования : научный поиск, наблюдение, сопоставительный анализ.

  1. Результаты исследования

Для понимания проблемы и для достижения поставленных целей и задач нами были определены этапы наших исследований.

Этап №1.

Сначала нами было изучено достаточное количество литературы: энциклопедии, атласы-определители. Наш руководитель, Надежда Васильевна провела с нами цикл бесед на тему «Зимующие птицы», где мы узнали не только много интересных фактов о самих птицах, но и очень важные правила подкормки птиц зимой: чем и как кормить, как должна быть устроена кормушка, где лучше повесить кормушку. А еще и как не навредить птицам, подкармливая их: что нельзя давать в качестве корма.

Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них!

Правила подкормки птиц:

  • Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
  • Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.
  • Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
  • Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
  • По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
  • Кормушку необходимо регулярно чистить!

Из научной литературы мы узнал, что наши соседи зимой это: поползень, воробей, синица, свиристель, снегири, голубь, клест, дятел.

Этап №2.

Вторым нашим этапом было изготовление кормушек разных видов и форм. Самая простая кормушка - это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдуло ветром. Хорошо, если у кормушки есть крыша, тогда еду не засыплет снегом. Кормушки можно сделать из различных пакетов для молока и сока, печенья и сыра, банок и подложек для полуфабрикатов. Важно, чтобы отверстие в кормушке было настолько большим, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

На занятиях по экологии мы с руководителем сделали несколько видов кормушек, а именно:

  1. Кормушка из пластмассовой бутылки;
  2. Кормушка из деревянного лотка;
  3. Кормушка из бумажной коробки из под молока.
  4. Кормушка из овоща (кабачка).
  5. Кормушка из бумаги, обсыпанной семенами.

Всего мы изготовили 9 кормушек. Кормушки мы разместили по адресу : в сквере возле церкви, во дворах домов около СКОШИ.

Место мы выбирали не людное, но в то же время не далеко от нашей школы, чтобы было удобно проводить наблюдения. Кормушки были повешены на расстоянии не ниже 1.5 метра от земли на ветвях деревьев.

Все кормушки мы условно разделили на три группы по типу корма:

  1. Группа кормушек с подсушенным белым хлебом;
  2. Группа кормушек с кусочками несоленого сала;
  3. Группа кормушек с крупой и семенами.

Этап №3.

Третий наш этап это наблюдение за количеством птиц, прилетающих на кормушку.

В период с 26 января по 9 февраля 2015 года каждое занятие по «Экологии» мы навещали наши кормушки и подсчитывали количество птиц, прилетающих на кормушку, а так же не забывали подсыпать свежий корм для наших подопечных.

Наблюдая за птицами, установили, что птиц больше прилетает на кормушку ни в том случае, когда очень холодно, а когда выпало большое количество снега.

За период наблюдения к нашим кормушкам прилетали: воробьи, синицы. Возле кормушек на деревьях видели поползня, но ни разу не видели их на наших кормушках. А воробьи больше предпочитали корм, который падал на снег возле кормушек. Затем мы насыпали корм вдоль тропинок и в первую очередь птицы склевывали его.

У каждой птицы свои повадки и ведут они себя по-разному. Интересно наблюдать за ними! Как правило, первыми обнаруживают кормушку воробьи. Воробьи предпочитают держаться стайками. Поэтому птицы быстро обнаруживают вывешенную кормушку. Они перелетали с дерева на дерево, суетливо подбирая корм по дороге. Вне кормушки воробьи кормились всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут же опускаясь на снег и подбирая корм. Часто воробьи начисто опустошали кормушку за короткое время, не оставляя корма для других птиц.

Несколько раз на наших кормушках мы заставали синичек. Они по очереди прилетают за кормом, берут по 1 семени, отлетают и, зажав семя лапой, достают содержимое.

По дороге к нашим кормушкам мы подкармливали еще и голубей. Голуби с удовольствием съедали все без разбора.

Заключение

По итогам наших исследований было выяснено следующее:

  • Воробьи предпочитали больше хлебные крошки, пшеницу и семечки.
  • Синицы больше предпочитали сало, и так как птиц прилетало не много сало всегда оставалось в кормушке.
  • Птицы насторожено относились к кормушкам и более охотно съедали корм, рассыпанный по натоптанным тропинкам.
  • Птицы чаще посещают деревянную кормушку, чем две остальные. Это может быть связано с тем, что деревянная кормушка более устойчива и просторнее.

Наше исследование не закончено и будет продолжено в следующем году. Нам очень понравилось подкармливать птиц, мы себя ощущали очень нужными и с нетерпением ждали занятий по «экологии», чтобы вновь проведать наших подопечных.

МОБУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского района Республики Мордовия .

Тема исследовательской работы:

«Наблюдения за зимующими птицами»

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности…5.

1.Природные условия села Кемля………………………………………5.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений)……………… 6.

Глава II. Поведение птиц у кормушки…………………………………..10.

1. Наблюдения учащихся за птицами………………………………. 10.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня при посещение кормушек…………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………...................................15.

Приложение.

Введение.

Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.

Мы живём в Средней полосе России. Для нашей местности характерны как перелётные птицы, живущие у нас летом, так и зимующие. Зимующих птиц можно разделить на два вида: постоянно обитающих возле человека и прилетающих к жилью по мере наступления холодов и бескормицы в лесных массивах. К первым отнесём воробьёв, галок, ко вторым – синиц, снегирей, свиристелей. А ещё к жилью человека как зимой, так и летом прилетают, хотя и редко, дятлы и совы. На сегодняшний день на территории Ичалковского района (по данным национального парка «Смольный») зарегистрировано 206 видов птиц, из которых 20 занесены в Красную книгу Российской Федерации и 69 - в Красную книгу Мордовии. И хотя большинство пернатых осенью покинули наши края, улетев зимовать в южные страны, многие из них остались с нами. Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты. Поближе к людям прилетают в зимнее время и синицы, поползни, дятлы, снегири, полевой и домовой воробьи. В это суровое время трудно приходится нашим пернатым друзьям, снег заметает скудные корма, и птицы с радостью принимают помощь от человека. Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. В среднем из десяти зимующих птиц весну встретят лишь три. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Дети с удовольствием откликнулись на просьбу, поддержать птиц в зимний период. Они смастерили не хитрые кормушки и подкармливали птиц. Наблюдая за пернатыми друзьями дети узнали много, о их повадках и вкусовых пристрастиях. Им стало интересно, какие еще птицы зимуют в нашей местности, сами стали подбирать материал на эту тему. Двое учащихся 7 класса вели наблюдения за поведением птиц у кормушек всю зиму, свои отчеты они представили в этой работе.

Объект исследования:

Для исследования учащиеся разместили кормушки у своих домов чтобы было удобнее проводить наблюдения за птицами в любое время.

Цель проекта:

1. Определить видовой состав зимующих птиц нашей местности.

2. Помочь птицам пережить зиму.

3. Воспитывать у детей чувство ответственности и любовь к природе.

Задачи проекта:

1. Произвести описание видового состава зарегистрированных зимующих птиц, за время наблюдений.

2. Работать самостоятельно с дополнительной литературой, и определителями для поиска необходимой информации.

3. Сформировать навыки проведения наблюдений и их описания.

4. Выявить особенности жизнедеятельности птиц зимой. 5. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Методы исследования.

2. Наблюдения объектов.

3. Обобщение материала.

Сроки проведения работы

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений).

Многие птицы нашей местности в зимнее время стремятся прилететь поближе к жилищу людей. Например, большая синица, буроголовая гаичка, московка, обыкновенная лазоревка, снегирь, полевой и домовой воробей иногда в населенные пункты залетают стаи свиристелей, дроздов- рябинников. Поэтому мы в своем населенном пункте и его окрестностях можем наблюдать большое разнообразие птиц.

Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты.

Оседлые птицы: сизый голубь, дятел - серый, черный, большой и малый пестрые, сойка, сорока, галка, серая ворона, ворон, синицы, поползень, домовой и полевой воробей, щегол, тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, филин, серая неясыть, домовой сыч, зимуют снегирь, дрозд- рябинник. В нашей местности приблизительно 30 видов зимующих птиц. В своей работе мы изучали видовое описание птиц только наблюдаемых нами в зимний период.

1. Обыкновенный снегирь (лат. Pyrrhula pyrrhula ,) - одна из широко известных перелётных птиц лесов России. Снегирь живет в лесах с густым подлеском, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время кочевок). Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, тем не менее ее нечасто можно заметить. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы, как и отдельные птички на безлиственных деревьях парка на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок она буровато-серая. Зимой значительная часть птиц откочевывает к югу, покидая пределы гнездовой области. В марте - апреле снегири возвращаются обратно к северу. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели.

2.Галка (лат. Corvus monedula ) - широко распространённая птица рода во́ронов. Длина 34-39 см, масса -280 г. Оперение от чёрного до серебристо-серого (голова и грудь) цвета. Радужная оболочка глаза почти белая. Полового диморфизма нет.Распространение Широко распространена в западной части Евразии. Среда обитания . Населяет редкие леса со старыми деревьями, населенные пункты со старыми постройками. Гнездится в укромных местах зданий, на столбах, мостах, в гнездах крупных птиц. В апреле самка откладывает 4-6 яиц и насиживает их 17-18 дней. Птенцы вылетают из гнезда через 30-35 дней. Галка ведет стайный образ жизни, в поисках корма стаи часто объединяются с грачами. Питается червями, фруктами и ягодами, отбросами, яйцами мелких птиц.

3.Сорока. (Pica pica) Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Чёрное оперение имеет металлический блеск. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее - в среднем 233 г (самки - в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см. Питание . Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока – всеядная птица.

4.Дрозд рябинник -(Turdus pilaris) Рябинник с буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи (сзади) и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая, но пестрины довольно густо сосредоточены на ржавчатой груди и на боках. Размером в длину 25-26 сантиметров. Самец и самка окрашены сходно, а молодые имеют пестрины и на спине. Обитает в светлых лесах и парках.
Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми, которых собирает на земле, роясь в подстилке.
В выборе гнездовых мест рябинник не очень разборчив. Он гнездится как в лиственных, так и хвойных лесах, а в более населенных местах - даже в садах и парках.
Осенние кочевки этих крупных дроздов тесно связаны с урожаем лесных ягод. Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят на ягодный корм. Сначала они кормятся земляникой и черникой, затем - брусникой , клюквой (на севере), а с созреванием рябины оказывают ей предпочтение, оправдывая свое удачное название.

5.Большой пестрый дятел. Самый обычный дятел почти повсюду в России. Размером крупнее дрозда. На крыле большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца - вперед, два - назад). Полет волнообразный, птица после каждых нескольких взмахов складывает крылья, летит снижаясь, а затем снова набирает высоту.
Местообитания. Обитает в лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Питание. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой - семенами хвойных деревьев. В лесу можно найти так называемые “кузницы” дятла - пни или трухлявые стволы, в щелях которых он заклинивает шишки и желуди, чтобы было удобнее расклевать. Внизу под старой “кузницей” нередко образуются кучи характерно расклеванных шишек. Весной часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте. Нередко поедает яйца и птенцов, разоряя гнезда мелких воробьиных птиц. Зимовка. Оседлая и кочующая птица.

6. Большая синица. (Parus major)

Самая крупная среди синиц (14 см). (масса г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми
Местообитания. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком.
Питание. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек. Для подкормки лучше всего использовать подсолнух, коноплю, кусочки сала и мяса.

7.Лазоревка (Parus cyanus). Это очень красивая синичка, с голубой «шапочкой», голубыми крыльями, желтым брюшком. Лазоревка обитатель лиственных лесов. Их численность невелика. Чаще встречаются они осенью во время кочевки, иногда кочуют вместе с большой синицей.

8. Полево́й воробе́й (лат. Passer montanus ) - широко распространённая птица семейства воробьиных, близкий родственник обитателя городов домового воробья. Встречается на окраинах населённых пунктов, в заброшенных селениях и вблизи от посевов зерновых культур, садов. Несколько мельче домового воробья, отличается от него в первую очередь коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи.

Стайная птица, ведёт оседлый либо кочующий образ жизни. Никогда не встречается на одном клочке земли с более драчливым домовым воробьём, с которым конкурирует. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных: насекомых и их личинок, пауков, многоножек и пр. Осенью переключается на семена и плоды растений, часто откочёвывая в места сбора урожая

9.Свиристели. (Bombycilla garrulous)

Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.
Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.
Зимовка. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной - в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.

10. Поползень (Sitta europaea ).

Единственная птица в нашей местности которая лазает по стволам деревьев не только головой вверх, как дятлы, но и головой вниз. Оседлая птица, гнездится в смешанных лесах, в дуплах. Осенью из лесов поползни прилетают в сады, парки часто кочуют с синицами. Питаются насекомыми, желудями, семенами хвойный, клена и т. Д.

11. Сизый голубь (Columba palumbus Linnaeus )

Сизый голубь населяет практически все населенные пункты, ведет оседлый образ жизни. Селятся на чердаках многоэтажных домов, фермах, образуя небольшие стайки. Питаются зимой остатками пищи на улицах, базарах и около колхозных ферм.

12. Серая ворона (Corvus cornix ).

Наиболее распространенный вид. Населяет поймы, берега рек, лиственные и хвойные леса, мелкие и крупные населенные пункты. Встречается в перечисленных местах в течение круглого года. Численность ворон высокая. Вороны гнездятся поодиночке. Однако в случае опасности, тревожным криком гнездящейся пары, привлекаются, прилетают вороны из других мест и организуют коллективный отпор врагу. Зимой собираются в стаи, часто с галками и не улетевшими грачами, которые концентрируются, в основном, вокруг городов и сел. Вороны всеядны, уничтожают кладки и птенцов других птиц. Уничтожают вредителей сельского хозяйства - насекомых, мышей. Питаются зерном, и остатками бытовых отходов. Частые посетители свалок

Глава II . Поведение птиц у кормушки. 1. Наблюдения учащихся за птицами

Каждый вид птиц имеет свою, отличительную окраску, свою манеру поведения. Например, на кормушку прилетели две маленькие птички. У одной жёлтая грудка, чёрная окраска головы, напоминающая шапочку, она пуглива: схватит крошку и отлетает на безопасное место. Ясно, перед нами, конечно же, синица. Вторая птичка имеет пёстрое серое оперение. Она крикливая, задиристая. И в ней мы без труда узнаём воробья. А уж свиристель с характерным остро засечённым хохолком не перепутаешь ни с одной из зимующих птиц: одета в серо-коричневое оперенье, по низу хвоста проходит жёлтая оторочка, на шее заметен чёрный «шарф». В начале февраля целая стая этих птиц (12 особей) лакомилась на кусте калины. Характерно то, что ягоды она съедает целиком, не раскусывая.

А ещё каждая птица издаёт только ей характерные звуки. Проходя мимо американского клёна, усыпанного семенами, которые любят снегири, можно услышать характерный тихий пересвист этих птиц: «жю-жю-жю». А в ясную погоду перед морозами слышно теньканье синиц, которые перелетают с ветки на ветку. Не случайно среди народных примет о погоде много связанных с поведением птиц.

К морозу, вороны и галки сидят на верхушках.

Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.

Прилетел снегирь – зимний вестник.

Среди зимующих птиц большая часть предпочитает обитать стаями, ведь так легче пережить суровую зимнюю пору. Сбиваются в крикливые стаи воробьи, вороны. Стайками, хотя и не шумными, держатся и снегири. А вот свиристели с шумом налетают на деревца калины, так как это достаточно крупные птицы, размах крыльев которых и создаёт шумовое облако.

Засыпает снегом зима луговые и полевые просторы, лесные массивы. Крепчают морозы. Всё труднее находить птицам пропитание. Всё чаще появляются они возле жилья человека. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Учёные-орнитологи подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период! Только большая плодовитость спасает этот вид от уничтожения. А ведь синицы – наши друзья по борьбе с вредителями сада и леса. Как же помочь благополучно скоротать жестокие невзгоды и тем уберечь их от гибели?

Конечно, необходимо подкармливать птиц. С этой целью мы вешали на яблоню, растущую под окном, кормовые столики и кусочки сала. Прошло не менее минуты, как у кормушки уже появился первый посетитель – воробей, а через минуту ещё несколько его сородичей. А вот уже и осторожная синичка повисла на кусочке сала, качаемая ветром и, схватив кусочек, тут же улетела, испуганная показавшимся в окне человеком. Но синичка далеко не улетела, а прилетала вновь и вновь, хотя и была очень осторожна и напряжённо сосредоточенна. В первый день(1 декабря) птиц было немного: всего 5 воробьёв и 2 синицы. Но постепенно птицы привыкли, что в кормушке они всегда найдут еду. И вот уже 16 января к 12 часам дня насчитывалось 19 воробьёв одновременно и 4 синицы. Птицы уже не пугались людей, наблюдавших через окно. Рядом с яблоней растет вишня . Воробьи целый день не покидали кормушку-столовую время от времени, перелетая с яблони на вишню, которая в этот момент напоминала яблоню с серенькими комочками-яблочками. А вот синички наоборот, наевшись, улетали на место ночёвки. Приложение Фото1 . 2.

И воробьи и синицы начинали прилетать к кормушке как только начинало светать. Самый ранний прилёт был зафиксирован в декабре в 7:30 утра . Улетали птицы, как только солнце начинало клониться к горизонту. Самый ранний отлёт в 15:15 по полудню . Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. Приложение таблица 2.

Ночевали птицы неподалёку от кормушки, под крышей дома. Наиболее активны воробьи и синицы были в тихую, безветренную погоду, даже если стоял сильный мороз.

За время наблюдения были однократные прилёты сороки и дятла. Сорока пыталась сесть на кормовой столик, но он был для неё мал. А дятел долбил ствол дерева возле кормушки. Неподалёку от дома вечером наблюдали сову, которая, видимо, охотилась и в порыве охоты врезалась в стеклянные двери здания. Сову подняли, осмотрели и отпустили.

Каждый вид птиц питается определённым типом корма. Поэтому от того, что вы насыпите в кормушку, будет зависеть и видовой состав «посетителей».

На зёрна пшена или овса слетятся воробь и другие зерноядные птицы. Не стоит забывать, что голуби с удовольствием склёвывают любые зёрна. Наиболее универсальный корм для зимующих птиц - семена подсолнечника.

Сало и мясо также можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но сало или мясо не должны быть солёными. Как правило, кусочки сала или мяса нанизываются на бечёвку, которая привязывается к ветвям деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы они не достались воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам.

Выпал снег. В 9:00 на рябину прилесвиристелей. Мы повесили кормушку и кусок сала. Прилетели 5 синиц.

Прилеворобьёв и 2 синицы в 9:10. Улетели в 15:30.

На кормушке 16 воробьёв.

На кормушку прилеворобьёв и 1 синица. В 18:00 видела сову около Д. К.

На кормушке В 10:00 было 19 воробьёв, а в 11:00 21 воробей. Видела сороку в саду.

Прилетели в 9:25. Видела 5 снегирей около дома на ясени они клевали семена. Улетели в 15:35.

Прилеворобьёв. В 16:10 видела дятла в саду на яблоне.

Прилетели в 8:10, улетели в 17:00. Прилетали 23 воробья.

7 марта возле стебля лопуха увидели птицу, напоминающую снегиря, сфотографировали. Птица была ослаблена, перья взъерошены, близкое расстояние к человеку её не испугало. По определителю птиц выяснили, что это был вьюрок (Fringilla montifringilla ) , птица, у нас не зимующая

Выводы:

1 . В рамках акции «Наши зимующие птицы» была проведена следующая работа: сбор и обработка материала о птицах зимующих в нашей местности.

2 . Проводилась работа с определителями птиц, для выявления видового состава зарегистрированных птиц. Приложение.таблица 1

3 . По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли сделать выводы о том, какие корма более предпочитают воробьи и синицы, определить время начала и конца посещения кормушек, (Приложение. таблица 2) как это связано с продолжительностью светового дня. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Птиложение диаграмма . Выявить виды птиц чаще всего встречающихся у населенных пунктов зимой.

4 . Благодаря регулярной подкормке, птицы получили поддержку в самое трудное для них время, что безусловно помогло им пережить зиму.

5 . Вся проведенная работа воспитывает у детей чувство ответственности за «братьев наших меньших» и любовь к родной природе.

Литература:

1. Птицы Мордовии. Луговой 1975 г. 297 с.

2. Краткий определитель позвоночных животных. . Издательство «Просвещение» Москва 1971г. 147 с.

3. Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор Гиляров «Советская энциклопедия» 1989. 863 с.

4. Мордовский национальный парк «Смольный» Авторский коллектив: , . и др. Саранск- Смольный 2000. 85 с.

5. Птицы лесов и гор СССР. . . Полевой определитель. Москва «Просвещение» 1981г. 221 с.

Интернет источники: http :// ru . wikipedia . ru