Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Оптимальная партия заказа. Определение оптимального размера партии поставки Определение оптимального размера заказываемой партии продукции

Практикум по теме "Виды логистики и области ее использования"

Определение оптимального размера заказа

Методические указания

При определении оптимального размера заказа (партии поставки) в качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

где С общ - общие затраты на транспортировку и хранение;

С хран - затраты на хранение запаса;

С трансп - затраты на транспортировку.

Создание излишних товарных запасов увеличивает издержки по их хранению, а нерациональное их снижение влечет за собой увеличение частоты меньших по объему партий поставок, что значительно увеличивает расходы по доставке товаров.

Оптимальный размер заказа (партии поставки) и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объема спроса (оборота); расходов по доставке товаров; расходов по хранению запасов.

Предположим, что за определенный период времени Т величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится сразу после того, как предыдущая полностью закончилась, тогда средняя величина запаса составит S/2. Расходы по хранению товаров за период времени Т составят:

,

где М - затраты на хранение единицы запаса за период Т.

Затраты на транспортировку за период Т определяется умножением количества поставок (заказов) за этот период на стоимость поставки одной партии товара.

где K - затраты на завоз одной партии товара;

Q/S- количество завозов за период времени Т.

После ряда преобразований определяется оптимальный размер партии поставки (заказа) (S опт). Полученная формула в теории управления запасами известна как формула Уилсона .

где Q - планируемый объем товарооборота (годовой объем спроса);

K - издержки по выполнению одного заказа (поставки), включающие издержки по размещению одного заказа (делопроизводство, административные расходы и пр.), расходы по доставке и приемке партии товара;

M - издержки на хранение единицы продукции.

Пример:

Годовая потребность в комплектующем изделии - 2000 шт.

Издержки по выполнению одного заказа - 400 руб.

Цена единицы комплектующего изделия - 200 руб.

Определить оптимальный объем заказа.

Расчет производится для различных значений объема заказа (выбор осуществляется произвольно). По приведенным выше формулам рассчитываем транспортно-заготовительные и складские расходы на единицу продукции. Суммируя их, определяем общие затраты. Наименьшее значение соответствует оптимальному объему заказа - 200 шт.

Заказа

Количество поставок

Затраты на

приобретение

на ед. прод.

Складские расходы / ед. прод.

Общие затраты на снабжение / ед прод.

S Q / S
50 40 8 0,5 8,5
100 20 4 1 5
200 10 2 2 4
400 5 1 4 5
100 2 0,4 10 10,4
2000 1 0,2 20 20,2

Проверка результата осуществляется по формуле Уилсона.

ЗАДАНИЕ 1

Предприятие имеет годовую потребность в изделии А в количестве 1500 шт. Цена изделия А - 300 руб./ед. Издержки по выполнению одного заказа - 200 руб. на один заказ. Предприятие рассчитывает на ставку складских расходов и процентную ставку в размере 20%.

Задание:

  • Произведите необходимые расчеты и заполните приведенную ниже таблицу.
  • Представьте в графическом виде функции всех издержек (транспортных, складских, общих) на единицу продукции (на оси X - объем заказа, на оси Y - затраты на единицу продукции).
  • Каков оптимальный объем заказа в данном примере? Сделайте расчет по формуле Уилсона.

Заказа

Количество поставок

Затраты на

приобретение

на ед. прод.

Складские расходы / ед. прод.

Общие затраты на снабжение /
ед. прод.

ЗАДАНИЕ 2

Универмаг планирует за год продать 2500 единиц настенных часов. Расходы на организацию закупки, переговоры, доставку, приемку товара и пр. составляют 25 у. е. на одну поставляемую партию. Расходы на хранение единицы продукции - 0,4 усл. ед.

Определить оптимальный размер заказа.

Сколько раз потребуется завозить товар в течение года?

ЗАДАНИЕ 3

Месячный оборот по товарной позиции А составляет 40 тыс. руб. Стоимость хранения единицы товара в течение месяца - 0,1 тыс. руб. Издержки по доставке одной партии товара - 0,5 тыс. руб.

Определить оптимальный размер партии поставки.

Сколько раз в течение месяца будет завозиться товар?

Каковы будут совокупные расходы предприятия при соблюдении оптимального размера партии поставки?

Как изменятся месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение, если партия поставки увеличится или уменьшится на 25 %?

Определение места размещения распределительного склада

Методические указания

При расчете во внимание принимаются транспортные расходы по доставке товаров с распределительного склада в магазины сети. Величина транспортных расходов зависит не только от количества магазинов в торговой сети, но и от расположения распределительного склада на обслуживаемой территории.

Для решения задач подобного рода выработаны разнообразные методы, основными из которых являются: метод полного перебора, эвристические методы, метод определения центра тяготения физической модели системы распределения.

Интересующая нас задача – определение места расположения распределительного склада. Применение метода имеет одно ограничение – расстояния между пунктами потребления материального потока и местом размещения распределительного склада измеряются по прямой.

Координаты центра тяготения грузовых потоков (X склад, Y cклад), то есть точки, в которой может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам:

где ri – грузооборот i-го потребителя;

Xi, Yi – координаты i-го потребителя;

n – количество потребителей.

Пример:

Методом определения центра тяготения решите задачу оптимизации размещения распределительного центра, обслуживающего сеть супермаркетов. Имеются координаты их расположения на обслуживаемой территории и грузооборот.

Определить место размещения склада.

Исходные данные и результаты расчета изобразить графически.

Наименование

Координаты расположения, км (X;Y)

Грузооборот,

Супермаркет №1

Супермаркет №2

Супермаркет №3

Супермаркет №4

Супермаркет №5

ЗАДАНИЕ 4

Оптовая фирма, торгующая металлопрокатом, обслуживает промышленные предприятия города, среди которых 9 постоянных клиентов. Необходимо определить место размещения оптовой базы. Зона обслуживания оптовой фирмы – 60 км. Координаты расположения предприятий-потребителей (X, Y) на обслуживаемой территории и данные о грузообороте представлены в таблице.

Наименование

предприятия

Координаты расположения предприятия, км (X; Y)

Грузооборот,

Предприятие №1

Предприятие №2

Предприятие №3

Предприятие №4

Предприятие №5

Предприятие №6

Предприятие №7

Предприятие №8

Предприятие №9

Нанесите на карту района обслуживания оси координат и координаты точек, в которых размещены предприятия.

Определите точку, в которой может быть размещена оптовая база, и нанесите ее на карту.

ЗАДАНИЕ 5

На территории района расположено 7 магазинов, торгующих строительными материалами. Методом определения центра тяготения грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

Исходные данные для расчета приведены в таблице.

Найти координаты точки (X cклад, Y склад), в которой рекомендуется разместить распределительный склад.

Перед началом расчета нанести на бумагу координаты размещения магазинов на осях X и Y. Полученный результат изобразить на чертеже.

Номер магазина

Координаты расположения

магазина, км (X; Y)

Грузооборот,

Сравнение различных видов транспорта

ЗАДАНИЕ 6

Проранжировать различные виды транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на их выбор.

Проставить ранг от 1 до 5, считая «1» лучшим значением.

транспорта

Фактор

Железно-дорожный

Автомо-бильный

Трубопро-водный

Воздуш-ный

доставки

отправлений

Надежность

соблюдения

доставки

Способность

перевозить

различные

Способность

доставить груз

в любую точку

территории

Стоимость

перевозки

Версия для печати

  • Тема 9. Распределительная логистика.
  • Тема 10 «Транспортная логистика»представлена следующими вопросами:
  • Тема 11 «Информационная логистика»изучается в разрезе следующих вопросов:
  • Тема 13. Склады в логистике. В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:
  • Тема 14. Сервис в логистике.Основные вопросы этой темы:
  • Раздел I
  • 1.2. Определение понятия логистики
  • 1.3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
  • Показатели сквозного материального потока на выходе
  • Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение
  • 1.4. Предпосылки развития логистики
  • 1.5. Этапы развития логистики
  • 1.6 Экономический эффект от использования логистики
  • 1.7. Пример логистической оптимизации материального потока в сфере обращения
  • Глава 2 концепция и функции логистики
  • 2.1. Концептуальные положения логистики
  • 2.2. Функции логистики
  • Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса
  • 2.3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства
  • Примерное распределение основных логистических функций между различными службами предприятия *
  • Глава 3 материальные потоки и логистические операции
  • 3.1. Понятие материального потока
  • Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. Кв. М.
  • Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. Кв. М.
  • 3.2. Виды материальных потоков
  • 3.3. Логистические операции
  • Глава 4 логистические системы
  • 4.1. Понятие системы
  • 4.2. Понятие логистической системы
  • Макрологистическая система
  • Поставщик покупатель транспорт
  • Микрологистическая система
  • 4.3. Виды логистических систем
  • Глава 5 методологический аппарат логистики
  • 5.1. Общая характеристика методов решения логистических задач
  • 5.2. Моделирование в логистике
  • 5.3. Экспертные системы в логистике
  • 5.4. Определение и основные принципы системного подхода
  • 5.5. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем
  • 5.6. Пример классического и системного подходов к организации материального потока
  • Раздел II
  • Производственное предприятие
  • Глава 7 закупочная логистика
  • 7.1. Сущность и задачи закупочной логистики
  • 7.2. Служба закупок на предприятии
  • 7.3. Задача «сделать или купить»
  • 7.4. Задача выбора поставщика
  • Пример расчета рейтинга поставщика
  • Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров
  • Глава 8 производственная логистика
  • 8.1. Понятие производственной логистики
  • 8.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства
  • 8.3. Качественная и количественная гибкость производственных систем
  • 8.4. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике
  • 8.5. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
  • 8.6. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве
  • Глава 9 распределительная логистика
  • 9.1. Понятие распределительной логистики
  • 9.2. Задачи распределительной логистики
  • 9.3. Логистические каналы и логистические цепи
  • Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями
  • 9.4.Определение оптимального количества складов в системе распределения
  • Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 квадратный метр площади склада, от размера складской площади
  • 9.5.Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
  • 9.6.Принятие решения по построению системы распределения
  • 9.7.Распределительная логистика и маркетинг
  • Глава 10 транспортная логистика
  • 10.1.Сущность и задачи транспортной логистики
  • 10.2.Выбор вида транспортного средства
  • Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов влияющих на выбор вида транспорта
  • 10.3.Транспортные тарифы и правила их применения
  • Глава 11 информационная логистика
  • 11.1.Информационные потоки в логистике
  • 11.2.Информационные системы в логистике
  • 11.3.Виды информационных систем в логистике
  • Информационные системы на микроуровне (отдельноеПредприятие) Информационные системы наМакроуровне (регион, страна, группа стран)
  • Диспозитивные исполнительные
  • 11.4.Принципы построения информационных систем в логистике
  • 11.5. Информационные технологии в логистике
  • 11.6. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов
  • Коды, присвоенные странам ассоциацией ean
  • 11.7. Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом
  • Глава 12 запасы в логистике
  • 12.1. Понятие материального запаса
  • 12.2. Причины создания материальных запасов
  • 12.3. Виды материальных запасов
  • 12.4. Нормирование запасов
  • 12.5. Системы контроля за состоянием запасов
  • 12.6. Определение оптимального размера заказываемой партии
  • Глава 13 склады в логистике
  • 13.1. Склады, их определение и виды
  • 13.2. Функции складов
  • 13.3. Краткая характеристика складских операций
  • 13.4. Грузовая единица - элемент логистики
  • Глава 14 сервис в логистике
  • 14.1. Понятие логистического сервиса
  • 14.2. Формирование системы логистического сервиса
  • 14.3. Уровень логистического обслуживания
  • 14.4. Критерии качества логистического обслуживания
  • Глава 15 совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики
  • Структура грузооборота торговых оптовых баз в разрезе укрупненных товарных групп. Складская площадь 2,85; 5; 10 тысяч кв. М. Ассортимент универсальный
  • Масштабы выпуска товаров массового потребления, маркированных штриховыми товарными кодами, в ряде стран с развитой рыночной экономикой в 1986 г.
  • Список литературы
  • Адиль Мухтарович Гаджинский
  • Логистика
  • Учебник для студентов высших
  • И средних специальных учебных заведений
  • Оглавление
  • Глава 9 88
  • 12.6. Определение оптимального размера заказываемой партии

    После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

    Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соот­ветственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

    объем спроса (оборота);

    расходы по доставке товаров;

    расходы по хранению запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

    Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов

    И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально разме­ру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.

    Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

    Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа

    Сложив оба графика, получим кривую, отражающую харак­тер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки S опт дает значение оптимального размера заказа.

    Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа Sопт

    Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продиф­ференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управле­ния запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:

    где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;

    О - величина оборота;

    Ст- издержки, связанные с доставкой;

    Сх- издержки, связанные с хранением.

    Вопросы для контроля знаний

    1. Дайте определение понятию «материальный запас».

    2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержа­ния материальных запасов.

    3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.

    4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.

    5. Охарактеризуйте методы нормирования материальных запасов.

    6. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа.

    7. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксиро­ванным количеством заказа.

    8. Приведите и объясните формулу для расчета оптимального размера заказываемой партии товаров.

    Глава 13 склады в логистике

    13.1. Склады, их определение и виды

    С к л а д ы - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

    Склады являются одним из важнейших элементов логи­стических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

    В широком диапазоне варьируются размеры складов: от не­больших помещений, общей площадью в несколько сотен ква­дратных метров, доскладов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

    Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.

    Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудо­ванных площадках, в так называемыхоткрытых складах.

    В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

    Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (складколлективного пользования или склад-отель).

    Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные иавтоматические.

    Существенным признаком склада является возможность до­ставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различаютпристанционные илипортовые склады (расположенные на тер­ритории железнодорожной станции или порта),прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) иглубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

    В зависимости от широты ассортимента хранимого груза вы­деляют специализированные склады, складысо сметанным или суниверсальным ассортиментом.

    Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя гото­вой продукции (рис. 63).

    По этому признаку склады можно разделить на две о с н о в н ы е г р у п п ы:

    1. Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения.

    2. Склады на участке движения товаров народного потребления.

    В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей про­дукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.

    Рис. 63. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

    Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, нахо­дящиеся в местах производства, этих изделий, и склады, нахо­дящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления - торговым оптовым ба­зам.

    Принципиальная схема прохождения материального пото­ка через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.

    Р
    ис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

    Определение оптимального размера партии
    Дмитрий Езепов, менеджер по закупкам компании «Мидвест» © ЛОГИСТИК&система www.logistpro.ru

    Одной из самых трудных задач для любого менеджера по закупкам является подбор оптимального размера заказа. Однако реальных инструментов, облегчающих ее решение, очень мало. Конечно, есть формула Вильсона, которая в теоретической литературе преподносится в качестве такого инструмента, но на практике ее использование необходимо корректировать

    Автор этой статьи, работая в нескольких крупных торговых фирмах в Минске, нигде не видел, чтобы формула Вильсона применялась на практике. Ее отсутствие в арсенале менеджеров по закупкам никак нельзя объяснить недостатком у них аналитических навыков и умений, так как современные компании уделяют большое внимание квалификации своих сотрудников.

    Попробуем выяснить, почему «наиболее распространенный инструмент в управлении запасами» не выходит за рамки научных публикаций и учебников. Ниже представлена известная формула Вильсона, с помощью которой рекомендуется рассчитывать экономичный объем заказа:

    где Q – объем партии закупки;

    S – потребность в материалах или готовой продукции за отчетный период;

    О – постоянные затраты, связанные с выполнением одного заказа;

    С – затраты на хранение единицы запасов за отчетный период.

    Суть данной формулы сводится к тому, чтобы рассчитать, какие должны быть размеры партий (все одинаковые), чтобы доставить заданный объем товаров (то есть общую потребность на отчетный период) в течение данного периода. При этом сумма постоянных и переменных издержек должна быть минимальной.

    В решаемой задаче есть по крайней мере четыре начальных условия: 1) заданный объем, который требуется доставить до пункта назначения; 2) заданный период; 3) одинаковые размеры партий; 4) заранее утвержденный состав постоянных и переменных затрат. Такая постановка задачи имеет мало общего с реальными условиями ведения бизнеса. Емкость и динамику рынка заранее не знает никто, поэтому размеры заказываемых партий всегда будут разными. Задавать период для планирования закупок тоже нет смысла, так как коммерческие компании обычно существуют значительно дольше отчетного периода. Состав затрат также подвержен изменениям из-за влияния многих факторов.

    Другими словами, условия применения формулы Вильсона в реальности просто не существуют или по крайней мере встречаются очень редко. Нужно ли коммерческим компаниям решение задачи с такими исходными условиями? Думается, что нет. Именно поэтому «распространенный инструмент» реализуется только на бумаге.

    МЕНЯЕМ УСЛОВИЯ

    В рыночных условиях активность продаж непостоянна, что неизбежно влияет на процесс снабжения. Поэтому как частота, так и размеры закупаемых партий никогда не совпадают с их плановыми показателями в начале отчетного периода. Если же ориентироваться исключительно на план или долгосрочный прогноз (как в формуле Вильсона), то неизбежно возникнет одна из двух ситуаций: либо переполнение склада, либо дефицит продукции. Результатом и того, и другого всегда будет уменьшение чистой прибыли. В первом случае – из-за увеличения расходов на хранение, во втором – из-за дефицита. Поэтому формула расчета оптимального размера заказа должна быть гибкой по отношению к ситуации на рынке, то есть опираться на максимально точный краткосрочный прогноз продаж.

    Общие затраты на закупку и хранение запасов состоят из суммы этих же затрат для каждой закупаемой партии. Следовательно, минимизация стоимости доставки и хранения каждой партии в отдельности ведет к минимизации процесса снабжения в целом. А так как расчет объема каждой партии требует именно краткосрочного прогноза продаж (а не на весь отчетный период), то необходимое условие гибкости формулы расчета оптимального размера партии (ОРП) по отношению к ситуации на рынке выполняется. Такое условие задачи соответствует как цели коммерческой фирмы (минимизация затрат), так и реальным условиям ведения бизнеса (изменчивость конъюнктуры рынка). Определения постоянных и переменных затрат для подхода минимизации поставок с точки зрения каждой партии в отдельности приведены во врезке «Виды затрат» на стр. 28.

    СОБСТВЕННО РАСЧЕТ

    Если допустить, что кредит погашается по мере уменьшения стоимости запасов через плановые промежутки времени (дни, недели, месяц и др.)(1), то, используя формулу суммы членов арифметической прогрессии, можно рассчитать общую стоимость хранения одной партии запасов (плату за пользование кредитом):

    где K – расходы на хранение запасов;

    Q – объем партии закупки;

    p – цена закупки единицы товара;

    t – время нахождения запаса на складе, которое зависит от краткосрочного прогноза интенсивности продаж;

    r – процентная ставка в плановую единицу времени (день, неделя и др.).

    Таким образом, общие затраты на доставку и хранение партии заказа составят:

    где Z – общие затраты на доставку и хранение партии.

    Минимизировать абсолютную величину стоимости доставки и хранения одной партии нет смысла, так как дешевле было бы просто отказаться от закупок, поэтому следует перейти к относительному показателю затрат на единицу запаса:

    где z – стоимость пополнения и хранения единицы запаса.

    Если закупки осуществляются часто, то период продаж для одной партии получается небольшой, и интенсивность продаж в течение этого времени будет относительно постоянной2. Исходя из этого время нахождения запаса на складе рассчитывают как:

    где – краткосрочный прогноз средних продаж за плановую единицу времени (день, неделю, месяц и др.).

    Обозначение не случайно, так как в качестве прогноза обычно выступают средние продажи в прошлом с учетом различных корректировок (дефицит на складе в прошлом, наличие тенденции и др.).

    Таким образом, подставляя формулу (5) в формулу (4), получим целевую функцию минимизации стоимости доставки и хранения единицы запаса:

    Приравнивая первую производную к нулю:

    находим (ОРП) с учетом краткосрочного прогноза продаж:

    НОВАЯ ФОРМУЛА ВИЛЬСОНА

    Формально с математической точки зрения формула (8) – та же формула Вильсона (числитель и знаменатель разделены на одну и ту же величину в зависимости от принятой плановой единицы времени). И если интенсивность продаж не будет меняться, скажем, в течение года, то, заменив годовой потребностью в товаре и r – годовой процентной ставкой, мы получим результат, который будет идентичен расчету ЭОЗ. Однако с функциональной точки зрения формула (8) демонстрирует совершенно иной подход к решаемой задаче. В ней учитывается оперативный прогноз продаж, что делает расчет гибким относительно ситуации на рынке. Остальные параметры формулы ОРП в случае необходимости могут оперативно корректироваться, что также является неоспоримым преимуществом перед классической формулой расчета ЭОЗ.

    На политику закупок компании влияют и другие, часто более значимые факторы, чем интенсивность продаж (текущие остатки на собственном складе предприятия, минимальный размер партии, условия доставки и др.). Поэтому, несмотря на то что в предлагаемой формуле устранена основная преграда для расчета оптимального размера заказа, ее использование может быть лишь вспомогательным инструментом эффективного управления запасами.

    Высокопрофессиональный менеджер по закупкам опирается на целую систему статистических показателей, в которой формула ОРП играет существенную, но далеко не решающую роль. Однако описание такой системы показателей эффективного управления запасами является отдельной темой, которую мы будем освещать уже в следующих номерах журнала

    1- В реальности так не происходит, поэтому стоимость хранения запасов будет выше. 2- В реальности нужно обращать внимание не на частоту заказа, а на стабильность продаж в рамках краткосрочного периода прогноза продаж. Просто обычно, чем меньше период, тем меньше проявляется сезонность и тенденция.

    После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

    Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соот­ветственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объем спроса, расходы по доставке товаров, расходы по хранению запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум со­вокупных расходов по доставке и хранению.

    И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально разме­ру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.


    Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

    Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа


    Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа.

    Сложив оба графика, получим кривую, отражающую харак­тер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны.

    Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого используется формула Уилсона.

    ЛЕКЦИЯ 11. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ

    Понятие и виды складов

    Функции складов

    Краткая характеристика складских операций

    Грузовая единица

    Понятие и виды складов

    Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хране­ния поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.



    Склады являются одним из важнейших элементов логи­стических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества, разнообразных видов складов:

    ü По размерам склады варьируются от не­больших помещений общей площадью в несколько сотен ква­дратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

    ü Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уло­жить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

    ü Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

    ü В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

    ü Склад может предназначаться для хранения товаров одно­го предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юри­дическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

    ü Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

    ü Существенным признаком склада является возможность до­ставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или вод­ного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на тер­ритории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

    ü В зависимости от широты ассортимента хранимого груза вы­деляют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

    ü Склады можно разделить на две группы: склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и склады на участке движения товаров народного потребле­ния .

    Рис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

    Принципиальная схема прохождения материального пото­ка через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • 2. Практическая часть
    • Задача 1
    • Задача 2
    • Задача 3
    • Задача 4

    1. Определение оптимального размера заказа

    объем спроса (оборота);

    транспортно-заготовительные расходы;

    расходы на хранение запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы расходов транспортно-заготовительных и на хранение.

    Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.

    Для решения данной задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму расходов транспортно-заготовительных и на хранение, т.е. определить условия, при которых

    Собщ = Схран + Странсп,

    где Собщ - общие затраты на транспортировку и хранение; Схран - затраты на хранение запаса; Стсп - транспортно-заготовительные расходы.

    Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2. Введем размер тарифа (М) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период.

    Стоимость хранения товаров за период Т можно рассчитать по следующей формуле:

    Схран = М (S/2).

    Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится по формуле:

    Схран = K (Q/S)

    где К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; Q/S - количество заказов за период времени. Подставив данные в основную функцию, получим:

    Со6щ = М (S/2) + K (Q/S).

    Минимум Собщ имеется в точке, в которой ее первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля.

    Найдем первую производную:

    После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

    Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

    объем спроса (оборота);

    расходы по доставке товаров;

    расходы по хранению запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

    Рис. 1. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов

    График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис.1.

    И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.

    График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 2.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 3.

    Рис. 2. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

    Рис. 3. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа

    Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 4). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа.

    Рис. 4. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа. Оптимальный размер заказа S опт

    Таким образом, задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю.

    В результате получим формулу, известную в теории управления запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:

    где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;

    О - величина оборота;

    Ст - издержки, связанные с доставкой;

    Сх - издержки, связанные с хранением.

    Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

    Задача определения оптимального размера заказа может быть решена графическим методом и аналитическим. Рассмотрим аналитический метод.

    "Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:

    С общ. = С хран. + трансп. Min

    где, С общ. - общие затраты на транспортировку и хранение запаса;

    С хран. - затраты на хранение запаса;

    С трансп. - транспортно - заготовительные расходы.

    Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

    Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10 % от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10 5 от ее стоимости.

    Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

    С хран. = М х S/2

    Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

    С трансп. = К х Q/S

    где

    К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; Q/S - количество завозов за период времени.

    Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (S опт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

    С общ. = М х S/2 + К х Q/S

    Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона.

    Рассмотрим пример расчета оптимального размера заказываемой партии. В качестве исходных данных примем следующие величины. Стоимость единицы товара - 40 руб. (0,04 тыс. руб.).

    Месячный оборот склада по данной товарной позиции: Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб. /мес. Доля затрат на хранение товара составляет 10 % от его стоимости, т.е. М = 0,1.

    Транспортно - заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.

    Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:

    Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:

    20 тыс. руб. / 10 тыс. руб. = 2 раза.

    В этом случае транспортно - заготовительные расходы и расходы по хранению:

    С общ. = 0,1 Ч 10/2 + 0,25 Ч 20/10 = 1 тыс. руб.

    Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.

    Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада.

    Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им "поработать" на депозитном вкладе".

    Точка возобновления заказа определяется по формуле:

    Тз = Рз х Тц + Зр

    где, Рз - средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;

    Тц - продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);

    Зр - размер резервного (гарантийного) запаса.

    Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа.

    Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань. Годовой объем спроса ткани составляет 8 200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупок. На предприятии ткань расходуется равномерно, и требуется резервный запас ткани, равный 150 м. (Примем в расчете, что в году 50 недель).

    Средний расход ткани на единицу продолжительности заказа составит:

    Рз = 8 200 м. / 50 недель = 164 м.

    Точка возобновления заказа будет равна:

    Тз = 164 м. Х 1 нед. + 150 м. = 314 м.

    Это означает, что когда уровень запаса ткани на складе достигает 314 м., то следует сделать очередной заказ поставщику.

    Стоит отметить, что у многих предприятий есть доступная и очень важная информация, которая может быть использована при контроле ТМЗ. Группировки материальных затрат должны проводиться для всех видов ТМЗ в целях выявления среди них наиболее значимых.

    В результате ранжирования по стоимости отдельных видов сырья и материалов среди них может быть выделена конкретная группа, контроль за состоянием которой имеет первоочередное значение для управления оборотными средствами предприятия. Для наиболее значимых и дорогостоящих видов сырья целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа и задать величину резервного (страхового) запаса.

    Необходимо сопоставить экономию, которую может получить предприятие за счет оптимального размера заказа, с дополнительными транспортными затратами, которые возникают при реализации этого предложения.

    Например, ежедневная поставка сырья и материалов может потребовать содержания значительного парка грузовых автомашин. Транспортно-эксплуатационные издержки могут превысить экономию, которую дает оптимизация размеров запасов.

    транспортировка размер заказ товар

    При этом возможно создание консигнационного склада используемого сырья поблизости от предприятия.

    В управлении запасами продукции на складе могут быть использованы такие же приемы, как и при управлении ТМЦ, в частности метод АВС.

    При помощи представленных выше методик, а также на основе анализа запросов потребителей и производственных возможностей может быть определен наиболее рациональный график поступления готовой продукции на склад и размер страхового запаса.

    Затраты на хранение, учет и другие расходы, связанные с обеспечением ритмичности поставки произведенной продукции, необходимо сопоставить с преимуществами, которые дает бесперебойное снабжение традиционных покупателей и выполнение периодических срочных заказов.

    2. Практическая часть

    Задача 1

    Постройте кривую АВС-анализа для следующего множества:

    Упорядочим в таблице все объекты по доле объекта в общем вкладе, при этом рассчитаем долю объекта нарастающим итогом. Разделим все материалы на группы следующим образом: объекты относятся к группе А, пока удельный вес нарастающим итогом не достигнет 80%; в группе В - 95%, остальные объекты отнесем к группе С.

    Анализ АВС

    Первичный список

    Упорядоченный список

    № объекта

    Вклад объекта

    № пози-ции

    Вклад объекта

    Доля объекта в общем вкладе, %

    Доля нараста-ющим итогом, %

    Задача 2

    Годовой спрос D единиц, стоимость подачи заказа рублей/заказ, закупочная цена, C рублей/единицу, годовая стоимость хранения одной единицы составляет a % ее закупочной цены. Время доставки 6 дней, в году 300 рабочих дней. Найти оптимальный уровень заказа, издержки, уровень повторного заказа, число циклов за год, расстояние между циклами. Сравнить две модели: основную и с дефицитом (заявки выполняются).

    1) Основная модель управления запасами.

    Оптимальный уровень заказа:

    Таким образом, в течение каждого цикла заказа необходимо подавать заказ на 86 единиц продукции.

    Годовая общая переменная стоимость заказов определяется в соответствии с формулой:

    Объём продажи за 6 дней доставки составит:

    Уровень повторного заказа 16 единиц.

    То есть, подача нового запаса производится, когда уровень запасов равен 16 единиц. Число циклов за год

    Расстояние между циклами

    2) Рассмотрим модель с дефицитом (заявки выполняются).

    Плановый дефицит

    Оптимальный уровень заказа:

    В данной ситуации необходимо подавать заказы размером в 116 единиц.

    Максимальный размер дефицита:

    Общая переменная стоимость за год определяется следующим образом:

    По сравнению с основной моделью величина экономии составляет

    1396,42-1073,26=323,16 рублей в год.

    Таким образом, если использовать модель планирования дефицита, то можно достичь экономии общей переменной стоимости запасов, равной 323,16 рублей в год.

    Задача 3

    В таблице приведены координаты восьми потребителей, указан месячный грузооборот каждого из них. Найти координаты снабжающего центра.

    № потребителя

    Координата Х

    Координата У

    Грузооборот

    Задачу выбора места расположения снабжающего центра решим для распределительной системы, включающей один снабжающий центр. Основным фактором, влияющим на выбор места расположения снабжающего центра, является размер грузооборота каждого из восьми потребителей. Минимизировать затраты можно, разместив снабжающий центр в окрестностях центра тяжести грузопотоков.

    Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х центр, Y центр), т.е. - точки, в которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формулам:

    где Г i г грузооборот i-гo потребителя;

    Xi, Yj г координаты i-гo потребителя.

    Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для снабжающего центра позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести. При этом необходимо оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также планы местных властей в отношении намеченной территории.

    Выполним чертеж к заданию.

    Найдем координаты центра тяжести грузовых потоков.

    X центр = 21,7

    Y центр = 17

    Нанесем точку с такими координатами на чертеж.

    Задача 4

    Осуществить выбор поставщика, если известна динамика цен на поставляемые товары. Данные приведены в таблице.

    Динамика цен на поставляемые товары

    Темп роста цены на i-ю разновидность товара у j-го поставщика

    где C ij2 - цена i-го товара у j-го поставщика во втором квартале;

    C ij1 - цена i-го товара у j-го поставщика в первом квартале.

    В условиях данной задачи для первого поставщика по товарам А, В и С соответственно

    Для второго поставщика по товарам А, В и С соответственно

    Доля i-го товара в общем объеме поставок j-го поставщика

    где S ij - сумма, на которую поставлен товар i-го вида j-м поставщиком;

    G ij - объем поставки товара i-го вида j-м поставщиком;

    УS ij - сумма, на которую поставлены все товары j-м поставщиком.

    Доля товара вида А в общем объеме поставок первого поставщика

    Доля товара вида В в общем объеме поставок первого поставщика

    Доля товара вида С в общем объеме поставок первого поставщика

    Доля товара вида А в общем объеме поставок второго поставщика

    Доля товара вида В в общем объеме поставок второго поставщика

    Доля товара вида С в общем объеме поставок второго поставщика

    Средневзвешенный темп роста цен у j-го поставщика

    Тогда средневзвешенный темп роста цен у первого поставщика.

    Средневзвешенный темп роста цен у второго поставщика.

    Темп роста цены отражает увеличение негативной характеристики поставщика, поэтому предпочтение очевидно следует отдать тому из них, чей рейтинг ниже. В данном примере предпочтение следует отдать поставщику №1.

    Список использованной литературы

    1. Аникин, Б.А. Логистика: Учебник [Текст] / Б.А. Аникин. М.: ИНФРА - М, 2008.

    2. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник [Текст] / А.М. Гаджинский - М.: "Дашков и К о ", 2008. - 484 с.

    3. Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник [Текст] / Ю.М. Неруш. - М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 520 с.

    4. Практикум по логистике / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 280 с.

    5. Чудаков, А.Д. Логистика [Текст]: Учебник / А.Д. Чудаков. - М.: Издательство РДЛ, 2003. - 480 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Цель создания производственных запасов. Модели системы управления запасами. Факторы, от которых зависит оптимальный размер партии поставляемых товаров. Размер транспортно-заготовительных расходов. Правило 80–20, используемое для структуризации запасов.

      контрольная работа , добавлен 18.09.2014

      Понятие, сущность и виды запасов. Определение размера заказа. Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, с фиксированным интервалом времени между заказами.

      курсовая работа , добавлен 08.06.2015

      Основные виды и понятие материальных запасов. Оптимальный объем заказа. Сумма накладных расходов на размещение и реализацию заказа. Спрос на поставки продукции и его изменения. Ассортимент и стоимость изделий. Сумма годовой экономии (перерасхода).

      контрольная работа , добавлен 17.06.2009

      Алгоритм разработки закупочной логистической системы. Прогнозирование закупок и определение оптимального размера заказа. Выбор поставщиков, методов закупок и документальное оформление заказа. Контроль за количеством, качеством и сроками поставок.

      курсовая работа , добавлен 21.10.2011

      Определение, сущность, содержание, классификация запасов. Системы управления запасами, их преимущества и недостатки. Организация материально-технического снабжения в РО "Белагросервис". Оптимизация размера заказа при стеллажном размещении запасов.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2015

      Что такое страховые запасы. Разновидности и особенности их создания. Оптимальный размер запасов, организация контроля над их фактическим состоянием. Выбор системы контроля состояния запасов, ее основные характеристики. Планирование заказа товара.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2010

      Сущностная характеристика и основные элементы управления запасами. Модель и формула оптимального размера заказа (модель Уилсона). Классификация типов спроса. Статические и динамические модели управления запасами, их особенности и характеристика.

      контрольная работа , добавлен 18.03.2012

      Особенности хранения товаров на товарном складе, склады торговых организаций. Обязательство хранения в зависимости от взаимоотношений сторон, формы договора хранения. Хранение материальных ценностей государственного резерва и ответственное хранение.

      реферат , добавлен 18.12.2009

      Определение границ рынка для трех транспортно-экспедиторских фирм и расчет материальных потоков. Характеристика оптимального размера партии поставки и наилучшего поставщика на основе расчета рейтинга. Выбор наилучшей системы распределения продукции.

      контрольная работа , добавлен 18.01.2010

      Управление запасами как базовая логистическая функция товарного обеспечения. Сравнительная характеристика базовых систем управления запасами. АВС-анализ закупаемых предприятием материалов для производства и определение оптимального размера заказа.