Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Баллистика и гидроаэродинамика где работать. Специальность "Баллистика и гидроаэродинамика": где учиться и кем работать? Характеристика профессиональной деятельности магистров

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза

Проектирование и разработка летательных аппаратов и кораблей - важнейшая задача, выполнение которой обуславливает высокий уровень военного потенциала страны. Данная область весьма важна, поэтому требует постоянного развития и внесения новых идей, способных усовершенствовать уже существующие технологии производства и поднять отрасль на совершенно новый, более современный уровень. Именно этим и заняты специалисты, окончившие вуз по направлению 24.03.03 «Баллистика и гидроаэродинамика». Если вы имеете математический склад ума и обладаете хорошими техническими знаниями, рекомендуем рассмотреть данную специальность как вариант вашей будущей профессиональной деятельности.

Условия поступления

Для поступления на данное отделение, как правило, требуются высокие баллы по таким предметам, как:

  • математика (профильный уровень);
  • русский язык;
  • информатика и ИКТ или физика.

Некоторые вузы могут заменить последние дисциплины на экзамен по химии. Кроме того, нередко учебные заведения требуют результатов по иностранному языку. Поэтому, чтобы вовремя подготовиться и набрать максимальные баллы на ЕГЭ, стоит заранее уточнять в деканате вуза, какие именно предметы вам потребуется сдавать.

Будущая профессия

В процессе обучения студенты учатся решать расчетно-проектные задачи и осваивают азы научно-исследовательской деятельности. Кроме того, они готовятся к осуществлению производственных работ и изучают современные технологические процессы в сфере баллистики и гидроаэродинамики. Студенты также приобретают организационные навыки и умения эффективно управлять рабочим коллективом.

Куда поступать

Это узкоспециализированное направление, требующее квалифицированного преподавательского состава, которым располагают всего несколько вузов. В России имеется 3 учебных заведения, осуществляющих подготовку по заданной области, и один из них находятся в Москве, другой - в Санкт-Петербурге и третий - в Томске.

Срок обучения

Срок образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Специальность предусматривает освоение таких важных предметов, как:

  • аэрогидромеханика;
  • детали машин и основы конструирования;
  • динамика движения тел в жидкостях и газах;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • материаловедение и технология конструкционных материалов;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • начертательная геометрия;
  • сопротивление материалов;
  • теоретическая механика;
  • физика.

Приобретаемые навыки

Будущие специалисты наделяются следующими знаниями и умениями:

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно пойти работать после окончания вуза? По получении диплома выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:

  • авиаконструктор;
  • инженер-баллистик;
  • авиамеханик;
  • авиационный инженер;
  • инженер-аэродинамик.

Чаще всего молодые специалисты находят работу в конструкторских бюро, где они изучают вопросы, связанные с динамикой полетов, а также занимаются управлением движением летательной техники. Эксперты данного профиля - весьма редкое явление, поэтому они имеют высокий спрос на рынке труда и находят применение своим навыкам как в военной, так и в гражданской авиации.

Специалисты с минимальным стажем могут рассчитывать на зарплату не менее 40 000 рублей, в то время как опытные профессионалы получают от 60 000 рублей и более. Также российские эксперты данной области имеют высокий спрос и за рубежом, где их труд оплачивается гораздо выше.

Преимущества поступления в магистратуру

Многие студенты, получившие степень бакалавра, стремятся повысить уровень своих знаний и поступают в магистратуру, что дает им целый ряд преимуществ:

  1. Возможность сразу устроиться авиаконструктором или авиационным инженером в респектабельную компанию.
  2. Осуществление исследовательской деятельности в лучших научных институтах страны.
  3. Быстрое продвижение по карьерной лестнице, возможность занять руководящий пост за короткий срок.
  4. Диплом международного образца, позволяющий осуществлять профессиональную деятельность за границей.
  5. Возможность заниматься преподаванием в вузах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский авиационный институт
(государственный технический университет)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МАИ

«______» ___________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московского авиационного института
в рамках реализации программы
«Национальный исследовательский университет»

по направлению подготовки

161700 Баллистика и гидроаэродинамика

Квалификация (степень)

«______» ____________20__г.

Протокол №______

Москва, 2010

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика

утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17 » сентября 2009 г. № 000.

Образовательный стандарт разработан в порядке, установленном Московским авиационным институтом (государственным техническим университетом), далее МАИ, в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет», с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика на основе права самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования, полученного МАИ в результате установления в отношении него категории «национальный исследовательский университет».

Образовательный стандарт МАИ в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет» (далее ОС ВПО НИУ МАИ) имеет общность структуры требований с федеральными государственными образовательными стандартами и позволяет выполнять их функции в части обеспечения единства и качества образования, объективности контроля, а также устанавливать конкретные требования к разработке образовательных программ магистратуры, реализуемых в МАИ.


Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, устанавливаемые настоящим образовательным стандартом, не ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт разработан с участием участием кафедры 105 «Аэродинамика летательных аппаратов», кафедры 106 «Динамика и управление летательных аппаратов», кафедры 604 «Системный анализ и управление», учебно-методической комиссии по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика, Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, Объединенной авиастроительной корпорации.

(указываются государственные и государственно-общественные организации, объединения работодателей и подразделения университета, участвовавшие в разработке стандарта - кафедры, Дирекция Программы развития НИУ МАИ, учебно-методический совет, учебно-методические комиссии по направлениям/специальностям подготовки)

ОС ВПО НИУ МАИ соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устава МАИ в редакциях, действующих на момент утверждения ВУЗом образовательного стандарта.

Порядок разработки, утверждения и изменения настоящего образовательного стандарта определяется «Правилами разработки и утверждения образовательного стандарта высшего профессионального образования МАИ в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет».

Примечание:

При разработке ОС ВПО НИУ МАИ по конкретным направлениям подготовки возможны согласованные с учебно-методическим советом университета отступления от требований данного макета, которые окончательно принимаются ученым советом в процессе утверждения проекта образовательного стандарта.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.. 4

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ.. 5

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ.. 7

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 8

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью создания и усовершенствования объекта, отвечающего заданным требованиям;

зачетная единица – мера трудоемкости освоения обучающимся образовательной программы;

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

магистрант – студент, осваивающий основную образовательную программу магистратуры;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования;

блок дисциплин – совокупность учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования;

направление подготовки – совокупность образовательных программ, направленных на подготовку магистров для соответствующей профессиональной области;

программа подготовки – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции;

учебный цикл – совокупность дисциплин (блоков дисциплин) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

образовательный стандарт МАИ в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет» по направлению – совокупность требований, обязательных для исполнения всеми подразделениями МАИ, участвующими в разработке и реализации основных образовательных программ по данному направлению подготовки магистров.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОС ВПО НИУ МАИ ‑ образовательный стандарт высшего профессионального образования МАИ в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет»;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В Российской Федерации, в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, получить квалификацию (степень) «магистр».

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Сроки, трудоемкость освоения ООП

Наименование

Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последиплом-ные каникулы

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

Код в соот-

ветствии с

принятой

классифи-кацией ООП

Магистратуры

*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Одна зачетная единица в университете соответствует 36 академическим часам. Трудоемкость ООП магистратуры по данному направлению подготовки специалистов составляет 4320 академических часов.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на 6 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.

Профиль подготовки магистерской программы определяется выпускающими кафедрами университета, ответственными за разработку образовательных программ и качество подготовки магистров по данному направлению. Регистрация магистерских программ по направлениям подготовки магистров регламентируется «Регламентом проектирования, хранения, согласования, утверждения и применения ООП ФГОС ВПО в информационно-аналитической системе Университета (ИАСУ МАИ)».

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.2. Область профессиональной деятельности магистров

Область профессиональной деятельности магистров включает:

совокупность методов, средств и способов расчета, исследования и
прогнозирования баллистических, гидроаэродинамических и
динамических свойств и характеристик объектов, их режимов движения,
управления объектами , проектирование и исследование объектов.

4.3. Объекты профессиональной деятельности магистров

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

летательные аппараты различного назначения, а также другие транспортные средства, конструкции, системы, объекты, установки и устройства, в которых движутся жидкости и (или) газы или используется их энергия; характеристики механики движения и управления движением различных объектов; процессы проектирования и исследования объектов и систем.

4.4. Виды профессиональной деятельности магистров:

расчетно-проектная деятельность;

научно-педагогическая деятельность; производственно-технологическая деятельность;

научно-инновационная деятельность;

организационно-управленческая деятельность.

(Указываются виды профессиональной деятельности магистров. Например: научно-исследовательская; проектная; производственно-технологическая; научно-педагогическая; организационно-управленческая и другие. Эти виды деятельности должны быть согласованы с основными работодателями. Для технических направлений подготовки научно-педагогическая деятельность проблематична. Надо анализировать ФГОС ВПО по соответствующему направлению магистратуры и решать вопрос о целесообразности и возможности подготовки магистров в ИТМО к такому виду деятельности. Если да, то чему и как учить, какие дисциплины, какие преподаватели и т. п.).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются университетом совместно с заинтересованными работодателями, предприятиями-партнерами и должны задавать содержание образовательной программы.

4.5. Задачи профессиональной деятельности магистров

Магистр по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Расчетно-проектная деятельность:

· сбор, анализ и систематизация информационных данных специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области летательных аппаратов различного назначения, других транспортных средств и устройств;

· определение и формализация задач; проведение расчетов, исследование и прогнозирование баллистических, гидроаэродинамических параметров, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов;

· разработка методик баллистического, гидроаэродинамического и динамического проектирования новых объектов и изделий, в том числе для систем автоматизированного проектирования;

· разработка облика объектов;

· согласование разрабатываемых проектов с другими подразделениями предприятия;

· разработка рабочей технической документации, оформление законченных работ, контроль соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

· внедрение разработанных технических проектов, оказание технической помощи и осуществление авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий и объектов;

Научно-исследовательская деятельность

· математическое описание параметров и характеристик объектов, математическое моделирование процессов и объектов, включая методы компьютерного моделирования;

· разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

· выбор методик и средств решения задачи;

· проведение научных исследований и испытаний опытных и серийных образцов объектов;

· обработка и анализ полученных результатов исследований, составление по ним технических отчётов и оперативных документов и сведений, подготовка научных публикаций по результатам выполненных исследований, заявок на патенты и промышленные образцы, обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности ;

· сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме (заданию);

· подготовка информационных обзоров, рецензий, отзывов и заключений на научно-техническую документацию;

Научно-педагогическая деятельность

· выполнение педагогической работы на кафедрах вузов на уровне ассистента;

· подготовка и проведение занятий по учебным курсам в рамках направления подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика под

· руководством профессоров и опытных доцентов;

· разработка методических материалов, используемых студентами в учебном процессе;

Производственно-технологическая деятельность:

Научно-инновационная деятельность:

· участие в организации и проведении инновационных образовательных и научно-исследовательских процессов;

· участие в организации и координации работы по комплексному решению инновационных проблем - от идеи, фундаментальных и прикладных исследований, компьютерного проектирования и компьютерного инжиниринга на основе передовых систем до серийного производства;

· внедрение результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики;

Организационно-управленческая деятельность:

· организация проведения расчетных и проектных работ , экспериментов и испытаний;

· составление технической документации, включая установленную отчетность;

· внедрение результатов исследований и разработок;

6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Выпускник по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные компетенции (ОК):

Социально-личностные компетенции (ОК. СЛ)

· способен совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, воспринимать и генерировать новые идеи (ОК. СЛ.1);

· способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК. СЛ.2);

· способен работать в коллективе, проявлять инициативу, руководить и брать на себя ответственность, направлять деятельность коллектива (ОК. СЛ.3);

· способен адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК. СЛ.4);

Общенаучные компетенции (ОК. ОН)

· способен использовать методологию научного познания в практической деятельности, устанавливать историко-философское соотношение науки и техники, социальных и этических проблем, научной рациональности (ОК. ОН.1);

· способен применять современный инструментарий математического исследования, методы анализа и оптимизации процессов и систем (ОК. ОН.2);

· способен использовать современные фундаментальные знания по естественно-научным направлениям подготовки (физике, экологии, информатике и др.) (ОК. ОН.3);

· способен анализировать и прогнозировать экономические риски и последствия инновационной деятельности в наукоемких направлениях профессиональной сферы (ОК. ОН.4);

· способен соблюдать правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК. ОН.5);

Инструментальные компетенции (ОК. И)

· способен использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, оформлять и представлять результаты исследований и защищать интеллектуальную собственность (ОК. И.1);

· способен самостоятельно приобретать и использовать с помощью информационных технологий новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК. И.2);

· способен свободно пользоваться, как минимум, одним иностранным языком , как средством делового общения (ОК. И.3)

б) профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные компетенции (ПК. ОП):

· способен демонстрировать профессиональные навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ПК. ОП.1);

· способен осознавать и формулировать основные проблемы своей предметной области, применять универсальные методы и средства для их решения (ПК. ОП.2);

· способен профессионально эксплуатировать современное техническое оборудование (в соответствии с целями программы подготовки специалиста) (ПК. ОП.3);

· способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать научную информацию (ПК. ОП.4);

· умеет получать, собирать, систематизировать и анализировать информацию в области профессиональной деятельности (ПК. ОП.5);

· способен осваивать и использовать передовой технический
опыт при решении профессиональных задач (ПК. ОП.6);

Профессиональные компетенции по видам деятельности (ПК:)

расчетно- проектная деятельность (ПК. РП):

· готов выполнять инновационные инженерные проекты на основе системного подхода с применением глубоких и принципиальных знаний, оригинальных методов проектирования для достижения новых результатов, обеспечивающих конкурентные преимущества в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений (ПК. РП.1);

· готов формулировать, анализировать и решать сложные инженерные задачи в области баллистики и гидроаэродинамики, механики движения и управления движением на основе профессиональных знаний (ПК. РП.2);

· способен формировать технические задания и участвовать в разработке методов и программных средств расчетно-проектных работ по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика; способен контролировать качество разрабатываемых программных продуктов (ПК. РП.3);

· умеет выполнить техническое и технико-экономическое обоснование принимаемых решений, владеет методами технической экспертизы проекта по направлению подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика (ПК. РП.4);

· готов и способен выполнять концептуальное баллистическое, гидроаэродинамическое и динамическое проектирование сложных изделий, включая программные комплексы, с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий (ПК. РП.5);

· владеет методами разработки и оптимизации облика летательных аппаратов различного назначения, других транспортных средств и устройств в соответствии с техническим заданием на основе системного подхода к проектированию и современных информационных технологий с использованием средств автоматизации проектно-конструкторских работ (ПК. РП.6);

· умеет разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектных и исследовательских работ (ПК. РП.7);

· умеет использовать нормативно-техническую документацию и владеет методами контроля соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам. (ПК. РП.7);

научно-исследовательская деятельность (ПК. НИ):

· способен осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ПК. НИ.1);

· способен составлять математические модели профессиональных задач, находить способы их решения и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК. НИ.2);

· готов проводить инновационные инженерные исследования, включая критический анализ данных из мировых информационных ресурсов, постановку и проведение сложных экспериментов, формулировку выводов в условиях неоднозначности с применением глубоких и принципиальных знаний и оригинальных методов для достижения требуемых результатов (ПК. НИ.3);

· готов осуществлять научный поиск и разработку новых перспективных подходов и методов к решению профессиональных задач, имеет целеустремленность к профессиональному росту, к активному участию в научной деятельности, конференциях и симпозиумах (ПК. НИ.4);

· способен применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий, а также современные информационные, компьютерные технологии (ПК. НИ.5);

· способен и готов проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК. НИ.6);

· способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной научно-исследовательской работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (ПК. НИ.7);

научно - педагогическая деятельность (ПК. НП):

· способен на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений вузов по профилю направления подготовки 161700 Баллистика и гидроаэродинамика (ПК. НП.1);

производственно-технологическая деятельность (ПК. ПТ):

· готов и способен проектировать средства испытаний и контроля, оснастки, лабораторных моделей и макетов, контролировать их изготовление (ПК. ПТ.1);

· способен проводить стендовые и промышленные испытания опытных образцов проектируемых объектов (ПК. ПТ.2);

· способен разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК. ПТ.3);

· способен составлять патентные и лицензионные заявки на изобретения и промышленные образцы (ПК. ПТ.4);

· способен организовывать рабочие места, их техническое оснащение и размещение технологического оборудования (ПК. ПТ.5);

· способен контролировать соблюдение технологической дисциплины (ПК. ПТ.6);

· готов к использованию стандартов и методов контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПК. ПТ.7);

· способен готовить документацию по менеджменту качества выполнения расчетных и исследовательских работ и технологических процессов на производственных участках (ПК. ПТ.8);

· способен контролировать соблюдение экологической безопасности (ПК. ПТ.9).

научно-инновационная деятельность (ПК. ИН):

· готов к участию в организации и проведении инновационных образовательных и научно-исследовательских процессов (ПК. ИН.1);

· готов к участию в организации и координации работы по комплексному решению инновационных проблем - от идеи, фундаментальных и прикладных исследований, компьютерного проектирования и компьютерного инжиниринга на основе передовых систем до серийного производства (ПК. ИН.2);

· готов к участию в коммерциализации результатов научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности (ПК. ИН.3);

· способен внедрять результаты научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики (ПК. ИН.4);

организационно-управленческая деятельность (ПК. ОУ):

· готов эффективно работать в качестве руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, при решении профессиональных задач (ПК. ОУ.1);

· готов демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, за принимаемые решения в профессиональной сфере деятельности, приверженность и готовность в своей деятельности следовать профессиональной этике (ПК. ОУ.2).

7. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Основные образовательные программы магистра по направлению подготовки в МАИ в рамках реализации программы «Национальный исследовательский университет» предусматривают изучение учебных циклов (табл.2):

· общенаучный цикл (ОНЦ);

· профессиональный цикл (ПЦ);

и разделов:

· практика (П);

· научно-исследовательская работа (НИР);

· выполнение магистерской диссертации (МД);

· итоговая государственная аттестация (ИГА).

7.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную . Базовые части циклов направлены на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника и являются обязательными для всех магистерских программ университета соответствующих областей образования и для всех профилей соответствующих направлений подготовки магистратуры. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей); позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. В вариативной части должна предусматриваться возможность выбора обучающимся дисциплин или модулей с учетом его интересов и пожеланий.

7.3. Общенаучный цикл состоит из базовой и вариативной частей. Базовая часть включает в себя дисциплины (модули), общие для всех магистерских программ (профилей) данного направления. Вариативная часть содержит дисциплины по выбору студента, объемом не менее одной трети от общего объема вариативной части.

7.4. Профессиональный цикл состоит из компонента общепрофессиональных дисциплин магистерской программы (ядро цикла программы) и компонента профиля подготовки, включающего дисциплины (модули) профиля.

7.5. Требования к результатам обучения по всем дисциплинам (модулям) циклов и разделам образовательной программы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта к формированию компетенций выпускника магистратуры.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Учебные циклы, разделы, дисциплины (модули) и проектируемые

результаты их освоения

Трудоемкость

(зачетные единицы)1)

Коды формируемых

компетенций

Общенаучный цикл

Базовая часть

Название дисциплины

Экономика НИОКР

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать - основы теории и методы макро - и микроэкономики; экономическое планирование и прогнозирование

уметь - анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия реализуемой и планируемой деятельности при проведении НИОКР; проводить всестороннюю экономическую оценку мероприятий НИОКР

Трудоемкость каждой дисциплины (модуля) задается в зачетных единицах и должна быть целочисленной.

8. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

8.1. Требования к разработке основных образовательных программ

8.1.1. Для разработки основных образовательных программ в университете утверждаются организационно-нормативные документы, определяющие структуру, сроки и организацию работ по формированию образовательных программ, реализующих данный образовательный стандарт.

8.1.2. Состав образовательной программы подготовки магистра должен включать следующие три основные части: общепрограммную, дисциплинарно-модульную и итогово-аттестационную.

В общепрограммную часть включаются: цели программы; характеристика профессиональной деятельности выпускника; требования к результатам освоения программы (требования к выпускнику вуза); таблица содержательных связей дисциплин и формируемых ими компетенций; календарный учебный график и учебный план.

Дисциплинарно-модульная часть программы включает: рабочие программы дисциплин (модулей); методические материалы для преподавателя и студента по дисциплине (модулю), оценочные средства и методики для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов; рабочие программы практик, НИР студентов.

Основными документами итогово-аттестационной части программы являются: программа государственного экзамена; рекомендации по выполнению магистерской диссертации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры.

8.1.3. При разработке ООП магистра в университете должны быть определены условия, необходимые для развитии социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Университет формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для гармоничного развития личности, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, научных обществ.

8.1.4. При разработке календарного учебного графика и учебного плана подготовки магистров необходимо соблюдать следующие требования:

· Трудоемкость одного года обучения, состоящего из двух семестров (осеннего и весеннего), для очной формы обучения должна быть равна 60 зачетным единицам без учета факультативных дисциплин, не обязательных для изучения и устанавливаемых дополнительно к образовательной программе специалиста сверх 120, включая практику, итоговую государственную аттестацию и экзамены. Распределение трудоемкости между осенним и весенним семестром одного года обучения может быть неравномерным, но максимальная разница трудоемкости между осенним и весенним семестрами учебного года не должна превышать 8 зачетных единиц.

· График учебного процесса должен учитывать требования ФГОС ВПО по конкретному направлению или специальности подготовки в части необходимой реализации каникул, практик, итоговой государственной аттестации и т. п. Учебный график ООП одного направления для каждой формы обучения должен быть одинаковым на одной территориальной площадке. Начало осеннего семестра для всех форм обучения 1 сентября . Начало весеннего семестра для всех форм обучения 9 февраля . Минимальная продолжительность зимних каникул для всех форм обучения в любой год обучения - 2 недели. Минимальная продолжительность летних каникул для всех форм обучения в любой год обучения - 5 недель. Для последнего четного семестра минимальная продолжительность летних каникул – 7 недель.

· Общий объем учебного времени студента предусматривает следующие виды занятий:

Ø аудиторные занятия (АЗ) – лекции (ЛК), лабораторные работы (ЛР), практические занятия (ПЗ), семинары (Сем);

Ø самостоятельная работа студента (СРС) – проработка лекционного материала, подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям, написание рефератов (Реф), выполнение домашних заданий (ДЗ), расчетных работ (РР), графических работ (ГР), курсовых проектов (КП), курсовых работ (КР);

Ø экзаменационная сессия

Ø практика (Пр);

Ø научно-исследовательская работа в семестре;

Ø итоговая государственная аттестация (ИГА) – подготовка и защита магистерской диссертации.

· Максимальный недельный объем учебных занятий, включая аудиторные занятия, самостоятельную работу студентов, сессии, практики, итоговую государственную аттестацию и факультативы, для всех видов и форм обучения не должен превышать 54 часа в неделю.

· Объем аудиторных учебных занятий в неделю при очной форме обучения в магистратуре составляет: в первом семестре _____ академических часов (рекомендуется 20 академических часов), во втором - ___________ (рекомендуется 18 академических часов) и в третьем семестре __________ (рекомендуется 16 академических часов; при очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее ______ академических часов (рекомендуется 12 академических часов), при заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 академических часов в год;

(Необходимо указать с учетом специфики направления подготовки, и если допускаются вечерняя или заочная формы обучения при подготовке магистров по данному направлению)

· Факультативные дисциплины не являются частью ООП специалистов и должны планироваться за счет дополнительных резервов времени в семестрах в пределах максимально допустимой общей недельной загрузки.

· При проектировании ООП могут использоваться следующие виды контроля знаний студента:

Ø экзамен по дисциплине с оценкой - Э;

Ø зачет по дисциплине без оценки - З;

Ø зачет по дисциплине с оценкой –ЗО (вводится решением Ученого Совета факультета в соответствии с приказом Минвуза СССР от 01.01.2001 № 513 об утверждении положения о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях СССР);

· обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле их эффективности, в том числе путем опроса обучающихся;

· регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Университет обеспечивает обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения , знакомит обучающихся с их правами и обязанностями при формировании образовательной программы, разъясняет, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

8.2.2. Общие требования к правам и обязанностям обучающихся при реализации образовательных программ

Обучающийся имеет право выбора интересующего его профиля подготовки по магистерской программе. Если число желающих получить соответствующий профиль превышает реальное число мест, то должен проводиться конкурсный отбор. Условия конкурсного отбора определяются правилами приема в магистратуру МАИ и должны быть доведены до поступающих.

Обучающиеся в пределах объема учебного времени, отведенного в ООП на освоение дисциплин (модулей) по их выбору, имеют право знакомиться с рабочими программами дисциплин и выбирать конкретные дисциплины (модули).

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающиеся имеют право получить консультацию у заведующего выпускающей кафедры или тьютора по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию подготовки.

Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные учебным планом.

На каждого обучающегося должен быть составлен индивидуальный план его работы, который является обязательным документом образовательной программы, утверждается деканом факультета и содержит все запланированные виды учебных и научных работ.

8.2.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, причем не менее 90 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по магистерской программе, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее _20 процентов преподавателей.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее ______ процентов (рекомендуется 25 процентов) преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником университета, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, как правило, не менее 3 лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя – не более одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрантами.

Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации за последние 5 лет в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

8.2.4. Требования к организации практик обучающихся

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:

научно-производственная,

Научно-педагогическая,

Научно-исследовательская

______________________________________________________

(указать виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно- производственная, педагогическая и др.).

Цели и задачи, планируемые результаты обучения, формулируемые в терминах знаний, умений и навыков, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики и отражаются в программах практик.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, обеспечивающим возможность достижения запланированных результатов обучения.

8.2.5. Требования к организации научно-исследовательской работы магистрантов

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом магистерской образовательной программы и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ОС ВПО НИУ МАИ и образовательной программы. Университетом могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

(Указываются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы.

Например:

планирование научно-исследовательской работы , включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведени е научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы).

Корректировка индивидуальных планов работы магистрантов осуществляется по результатам промежуточной аттестации. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение на кафедрах и научно-исследовательских структурах университета с привлечением работодателей и ведущих исследователей, оценивается уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций магистрантов.

8.2.6. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса

ООП магистра должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. По каждой дисциплине образовательной программы должен быть разработан и размещен в ИАСУ МАИ электронный учебно-методический комплекс, включающий рабочую программу дисциплины и электронные материалы для проведения всех запланированных видов учебной работы и аттестации обучающихся. Работа пользователей ИАСУ (преподавателей, обучающихся, кураторов и др.) осуществляется в соответствии с установленными в университете регламентами системы.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любого места, где имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8.2.7. Требования к финансовому обеспечению учебного процесса

Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ подготовки магистра утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации основных образовательных программ магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования университета.

8.2.8. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Реализация основных образовательных программ магистра поддерживается материально технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лекционной, лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом университета.

Специализированные аудитории, оснащенные презентационным и телекоммуникационным оборудованием ;

Компьютерные классы, с доступом к вычислительным и информационно-поисковым системам;

Ресурсный центр в области производства ЛА;

Специализированная лаборатория (НИЛ ПССЛ), оснащенная современными пилотажными стендами;

Загородная авиационная база.

_______________________________________________________________

(Указывается значимое для ООП материально-техническое обеспечение, в т. ч.:

Специализированные учебные исследовательские лаборатории, :

специально оборудованные кабинеты и аудитории: полигоны:

бизнес-инкубаторы: студии и т. п.).

Для лабораторной базы ООП специалиста необходимо указать целевое назначение этой материально-технической составляющей, места ее базирования и основные характеристики, такие как, например:

Лаборатории с реальным оборудованием;

Удаленные лаборатории с реальным оборудованием и программным обеспечением удаленного доступа;

Тренажеры (аппаратное и программное обеспечение);

Виртуальные лаборатории (тренажеры и симуляторы).

При использовании электронных изданий университет должен обеспечить каждому обучающемуся во время самостоятельной подготовки выход в Интернет в соответствии с изучаемыми дисциплинами. Этот выход должен обеспечиваться как с рабочих мест в компьютерных классах, так и с персональных компьютеров обучающихся, имеющих выход Интернет.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРОВ

9.1. Общие положения

Оценка качества освоения образовательных программ магистра должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы магистра (текущая и промежуточная аттестация) преподавателями университета создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ОС ВПО НИУ МАИ и образовательных программ по данному направлению подготовки. Они призваны обеспечивать оценку качества усвоения студентами знаний, умений и навыков, а также освоение общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. Фонды оценочных средств и методики их применения сертифицируются в установленном университетом порядке.

Оценка уровня достигнутых компетенций выпускников производится в ходе их итоговой государственной аттестации по результатам прохождения государственного экзамена и защиты магистерской диссертации.

9.2. Общие требования к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Текущий контроль успеваемости (в ходе семестра) является обязательным элементом учебного процесса, стимулирующим ритмичную работу студента в течение семестра.

Регулярный контроль персональных результатов обучения – усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН), развития личностных качеств студентов и степени их приращения во времени является наиболее адекватным технологиям компетентностного образования. По каждой дисциплине (модулю) преподавателем планируются результаты обучения (минимальные и максимальные уровни знаний, умений), которые должны быть достигнуты студентом в определенные сроки семестра при прохождении всех видов учебных занятий по дисциплине. Контроль фактических результатов обучения ведется на основе разработанных фондов оценочных средств. Результаты текущего контроля на каждого студента фиксируются в информационной среде (электронном журнале) университета, оказываются доступными для всех заинтересованных лиц, в том числе работодателей, родителей, и служат основой для управления качеством обучения. По сумме набранных баллов производится рейтингование студентов.

Промежуточная аттестация осуществляется в течение (по завершению дисциплины) или в период окончания учебного семестра как взаимосвязанный результат текущего контроля, который при планомерной работе студента позволяет преподавателю автоматически выставлять без проведения экзамена (зачета) оценку ‑ удовлетворительно или хорошо. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется «Положением об академическом рейтинге студентов МАИ».

Развитие креативных способностей и оценка уровня формируемых компетенций осуществляется в ходе деловых игр , выполнения проектов, научных работ, дипломных проектов и работ и др.

9.3. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников

Итоговая государственная аттестация выпускников магистратуры является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление уровня профессиональной подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям образовательного стандарта и образовательных программ магистратуры.

Итоговая государственная аттестация выпускников магистратуры МАИ включает защиту магистерской диссертации и государственный экзамен. Если в период освоения образовательной программы выпускник изучал по своему выбору дисциплины по иностранному языку и философии, то по его желанию могут проводиться государственные экзамены по этим дисциплинам.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации и требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена определяются соответствующим «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников МАИ», разработанным на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобрнауки РФ, а также данного ОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.

9.3.1. Требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна представлять собой выполненную самостоятельно законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, связанную с решением актуальных задач профессиональной деятельности, определяемых содержанием образовательной программы подготовки магистров по данному направлению.

(Указывается необходимое содержание магистерской диссертации, например. Содержание магистерской диссертации должна включать в себя:

- обоснование выбора предмета и постановку задачи исследования, выполненные на основе аналитического обзора научно-технической литературы, в том числе с учетом периодических научных изданий;

- теоретическую и (или) экспериментальную части, включающие методы и средства исследований;

- математические модели, расчеты, анализ результатов;

- проектирование, описание проектно-конструкторских и технологических решений;

- вопросы технико-экономического обоснования;

- анализ полученных результатов работы, оценка их уровня новизны, конкурентоспособности, перспектив внедрения и др.;

- список использованной литературы)/

Магистерская диссертация должна представляться в форме рукописи и соответствовать требованиям, предъявляемым к ней университетом.

Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию со стороны независимого рецензента (не работающего на данной выпускающей кафедре).

9.3.2. Требования к государственному экзамену

Программа и процедура проведения государственного экзамена определяются на основе требований настоящего образовательного стандарта, образовательной программы подготовки магистра и «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МАИ».

Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов образовательной программы, формирующих конкретные компетенции.

Программа государственного экзамена, утвержденная деканом факультета, доводится до выпускников не позднее 3-х месяцев до начала экзамена. Перед экзаменом должны быть организованы консультации выпускников по вопросам его программы.

К защите магистерской диссертации допускаются выпускники, успешно сдавшие государственный экзамен.

Уровень требований государственного экзамена или государственных экзаменов должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру. Оценка, полученная выпускником на экзамене, может быть засчитана в качестве результата вступительного экзамена в аспирантуру.

10. СПИСОК СОТРУДНИКОВ МАИ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ОС ВПО:

___________________ __________________ _____________________

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_________________ _________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

________________________ ________________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

________________________ ________________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ОС ВПО согласован:

(указывается должностное лицо заинтересованного объединения работодателей)

_________________ _________________ ______________________

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Направление "Баллистика и гидроаэродинамика" предусматривает два уровня образования. Уровень бакалавра с нормативным сроком освоения основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра при очной форме обучения - 4 года. Срок освоения ООП подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличивается на один год относительно нормативного срока для очной формы обучения на основании решения ученого совета вуза. Уровень магистра с нормативным сроком освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 2 года. Срок освоения ООП подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока для очной формы обучения на основании решения ученого совета вуза.
Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров - это область науки и техники, связанная с созданием и применением новой техники, машин, приборов, технических систем, включающая совокупность методов, средств и способов расчета, исследования и прогнозирования баллистических, гидроаэродинамических и динамических свойств и характеристик объектов, их режимов движения, управления объектами, проектирование и исследование объектов.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров и магистров являются летательные аппараты различного назначения, а также корабли, гидроаппараты, транспортные средства и другие конструкции и системы; объекты, установки и устройства, в которых движутся жидкости и (или) газы или используется их энергия; характеристики механики движения и управления движением различных объектов; процессы проектирования и исследования объектов и систем.

Инточники: Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО для бакалавра и для магистра .

Вступительные испытания по направлению 161700 (24.03.03) в 2014 году:

Обязательные предметы: Русский язык, Математика

По выбору вузов (обязательный): Физика, Химия, Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

По усмотрению вуза: Иностранный язык

Разработка и создание летательных механизмов и кораблей в современном мире стали важнейшими задачами, которые требуют высокого уровня навыков исполнения и исключительной профессиональной квалификации. Это область требует каждодневного усовершенствования, новых мыслей и идей, развития уже существующих технологий и создания новых единиц техники.

Если вы обладаете математическим складом ума и желаете получать большой объем технических знаний, а в дальнейшем использовать их на благо страны, то специальность «Баллистика и гидроаэродинамика» - именно то, что нужно для получения высшего образования и успешного дальнейшего трудоустройства. Поступить в такие вузы сложно, зато потом гарантировано рабочее место.

Но что это за специальность "Баллистика и гидроаэродинамика"?

В какой вуз поступить?

Данная специальность достаточно узкая, требует квалифицированного преподавательского состава. В нашей стране существуют лишь 4 высших учебных заведения, которые осуществляют подготовку по этому направлению:

  1. (национальный исследовательский университет). Судя по рейтингам и отзывам, "Баллистика и гидроаэродинамика" в МАИ пользуется спросом у студентов.
  2. Новосибирский
  3. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
  4. Национальный исследовательский

Самый престижный вуз

Самым престижным и неоднократно зарекомендовавшим себя в подготовке специалистов по направлению 24.03.03 "Баллистика и гидроаэродинамика" является Московский авиационный институт. МАИ - это современное учебное заведение. При подготовке высококвалифицированных кадров институт совмещает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области передовых образовательных технологий.

В институте также готовят специалистов по специальностям «Динамика полета и управление аэрокосмическими системами», «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Ракетные комплексы и космонавтика» и др.

Что необходимо для поступления на специальность «Баллистика и гидроаэродинамика»?

Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т. е. полного общего образования. Институт МАИ на специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» предлагает очную, заочную и смешанную форму организации обучения. Продолжительность обучения на дневной форме составляет 4 года, на заочной - 5 лет. Смешанная форма обучения длится тоже 5 лет.

Результаты ЕГЭ для успешного зачисления на специальность по дисциплине «Баллистика и гидроаэродинамика» должны быть в сумме от 180 до 300 баллов. Вступительные экзамены нужно сдавать по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • математика (исключительно профильный уровень);
  • физика;
  • информатика и ИКТ.

Некоторые вузы в качестве вступительного испытания также могут включить такие предметы, как иностранный язык и химию.

Еще раз стоит отметить, что для поступления необходимо уметь быстро воспринимать большой поток технических данных и, конечно, нужно собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать себя в выбранной сфере.

Что будут изучать студенты в рамках специальности?

На первом этапе студенты направления столкнутся с изучением терминологии и базовых систем инженерно-технического плана. Абитуриент откроет для себя начертательную геометрию, изучит особенности построения инженерной графики в специальных компьютерных программах. До третьего курса обучения читаются общие дисциплины, которые помогут студенту в полной мере охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.

С третьего курса в учебном плане преобладают занятия, связанные со специальными дисциплинами. Будущих бакалавров учат основным методикам и приемам обработки мануфактур и конструирования технических аппаратов и систем, потенциалу цифровой электроники, обучают применять полученные знания на практике, в том числе при создании абсолютно передовых баллистических систем и обслуживании уже ранее известных.

C какими дисциплинами будут знакомиться студенты?

Изучение такой узкой технической специальности - это отнюдь не скучное занятие, абитуриент познакомится с такими видами дисциплин, как:

  • общности машин и основы конструирования;
  • аэрогидромеханика;
  • специфика хода тел в жидкостях и газах;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • материаловедение и ;
  • метрология в нашей жизни;
  • стандартизация и сертификация;
  • начертательная геометрия;
  • сопротивление материалов;
  • теоретическая и практическая механика;
  • физика в повседневной жизни.

Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. За все курсы студент встретится и познакомится с практическими видами деятельности в таких заведениях, как местные предприятия авиастроения, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных лабораториях самих вузов.

Окончание обучения по специальности

Завершающим этапом четырехлетнего или пятилетнего обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:

  • государственный экзамен;
  • защиту дипломной работы.

Особым плюсом считается, если дипломная работа студента отражает современные технические проблемы своего региона. При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Баллистика и гидроаэродинамика».

С какими знаниями и навыками студент оканчивает вуз?

На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей его действительности и нормально функционировать в ней.

  1. Студент научится проводить испытания опытных образцов, обрабатывать результаты.
  2. Изучит ряд понравившихся иностранных языков.
  3. Сможет собрать патентные и лицензионные паспорта изделий.
  4. Организует контроль за созданием средств испытания, оснастки, лабораторных моделей и макетов.
  5. Будет использовать возможности компьютерной графики для изображения пространственных объектов на макетах, разработки эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц.
  6. Сможет самостоятельно разработать и спроектировать облик летательных аппаратов, транспортных и других средств, согласно мировым стандартам и техническим заданиям.
  7. Будет вводить проектно-конструкторские разработки в современное отечественное производство.
  8. Самостоятельно будет планировать опытное оборудование и специальные стенды для исследований или показа открытых проектов.
  9. На свободном языке сможет провести довузовскую подготовку и профессиональную работу с будущими абитуриентами по специальности "Баллистика и гидроаэродинамика".
  10. Смело и эффективно строить работу небольших групп и планировать работу персонала.

Преимущества поступления в магистратуру на специальность

Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом и хотят увеличить свой багаж знаний, поступив в магистратуру, что дает им целый ряд перспектив:

  1. Магистранты могут сразу трудоустроиться авиаконструктором или авиационным инженером.
  2. Продолжение образования дает возможность попробовать вести исследовательскую деятельность в различных вузах страны.
  3. Диплом магистранта и свободное применение в разговорной речи иностранного языка будут плюсом для профессиональной деятельности за рубежом.

Куда можно трудоустроиться после окончания вуза?

Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания вуза может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, студентов, окончивших курс по баллистике и гидроаэродинамике, будут ждать вакансии, связанные с проблемами организации полётов и мониторингом движения летательных аппаратов.

По специальности "Баллистика и гидроаэродинамика" кем работать? На основе практических летних и зимних периодов студенты уже будут знакомы с работой в различных местных технических организациях, специализированных предприятиях, исследовательских лабораториях и центрах как в России, так и за ее пределами. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося студента на продолжение обучения за границу.

Исходя из профиля и специализации, студенты могут заниматься различными видами работы: баллистикой и динамикой полёта летательных аппаратов, статистическим прогнозированием системам стабилизации, навигации и нацеливания.

Будущие специалисты

По специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» где работать? Какие должности сможет занять специалист?

  1. Авиационный инженер. В его фронт работ входит конструирование, создание и эксплуатация летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации бортового оборудования.
  2. Баллистик по испытаниям. Сейчас это очень перспективная работа, в задачи специалиста укладывается определение возможностей космических средств и их атомарных частей в ходе испытаний, проверка стабильности всех характеристик космических средств при внутренней эксплуатации.
  3. Инженер по системам автоматического управления. Как правило, такой специалист создает и следит за самонастраивающимися системами управления, располагающими значительной точностью и надежностью, формирует и реализует оперативные планы управления полетом летательных аппаратов.
  4. Инженер-расчетчик. На данном человеке лежит ответственность за многие технические характеристики будущих проектов и изделий.

Большая перспектива профессиональной деятельности

Специалисты направления «Баллистика и гидроаэродинамика» очень нужны как в гражданской, так и в военной авиации. Минимальный доход будет составлять около 70 тысяч рублей. Также стоит помнить, что многие специалисты, окончившие курс «Баллистика и гидроаэродинамика», могут рассчитывать на работу в компаниях за рубежом. В нашем государстве широко ценятся проектировщики навигационных систем и их стабилизации - это направление считается традиционно российским.

Вакансии для выпускника МАИ "Баллистика и гидроаэродинамика" (как, впрочем, и для выпускников других вузов, которые готовят таких специалистов) редко можно найти в открытом доступе. Как правило, толковых студентов направляют на практику, где они и остаются работать, или трудоустраивают.