Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Внешнеэкономические связи и международный менеджмент. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации Международные отношения и внешнеэкономические связи

Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:
  • внешняя торговля;
  • кредитно-финансовые отношения;
  • международная торговля услугами;
  • научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля

Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. В начале ХХ в. доля России в мировом товарообороте составляла 3,4% и по этому показателю Российская империя занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Однако удельный вес России в населении земного шара (1/10) не соответствовал ее вовлеченности в мировое хозяйство. В российском экспорте выделялась продукция сельского (почти 80%), лесного хозяйства (10%), ископаемые (нефть, металлы, руды — 5%), готовые изделия и прочие товары. Лицо страны в международном разделении труда определял экспорт зерновых культур и по этому показателю Россия занимала первое место в мире.

Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.

Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

Таблица 1. Внешняя торговля России* (в млрд долл.)

Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,7%. В структуре российского экспорта в 2007 г. на долю пяти товарных групп приходилось почти 93% экспорта (минеральные продукты — 64,8%, металлы — 16,0%, химические товары — 5,9%, лесоматериалы — 3,5%, сельскохозяйственное сырье — 2,6%), на долю продукции машиностроения — лишь 5,6%. Ведущую роль в экспорте продолжают играть энергоносители и металлы. За рубеж вывозится 2/5 добываемой в стране нефти, 1/3 газа, до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. Минеральное сырье стоит на мировом рынке недорого, а наша страна экспортирует сырье большей частью в исходном состоянии. К тому же значительная часть вывозимой продукции (минеральные удобрения, природный газ, цветные металлы) требуется и национальному хозяйству.

Структура экспорта и сложившееся размещение производства позволяет выделить основные “валютные цехи” страны, большинство из которых расположено в глубине российской территории, в малонаселенных и моноотраслевых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, обеспечивший в 2006 г. 13,9% российского экспорта, где формируются экспортные потоки нефти и газа, а также Восточная Сибирь — 5% (экспорт цветных металлов, леса, целлюлозно-бумажной продукции). Из староосвоенных районов видную роль в экспорте играют Центр — более 2/5 (Московский регион) и Урало-Поволжье — около 1/5 (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).

На долю России в мировом импорте в 2007 г. пришлось 1,5%. Традиционно важнейшие позиции импорта России занимают машиностроение, продовольственные товары и потребительские товары массового спроса. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование (51,0% в 2007 г.), что связано со сложившимся кризисом в этой важнейшей отрасли промышленности. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Сильно возросла в составе импорта роль продовольственных товаров (13,8% в 2007 г.). По оценкам, около половины потребляемого в России продовольствия поступает из-за рубежа, что серьезно подрывает продовольственную безопасность страны.

Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением во внешнеторговом обороте России доли развитых в экономическом отношении государств и резким сокращением объема торговых связей со странами постсоветского пространства. Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо (нефть и газ — в Германию, Италию, Францию, уголь — в Японию), сырье и полуфабрикаты (каучук — в Китай, Корею, Венгрию, черные металлы — в Великобританию и США, алюминий — в Японию, медь — в Германию и Нидерланды, лес — в Японию и Китай, рыбу — в США, Японию, Китай). В Россию из стран дальнего зарубежья импортируются в основном машины и оборудование (преимущественно из стран Западной Европы и Японии) и продовольственные товары. В 2007 г. в общем объеме экспорта товаров России в страны дальнего зарубежья на долю Нидерландов приходилось 14,3%, Германии — 8,8, Италии — 9,2, Китая — 5,3, Швейцарии — 4,7, Турции — 6,1, США — 2,7, Великобритании — 3,7%. В импорте преобладали поставки из Германии (15,6%), Китая (14,4%), Японии (7,5%), США (3,3%), Италии (5,0%), Франции (4,6%).

Среди стран СНГ ведущими торговыми партнерами России являются Белоруссия (31,6% товарооборота со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан (20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья, основу экспорта составляет топливо, в широких масштабах вывозятся также машины, оборудование и химические продукты. Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.

Кредитно-финансовые отношения

Кредитно-финансовые отношения включают предоставление международных займов и кредитов, а также осуществление прямых зарубежных капиталовложений. В этой сфере международных экономических отношений, как и в международной торговле, Россия является заметным участником, но в число лидеров не входит. В начале 1990-х гг. наиболее активно инвестировали в российскую экономику Германия, Швейцария, Великобритания и Канада, после 2000 г. к ним присоединились США, Нидерланды и Франция.

Объем иностранных инвестиций в 2007 г. составил 120941 млн. долл., в том числе прямые — 23,0%, портфельные — 3,5%, прочие — 73,5%.

До сих пор Россия является объектом преимущественно ссудного, а не предпринимательского капитала. Причем ссудный капитал привлекался главным образом в виде кредитов иностранных государств и международных организаций и расходовался во многом на так называемый критический импорт (продовольствие, медикаменты), а не на капиталовложения в основные фонды. В результате приток иностранного капитала в Россию слабо воздействовал на объем капиталовложений в стране, но заметно увеличивал внешнюю задолженность России.

Среди видов экономической деятельности по иностранным инвестициям ведущее место занимает торговля и общественное питание — 39,1%, обрабатывающая промышленность — 26,4%, где выделяются производство кокса и нефтепродуктов (3,6%), цветная (7,9%), металлургическое производство (12,3%), выпуск транспортных средств (2,5%).

В региональном отношении иностранные инвестиции распределены крайне неравномерно, что связано с различиями в факторах, определяющих инвестиционную ситуацию (наличие трудовых ресурсов, оснащенность инфраструктурой, реализация рыночных реформ) и с ухудшением инвестиционной ситуации по мере движения с запада на восток. Более половины всех иностранных инвестиций в 2006 г. концентрировалось в Центральном федеральном округе и главным образом в Москве (свыше 2/5), около 1/7 — в Северо-Западном федеральном округе выделялся Санкт-Петербург и его окружение, менее 1/10 — в Уральском федеральном округе (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в Южном — Краснодарский край, в Приволжском федеральном округе наибольшей инвестиционной привлекательностью отличается Самарская область, в Сибирском — Омская, Дальневосточном — Сахалинская область и Якутия.

Безусловно, в будущем Россия сможет стать крупным привлекательным инвестиционным рынком, что обусловлено огромными масштабами внутреннего российского рынка, необходимостью обновления основного капитала во всех отраслях хозяйства, высоким научным потенциалом и уровнем образования населения, уникальной обеспеченностью экономики природными ресурсами, уровнем прибыльности вложений (он почти в 2 раза превышает привычный уровень прибыли для стран с устоявшейся рыночной экономикой).

Свободные экономические зоны

(СЭЗ) являются одной из форм экономических связей, которые функционируют в развивающихся и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др. В начале 1990-х гг. были приняты решения об образовании в России целого ряда СЭЗ: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Находка”, “Янтарь” (Калининградская область), “Сахалин”, “Даурия” (Читинская область), “Алтай”, “Кузбасс”, “Садко” (Великий Новгород), “Технополис Зеленоград” (Московская область), “Ева” (Еврейская автономная область), “Магадан”. Несколько позже были зарегистрированы СЭЗ “Ингушетия” и “Шерри-зон” (аэропорт Шереметьево, г. Москва).

Размещение СЭЗ в России в зависимости от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

Международная торговля услугами

Международная торговля услугами в последнее время оказывает все большее воздействие на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

Россия, обладающая огромным рекреационным потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, постепенно возрастает, увеличивается численность и российских граждан, выезжающих за границу.

Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицино, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

Сотрудничество в области капитального строительства крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

Таким образом, эффективная внешнеэкономическая политика способна внести важный вклад в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан.

По предварительным данным, внешнеторговый оборот Республики Мордовия за январь - сентябрь 2016 года составил 203,4 млн. долл. США (147 % к уровню аналогичного периода 2015 года). Положительное сальдо – 22,0 млн. долл. США.

Экспорт товаров составил 112,7 млн. долл. США (198,1%), в том числе, в страны дальнего зарубежья – 72 млн. долл. США (157,2 %), в страны СНГ – 40,7 млн. долл. США (рост в 3,7 раза). Основными продуктами экспорта являлись: подвижной состав и его части, древесина и изделия из нее, химические продукты, электрические машины и оборудование, алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты переработки овощей и фруктов.

Основным партнером Мордовии по экспорту является Куба (21% общего объема экспорта и 33,2 % от экспорта в страны дальнего зарубежья), поставляемая продукция – подвижной состав и его части.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по экспорту является Казахстан (17 % общего объема экспорта и 46,2 % – экспорта в страны СНГ), основная поставляемая продукция – электрические машины и оборудование.

Основные экспортеры Мордовии по итогам 9 месяцев 2016 года: ОАО «Рузхиммаш», ЗАО «Плайтерра», ООО «Хелиос-Ресурс», ТД «ВЦМ», ООО «МЗК», ООО «Карпай», ОАО «Ламзурь», ООО «Мордоввторсырье», ГУП РМ «Лисма», ООО «Ромодановсахар».

Импорт товаров составил 90,7 млн. долл. США (111,3 % к уровню аналогичного периода 2015 года), в том числе, из стран дальнего зарубежья – 84,5 млн. долл. США (114%), из стран СНГ – 6,2 млн. долл. (83,8%). Импортировались в республику электрические машины и оборудование, оборудование и механические устройства, продукты неорганической химии, готовые корма для животных, пластмассы и изделия из них.

Основным торговым партнером по импорту является Китай (удельный вес в общем объеме импорта составил 49 %, в импорте из стран дальнего зарубежья – 52,2%). Основная импортируемая продукция – электрические машины и оборудование.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по импорту является Беларусь (3% от общего объема импорта, 38,7 % – от объема импорта из стран ближнего зарубежья). Основная статья импорта – пищевые продукты животного происхождения.

Основные импортеры Мордовии: ООО «Хелиос-Ресурс», ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ООО «Еврошоп Руссланд», ЗАО «Плайтерра», ГУП РМ «Лисма», ОАО «Биохимик», ООО МПК «Атяшевский», ОАО «Мир цветов», ОАО «Электровыпрямитель», АО «Оптиковолоконные Системы».

Анализ деятельности органов власти в сфере внешнеэкономических связей и показатели внешнеторгового оборота позволяют сделать вывод, что Республика Мордовия является одним из экономически развитых субъектов Российской Федерации, активно участвует в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия социально-экономическому развитию, привлечения инвестиций, а также укрепления контактов с иностранными деловыми партнерами. Предпринимаются действенные меры по расширению географии внешнеэкономических связей, выходу на качественно новый уровень взаимодействия.

Цель внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.

В республике проводится системная работа по развитию инвестиционной деятельности, разрабатываются новые подходы и методы для привлечения инвестиций. Для достижения этой задачи Республику Мордовия посещают представители официальных и деловых кругов зарубежных стран с целью установления, укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества. Такое взаимодействие способствует налаживанию экономических связей и является одним из важных инструментов содействия региональному развитию.

В 2016 году продолжили активно развиваться взаимоотношения Республики Мордовия с традиционными партнерами – Германией, Венгрией, Нидерландами, Финляндией, Беларусью.

Одним из основных стратегических зарубежных партнеров Республики Мордовия является Федеративная Республика Германия, о чем свидетельствуют регулярные визиты в регион представителей дипломатических миссий, официальных и деловых кругов Германии.

В мае Саранск посетил региональный уполномоченный по Республике Мордовия Посольства Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Карстен Манке с целью проведения переговоров с руководством региона о дальнейшем развитии сотрудничества, а также посещения осужденных граждан Германии отбывающих наказание в УФСИН России по Республике Мордовия.

Продолжается сотрудничество с германскими партнерами в сфере обращения с отходами и переработки вторичных ресурсов, о чем свидетельствует визит в республику делегации компании «Ремондис» во главе с генеральным директором Хендриком Воннегутом (декабрь). Компания «Ремондис» является основным оператором по обращению с отходами в Саранске. В ходе визита обсуждались вопросы по расширению данной сферы по всей территории Мордовии. Кроме того, компания подтвердила готовность инвестировать в строительство крупных объектов по утилизации отходов в республике.

Активным партнером Мордовии является Венгрия. Подтверждением заинтересованности в продолжении продуктивного взаимодействия стал визит в мае 2016 г.делегации Мордовии под руководством Главы республики В.Д.Волкова в Будапешт с целью проведения презентации экономического потенциала региона в Торгово-промышленной палате Венгрии. В рамках визита состоялся ряд встреч и переговоров делегации Республики Мордовия с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сийярто, Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Венгрии В.Н.Сергеевым, представителями компании «Хунланд» о дальнейшем углублении взаимовыгодного сотрудничества с акцентом на развитие взаимодействия в сфере племенного животноводства, птицеводства и растениеводства. Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества послужат подписанные в ходе визита Соглашение о сотрудничестве между Республикой Мордовия и Венгрией в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, культурной и иных областях, Протокол о намерениях между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и компанией «Хунланд трейд Кфт.», меморандум о взаимопонимании между ГУП РМ «Лисма» и венгерской финансовой группой EHT Ltd.

В июне 2016 г. руководитель венгерской компании «Полюс» Ласло Хорват инициировал переговоры с руководством Мордовии о сотрудничестве в области сельского хозяйства и строительства. Также венгерская сторона предложила свои компетенции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и поставки промышленного и медицинского оборудования.

Заинтересованность компаний Венгрии в развитии взаимовыгодного сотрудничества в сфере племенного животноводства с Республикой Мордовия показывает состоявшийся визит в Саранск руководства компании «Хунланд» (сентябрь).

Продолжает успешно развиваться сотрудничество с нидерландскими компаниями. В продолжение договоренностей о развитии сотрудничества, достигнутых в ходе визита в 2015 году делегации Республики Мордовия в Королевство Нидерландов, в 2016 г. для проведения презентации своих возможностей республику посетили представители транспортных, логистических и сельскохозяйственных предприятий Нидерландов.

В республике успешно работает в сфере цветоводства компания Dalsem Horticultural Projects B.V. (Королевство Нидерландов).

Следует отметить развитие сотрудничества Республики Мордовия с Французской Республикой. Результатом взаимодействия с компанией «Ашан» по вопросам развития розничной торговли в республике, стал сданный в эксплуатацию гипермаркет. Развивается сотрудничество с российско-французской компанией «Данон» в области производства молочной продукции.

В июне председатель Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Д.М.Борисов принял участие в семинаре «Современные методики прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах. Статистика, мониторинг, анализ рынка труда», проходившем в Париже.

Важным событием, давшим дополнительный импульс развитию торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей между Мордовией и Кубой стал визит в августе в Республику Мордовия делегации Посольства Республики Куба в России во главе с Послом Кубы в Москве Эмилио Гарсией. На встрече с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым стороны обсудили дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества, в частности, в сфере вагоностроения.

В июне Саранск посетил генеральный директор железных дорог Республики Куба Мигель Антонио Акун Фернандес для обсуждения вопросов по развитию сотрудничества в железнодорожной сфере.

Делегация Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий А.И.Седовым в составе российской экспозиции приняла участие в 34-ой Международной Гаванской Ярмарке «FIHAV – 2016». Республикой Мордовия были представлены достижения промышленности в области транспортного машиностроения. В рамках мероприятия была проведена презентация бизнес возможностей Республики Мордовия для иностранных партнеров, а также было подписано соглашение на поставку 225 вагонов производства «РМ Рейл».

Повышенное внимание в 2016 году было уделено развитию связей с Китайской Народной Республикой. В соответствии с планом развития сотрудничества между регионами Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего, среднего течения реки Янцзы (формат «Волга-Янцзы») продолжилась активная работа Правительства Республики Мордовия по установлению новых и развитию существующих связей между Республикой Мордовия и китайскими провинциями.

В продолжение работы в формате «Волга –Янцзы» в мае представители республики в составе делегации ПФО приняли участие в очередном заседании Совместной рабочей группы регионов ПФО и верхнего, среднего течения реки Янцзы по изучению сотрудничества с провинцией Аньхой КНР в г.Хэфэй. В ходе визита был подписан Протокол о намерениях между Министерством культуры и туризма Республики Мордовия и Аньхойским туристическим бюро.

19 июля 2016 г. делегация Республики Мордовия приняла участие в Первом заседании Совета по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга - Янцзы» под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО М.В.Бабича и члена Госсовета КНР Ян Цзечи, проходившем в Ульяновске. По рамках заседания было подписано Соглашение между Правительством Республики Мордовия и Народным Правительством провинции Аньхой Китайской Народной Республики о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах.

Дальнейшему развитию сотрудничества с Китаем способствовал визит в республику делегации официальных и деловых кругов провинции Аньхой Китайской Народной Республики во главе с инспектором Департамента науки и технологий Народного Правительства провинции Аньхой Жэнь Мин (октябрь).

Налаживанию взаимовыгодных межрегиональных связей с Индией способствовало участие делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром экономики Республики Мордовия В.Н.Мазовым в составе официальной российской делегации в выездной презентации инвестиционного потенциала регионов России в Нью-Дели, организованной АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках инвестиционного форума The Economic Times Global Business Summit. В продолжение договоренностей достигнутых в ходе данного визита в сентябре 2016 г. Мордовию посетили представители индийских компаний GreenT и StarOver с целью обсуждения возможности инвестирования в строительство теплиц в республике.

В 2016 году продолжилось активное взаимодействие со странами СНГ.

В структуре торгово-экономических связей со странами-членами СНГ приоритетное значение сохраняет сотрудничество с Республикой Беларусь.

В мае Саранск посетил руководитель Отделения Посольства Республики Беларусь в России в Нижнем Новгороде А.О.Власов с целью знакомства с республикой и проведения переговоров с руководством Мордовии по вопросам развития разнопланового взаимовыгодного сотрудничества. Готовится к подписанию Соглашение между Республикой Мордовия (Российская Федерация) и Республикой Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В 2016 году была заложена хорошая основа для активизации сотрудничества с Республикой Абхазия. В сентябре Саранск посетила делегация Республики Абхазия во главе с Премьер-министром Б.К.Барцицом. В состав делегации вошли министр экономики Республики Абхазия А.А.Ардзинба, президент Торгово-промышленной палаты Г.Л.Гагулия, глава администрации Гудаутского района Р.М.Ладария, спецпредставитель Президента, начальник Управления протокола Президента Республики Абхазия Д.В.Кове, Почетный консул Республики Абхазия в Нижнем Новгороде В.И.Литвинчук. В ходе визита состоялась встреча абхазской делегации с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым, в ходе которой стороны обсудили перспективы развития сотрудничества в сферах представляющих взаимный интерес. По итогам визита было подписано Соглашение о сотрудничестве между Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия» и Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, которое позволит расширить торгово-экономические связи между Мордовией и Абхазией.

Большое значение придается развитию сотрудничества с Республикой Корея в области импорта технологий. Продолжается сотрудничество Мордовии и корейской корпорации «Nepes» в сфере производства светодиодов и светодиодной продукции.

2016 год можно характеризовать как период активного сотрудничества с Республикой Бурунди. Дважды, в марте и мае, делегации Бурунди посещали Мордовию с целью знакомства с промышленным потенциалом региона, проведения переговоров с представителями республиканского бизнеса об установлении взаимовыгодного сотрудничества и обсуждения возможностей запуска совместных проектов в области светотехники. С целью обсуждения технических и стратегических вопросов по созданию совместного светотехнического производства на территории Республики Бурунди состоялся визит делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия А.И.Седовым в Бужумбура (октябрь).

С целью активизации сотрудничества Мордовии с Японией в Посольстве Японии в России заместитель Председателя Правительства – министр экономики В.Н.Мазов провел презентацию инвестиционных возможностей Республики Мордовия для предприятий-участников Японского бизнес-клуба в Москве.

Ежегодно представители иностранных дипломатических миссий в России посещают осужденных граждан своих государств, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия. Так, в 2016 году осужденных иностранных граждан посетили 15 дипломатов иностранных государств, в частности, Турции, Ирана, Германии, Норвегии, Египта, Израиля, США, Украины, Вьетнама, Филиппин.

Важным фактором международного сотрудничества являются связи в области образования, науки и культуры. Развитию международного сотрудничества региона в научно-образовательной области будут способствовать состоявшиеся в 2016 году визиты представителей Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева в Университет Бабеш-Бойяи в Клуж-Напока (Румыния), а также визиты в республику сотрудника офиса английского языка отдела прессы и культуры Посольства США в России Фрэнка Джерольда Джеймса, делегации студентов Высшего коммерческого института Парижа (Франция), делегации Университета науки и технологии Цзянсу (Китай), руководителя бизнес-инкубатора при Rady School of Management, профессора Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) Кимберли Дэвис Кинга.

В рамках европейской программы TEMPUS в ноябре в МГУ им.Н.П.Огарева прошло координационное совещание вузов-участников международного проекта MetaMath. В совещании приняли участие представители российских и европейских вузов, а также научно-исследовательских организаций из Германии, Финляндии, Франции.

В 2016 году в Мордовии прошли масштабные культурные мероприятия международного характера: Х Юбилейный Кубок Главы Республики Мордовия по современным танцевальным направлениям (март); XI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (март), XI Международный детский фестиваль «Подводный мир» (апрель), XV Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов» (июнь-июль), XV Международный фестиваль джазовой музыки "Вейсэ-jazz - 2016" (октябрь), Фестиваль культур «Огарёвский колорит» (ноябрь).

В рамках международной программы профессионального развития для специалистов работающих в сфере культуры CulturalManagementWorkshop консультант Британского Совета Джо Харгривз (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) провела в Саранске семинар «Арт-маркетинг и работа с аудиторией» (март).

В ноябре республику посетил советник Посольства Аргентинской Республики в Российской Федерации Орасио Луис Мария Лассари Матьеу с целью участия в торжественных мероприятиях посвященных 140-летию со Дня рождения С.Д.Эрьзи, а также в Международной научно-практической конференции «VI Эрьзинские чтения».

Делегации Республики Мордовия приняли участие в крупных мероприятиях, посвященных этнической самобытности финно-угорской культуры: VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов на тему «Финно-угорские народы – к устойчивому развитию», проходившем в Лахти (Финляндская Республика) (июнь) и XVII Российско-Финляндском культурном форуме, проходившем в Тампере (Финляндская Республика) (сентябрь-октябрь) .

В рамках подготовки Саранска к Чемпионату мира по футболу 2018 года в сентябре состоялся инспекционный визит представителей FIFA, Оргкомитета «Арена – 2018» и Sports Turf Research Institute (STRI) с целью ознакомления с уровнем готовности города к проведению чемпионата. Делегацию возглавили генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» А.Л.Сорокин и директор департамента FIFA по проведению соревнований и мероприятий Колин Смит.

В 2016 году состоялось 7 визитов делегаций Республики Мордовия за рубеж: в Республику Индия (январь), Китайскую Народную Республику (май), Венгрию (май), Финляндскую Республику (2 визита – июнь, сентябрь-октябрь), Республику Бурунди (октябрь), Республику Куба (октябрь-ноябрь). Всего в 2016 году Республику Мордовия посетили 33 иностранных делегации.

Город Саранск имеет город-побратим Ботевград (Болгария).

На настоящий момент действует 21 документ о сотрудничестве Республики Мордовия с иностранными партнерами, в том числе Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия (2016 г.), Минским (2014 г.) и Могилевским (2007 г.) отделениями Белорусской торгово-промышленной палаты, Торгово-промышленной палатой Согдийской области Таджикистана (2009 г.), Торгово-промышленной палатой Карагандинской области Казахстана (2005 г.), Эстонско-Российской Палатой Предпринимателей (2001 г.), Каунасской торгово-промышленной и ремесленной палатой (1997 г.), Министерством промышленности Республики Беларусь (2009 г.); Министерством внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии (2016 г.); а также провинциями Аньхой (2016) и Хубей и городом центрального подчинения Чунцин КНР (2015), Республикой Тюрингией ФРГ (2006 г.).

Лекция 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках

Внешнеэкономические связи отражают торгово-экономические отношения, возникающие в результате международного разделения труда.

Международное разделение труда (МРТ) - представляет собой закрепление за определенными странами производство отдельных видов товаров, работ или услуг.

МРТ обусловливает:

1)обмен товарами и услугами между странами;

2)движение капиталов из одной страны в другую;

3) миграцию рабочей силы;

4)4) интеграцию.

Для развития МРТ важное значение имеют:

Сравнительные преимущества, т.е. способность каждой отдельной страны производить определенный товар (или группу товаров) с более низкой стоимостью по сравнению со средней мировой;

Государственная политика, в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

Концентрация производства, т.е. создание крупной промышленности и развитие массового производства;

Растущий импорт сырья, материалов, топлива из развивающихся стран в развитые страны;

Развитие транспортной инфраструктуры.

Управление МРТ и вешней торговлей обусловили необходимость международного менеджмента. Международный менеджмент - это особый раздел управления, в котором рассматриваются вопросы планирования и организации внешнеторговой деятельности, действия таможенной системы, методика формирования внешнеэкономических стратегий и т.п.

Международный менеджмент совершенствовался по мере развития внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В частности, в последние годы получили развитие такие направления международного менеджмента, как управление внешнеэкономической деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), управление международными интеграционными процессами в рамках ЕЭС, управление финансовыми операциями на международном валютном рынке и т.п.

Однако во все времена в международном менеджменте рассматривались тенденции развития мировой торговли.

Основные тенденции развития мировой торговли заключаются в следующем.

1. Происходит быстрое обновление товарного ассортимента, увеличение на рынке доли принципиально новых товаров - продуктов наукоемких отраслей и сфер высоких технологий.

2. Научно-технический прогресс дает новый импульс для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами, и комплектующими изделиями, которые изготовляются на предприятиях различных стран.

3. Возрастает роль транснациональных корпораций. ТНК - это корпорация, капитал которой принадлежит предпринимателям одной страны, а сферой его приложения могут быть несколько стран (или все мировое сообщество). В настоящее время внутренний товарооборот ТНК увеличивается более высокими темпами, чем объем внешней торговли в целом. При этом ТНК в целях получения сверхприбыли все шире практикуют вывоз в развивающиеся страны капитала, вынос экологически вредных производств и захоронение опасных для жизнедеятельности человека отходов.



4. В развитых странах при государственной поддержке растет производство услуг, увеличивается доля наукоемких отраслей и развивается торговля услугами. Причем крупнейшими экспортерами технология являются США, Германия, Франция и Япония.

5. От международного разделения труда максимальную выгоду получают индустриальные страны с высоким научно-техническим потенциалом, а не поставщики сырья.

Россия в системе международного разделения труда

Россия вписалась в международное разделение труда в основном как поставщик сырья. Состояние бюджета страны зависит главным образом от спроса и цен на мировом рынке на нефть, газ и другие природные и сырьевые ресурсы.

Между тем запасы природных богатств в нашей стране не столь велики, как это принято считать (табл. 17.1).

Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.