Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Будет ли далай лама 15. Как победить стресс и депрессию? Темная история с буддой Безграничного Света

Его Святейшество Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира, почти пятьдесят лет назад изгнанный из Тибета вместе с правительством страны, публично заявил, что предпочел бы прекратить многовековую традицию поиска собственной реинкарнации. Он предлагает устроить среди тибетских и монгольских буддистов референдум об упразднении института перерождающихся Далай-лам, заменив их системой, при которой преемника будет называть либо сам лама, либо конклав авторитетных монахов. Впрочем, 72-летний Далай-лама готов переродиться в том случае, если на этом будет настаивать его народ.

14 частей одной жизни

"Далай" по-тибетски означает "океан", а "лама" - учитель. История "океана-учителя" насчитывает уже более шести веков. Считается, что Далай-лама является реинкарнацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Достигший просветления Авалокитешвара дал обет не покидать землю, пока здесь страдает хотя бы одно живое существо. Поскольку страдания земных существ бесконечны, Авалокитешвара воплощается снова и снова.

Процедура, которую 14-й "океан-учитель" предложил изменить, заключается в следующем. Реинкарнацию умершего Далай-ламы ищут среди тибетских мальчиков, родившихся не ранее чем через 49 дней и не позднее двух лет со дня его кончины. Во время поисков, которые осуществляет специальная группа монахов, учитываются предсмертные указания прошлого ламы, предсказания государственного тибетского оракула из монастыря Нечунг и сверхъестественные явления, сопутствующие рождению кандидата на реинкарнацию.

Особое значение имеет ритуал узнавания кандидатом вещей, принадлежавших его предшественнику. Если на высокий сан претендуют сразу несколько человек, проводится особая жеребьевка.

Китайская оккупация нарушила установленный ход событий. События, произошедшие в последние десятилетия в мире и Тибете, поставили под угрозу большинство казавшихся ранее незыблемыми традиций.

Темная история с буддой Безграничного Света

Прежний Панчен-лама X остался в Тибете после эмиграции Далай-ламы и тибетского правительства. Он долгое время провел в китайских тюрьмах и под домашним арестом. Панчен-лама умер в 1989 году, выступив перед смертью с речью, осуждающей китайскую оккупацию. Он также предсказал, что переродится в мальчика из тибетской столицы Лхаса.

В отличие от реинкарнации Далай-ламы, нового Панчен-ламу разрешается искать сколь угодно долго. Наконец, в 1994 году Далай-лама XIV признал своего учителя в шестилетнем тибетском мальчике Гедюн Чоки Ньиме.

Однако уже через несколько дней после торжественной церемонии посвящения в сан маленький Панчен-лама был похищен. Через несколько лет китайские власти признали, что лама находится у них. Точное его местонахождение, однако, неизвестно до сих пор.

Панчен-лама, второй по рангу духовный авторитет после Далай-ламы, считается перерождением будды Безграничного Света Амитабхи. Слово "панчен" происходит от санскритского слова "пандита", что означает "ученый". По верованиям, Панчен-лама - вечный учитель Далай-ламы. Таким образом, узнать новую реинкарнацию Амитабхи должен сам лидер тибетского буддизма. В свою очередь, Панчен-лама играет ключевую роль в сложном процессе определения следующей реинкарнации Далай-ламы.

Вскоре после похищения официальный Пекин представил собственного Панчен-ламу по имени Джьялтсен Норбу. Его называли истинной реинкарнацией Амитабхи, в отличие от Гедюн Чоки Ньиме, который, как утверждали китайцы, родился еще до смерти прежнего ламы и, таким образом, не мог быть его воплощением.

Далай-лама, естественно, не признал ставленника Китая своим духовным учителем и призвал всех верующих буддистов молиться за возвращение истинного воплощения будды Амитабхи. Инцидент с Панчен-ламой, который, напомним, играет ключевую роль в поисках реинкарнации Далай-ламы, серьезно осложнил и без того непростые отношения тибетского изгнанника с Китаем.

Однако в деле интеграции тибетского буддизма и государства официально светское правительство КНР пошло еще дальше.

Лама с благословения партии

В начале августа Государственное управление по делам религии КНР опубликовало новое предписание о том, что признание тех или иных лиц ламами, или "живыми буддами", допустимо только с одобрения правительства Китая.

Согласно сообщению агенства "Синьхуа", это правило, вступившее в силу первого сентября этого года, является "важной инициативой, направленной на упорядочение института реинкарнации живых будд". Власти также уточнили, что "если появится самопровозглашенный "живой будда", не получивший одобрения правительства или управления по делам религии, то такая реинкарнация будет незаконной и недействительной".

Особенно КНР не устраивает, если процесс отбора высших духовных лиц будет проходить "под влиянием любой группы или любой персоны, находящейся за границей".

При этом нынешний Далай-лама, который, напомним, давно находится за границей вместе со своей "группой", не раз заявлял о том, что его преемник, избранный традиционным способом, вполне может оказаться иностранцем. Такие прецеденты в истории ламаизма уже были: Далай-лама VI родился на территории нынешнего индийского штата Аруначал Прадеш.

Инициатива китайских властей вызвала негодование тибетцев, как проживающих на родине, так и эмигрировавших в Индию. В октябре 2007 года около 30 человек с лицами, раскрашенными в цвета национального флага Тибета, ворвались в китайское посольство в Индии. Активисты скандировали "Свободу Тибету!" и расписали этим лозунгом стены учреждения. Участники акции рассказали прессе, что таким образом протестуют против введенных Государственным управление по делам религии правил.

Пресловутые правила, по-видимому, стали последней каплей для 72-летнего Далай-ламы. В ноябре он объявил о подготовке референдума о возможном упразднении института перерождающихся лам.

Демократия лучше оракула

Далай-лама XIV бежал из Тибета в 1959 году после нескольких лет сосуществования с оккупационными китайскими властями. С тех пор он живет в индийском городе Дарамсале, где находится также тибетское правительство в изгнании. Китай не признает авторитет Далай-ламы, считая его сепаратистом, призывающим тибетцев к мятежу и борьбе за независимость. В свою очередь лама не раз заявлял, что не стремится к выходу Тибета из состава КНР, так как сосуществование с Китаем приносит его стране много полезного. При этом, однако, он последовательно отстаивает идею автономии Тибета в составе КНР и борется за право тибетского народа на самоопределение.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что на это решение религиозного лидера подвигли не только конъюнктурные соображения. По его мнению, институт Далай-лам, которые много веков были как светскими, так и религиозными правителями Тибета, исчерпал себя и больше не приносит пользы стране.

Еще в 1963 году лама представил черновой вариант конституции Тибета, основанной на демократических принципах. Более того, в 2001 году правительство в изгнании демократическим путем избрало своего главу, Калона Трипу. Теперь Трипа выполняет многие из функций, раньше исполнявшихся Далай-ламой.

В то же время Далай-лама не устает подчеркивать, что решать вопрос о сохранении или упразднении традиционного института должны последователи тибетского буддизма в Тибете, Монголии и некоторых других стран. Более того, лама отдает себе отчет в том, что, умри он завтра, институт Далай-лам сохранится, так как именно вокруг этой фигуры объединяется тибетский народ.

Кроме полного упразднения института лам и перехода на принцип выборности властей, Далай-лама предлагает систему поиска преемника, похожую на процедуру выборов Папы Римского. Нового Далай-ламу при этой системе будет выбирать конклав авторитетных монахов. Такие правила не исключают того, что преемник будет назван еще при жизни нынешнего Далай-ламы.

Еще один предлагаемый Далай-ламой способ предусматривает прямое назначение им своего преемника.

В любом случае, серьезные приготовления к референдуму начнутся, лишь когда нынешний буддийский лидер почувствует себя хуже. В своей недавней речи Далай-лама полушутя заявил, что, согласно данным последнего медицинского обследования, он "протянет" еще "пару десятков лет".

На заявление ламы-изгнанника немедленно отреагировал официальный Пекин. Инициатива религиозного лидера вызвала резкое осуждение властей КНР, которые назвали ее "вопиющим нарушением религиозной практики и исторической процедуры".

Итогом жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV может стать радикальное реформирование традиционных тибетских религиозных институтов. Эта реформа, возможно, пойдет на пользу Тибету. Однако из-за нее может умереть одна из самых красивых религиозных легенд, повествующая о бесконечном перевоплощении бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо - всемирно известный духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, провел в мае в Дхарамсале на севере Индии несколько встреч с ведущими российскими учеными. О чем шла речь в беседах с нейробиологами, генетиками, философами и другими представителями науки, что необходимо изучать и доносить до массового сознания сегодня, быть ли третьей мировой войне, как принимать правильные решения, побеждать страхи, депрессии и радоваться жизни, "Океан-учитель" (так переводится титул далай-ламы) рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовала Ольга Липич.

- Ваше Святейшество, вы верите в науку?

Прежде всего, для меня как для последователя традиции древнеиндийского монастыря-университета Наланда очень важны исследования. Я всегда говорю, что Будда - это ученый Древней Индии. Думаю, у учеников Наланды, открытых новым идеям, был совершенно научный склад ума. Сам себя я называю наполовину монахом, наполовину ученым.

Буддизму присущи логические размышления и эксперименты, и это сближает его с наукой. Сам Будда говорил своим последователям не принимать на веру его учение, а проводить исследования.

Уже 30 лет я встречаюсь с современными западными специалистами в таких областях, как космология, нейробиология, квантовая физика, психология, - и этот диалог нас взаимно обогащает. В буддийской традиции накоплены глубокие знания в этих сферах, особенно когда затрагиваются вопросы понимания реальности (ничто не существует беспричинно и независимо), того, что такое "я", природы вещей и сознания.

В философском осмыслении науки нередко встречается утверждение, что она существует ради безграничного исследования мира, "наука ради науки". Как вы считаете: есть ли в ней место нравственности?

Множество проблем, с которыми люди сталкиваются повсеместно, в том числе и в России, - это проблемы, связанные с эмоциями.

И в первую очередь, это огромная пропасть между богатыми и бедными, как на глобальном уровне, так и в отдельных странах. Россия раньше была социалистической страной, но, тем не менее, в ней тоже существует этот разрыв. И в Китае, ныне социалистической стране, он существует. Это вопрос нравственных принципов - заботы о людях в целом и о беднейших слоях общества в частности.

В основе социализма и марксистской революции во многом лежала забота о благополучии беднейших слоев населения. В процессе индустриализации, ставшей результатом погони за деньгами, правами рабочих пренебрегали, их безжалостно эксплуатировали. Карл Маркс же выступал против феодальной системы, в которой лишь немногие наслаждаются богатством, а рабочие подвергаются эксплуатации. В сфере экономики он говорил о справедливом распределении материальных благ. Абсолютно неприемлемо, когда немногие богатые семьи, в том числе власти предержащие, эксплуатируют труд рабочих людей. И присущая ему идея о справедливом распределении материальных благ мне тоже близка.

Вообще, в том, что касается социально-экономической теории, я марксист, буддийский марксист.

- Не ленинист?

Не ленинист. Хотя, думаю, Ленина тоже можно понять: военное время, Гражданская война, тяжелое положение дел, враждебное отношение западных держав. Он действовал в соответствии с реалиями военного времени. Полагал, что военное время требует жесткого контроля, безжалостных репрессий и секретности. Возможно, с точки зрения военного времени это логично. Но я считаю, что Ленин извратил первоначальную идею Маркса, политические интересы военного времени поставил выше заботы об интересах рабочего класса. Так возникла тоталитарная система.

Так что очень важно помнить, что главное - это забота о других.

- И в науке тоже?

Подождите, подождите. Если мы скажем, что сострадание важно, потому что так учил Будда, или Христос, или Мухаммед, то многие люди от этого просто отмахнутся. И даже если мы пригрозим им за их прегрешения адом, они не сильно испугаются. А к мнению ученых люди сегодня прислушиваются. И данные научных изысканий свидетельствуют о том, что человеку от природы присуще сострадание.

Как-то на встрече с учеными один из участников предложил нам посмотреть видео, иллюстрирующее этот тезис. В нем шестимесячному ребенку показывали мультфильм, в котором улыбающиеся дети играли друг с другом. И шестимесячный ребенок, глядя на экран, тоже улыбался и выражал радость. Затем тому же ребенку показали другой мультфильм, где двое детей ссорились, и он, глядя на экран, расстраивался. Это довольно убедительно.

Ученые-медики утверждают, что постоянные гнев и страх пожирают нашу иммунную систему, тогда как сострадательный настрой ума полезен для нашего здоровья. Говоря с людьми, в том числе и с детьми, о важности сострадания, мы должны прежде всего обращаться к их собственному опыту - к тому, что всем нравятся улыбки и не нравятся злые лица. Затем следует рассказывать, что в долгосрочной перспективе страх и гнев очень вредны для нашего здоровья, а сострадательный настрой ума, улыбка, наоборот, полезны для здоровья и долголетия.

Если люди, практикующие буддизм, постоянно испытывают гнев, а буддийские ламы живут под гнетом неизбывной конкуренции друг с другом и между тем начитывают мантры, чтобы продлить свою жизнь, то из этого ничего получится.

Наилучшее условие для долголетия - покой ума. Всем нравится, когда им улыбаются, однако фальшивая улыбка лишь усилит подозрение, не так ли? Или дипломатическая улыбка - тоже мало хорошего. А вот когда мы заботимся о других, уважаем их и видим в них своих братьев и сестер, тогда наша улыбка будет искренней и поможет обрести душевный покой. Вот так - больше улыбайтесь, искренне, конечно.

- Чем же еще ученые могут помочь сегодня в этом отношении?

Мы должны просвещать людей, рассказывать им о том, что ненасилие и следование светской этике отвечают их собственным интересам.

Сегодня мы можем, опираясь на научные данные, учить детей самого разного возраста, от детского сада до университета, тому, что добросердечие - залог их собственного благополучия.

Принято считать, что нужно заботиться о собственной персоне, а любовь и доброта - это удел религии, эти качества полезны для других. Нет! Практика любви и доброты приносит пользу, в первую очередь, самому практикующему. Когда мы улыбаемся другим людям, мы не знаем, делает ли это их счастливее, это зависит и от их настроения.

Итак, альтруизм, забота о благе других - это наилучший способ обретения душевного покоя, внутреннего умиротворения.

- А что вы думаете о таком явлении в мире людей, как война?

Во многих уголках земли сегодня разгораются конфликты, ведущие к человеческим жертвам, например, в Йемене или Сирии, в некоторых африканских странах. Дети умирают от голода и отсутствия медицинского ухода, а взрослые люди убивают друг друга. Когда слон или тигр убивает человека, это немедленно попадает в заголовки новостей. А убийство тысяч людей себе подобными стало нормой. Поистине, это очень печально.

Я пришел к выводу, что война - когда тысячи людей мобилизуют для убийства других - это часть феодального строя. В феодальных обществах цари, а подчас и религиозные лидеры, для того чтобы расправиться со своими личными врагами, собирали тысячные армии. Но не думаю, что эти солдаты действительно хотели отдать свою жизнь ради царя, они просто подчинялись приказу.

Во многих странах мира сегодня демократическая система правления, при которой власть принадлежит народу, а не царям или главам государств. Но и в демократических странах выбранные лидеры тоже иногда становятся диктаторами.

Нам всем необходимо осознать, что сегодня весь мир принадлежит семи миллиардам человек, каждая страна принадлежит своему народу, а не горстке лидеров. Поэтому я считаю, что само понятие войны устарело. Не так давно французский президент, выступая перед американским конгрессом, отметил, что у нас есть только одна планета, другой нет. Так что нравится нам это или не нравится, но мы должны жить бок о бок друг с другом.

Для таких проблем, как глобальное потепление, не существует государственных границ, они затрагивают людей всех вероисповеданий. Будущее одно для всех семи миллиардов человек. Год за годом, десятилетие за десятилетием температура окружающей среды будет становиться все выше. Уже сегодня мы испытываем недостаток питьевой воды. Во второй половине этого века и в следующем веке проблемы климата будут выходить на первый план.

Перед лицом таких серьезных угроз для всего человечества можем ли мы позволить себе уделять внимание незначительным различиям между нами? Можем ли убивать друг друга из-за мелких разногласий? Я считаю, что такой подход безнадежно устарел и не отвечает действительности.

Но сейчас геополитическая напряженность только растет, на мировой арене отчетливо наблюдается жесткое противостояние США и России. Считаете ли вы, что возможна третья мировая война?

Думаю, что нет.

Но вам лучше спросить, будет ли третья мировая война, у президентов Трампа и Путина. Я в этом сомневаюсь.

Ученые говорят, что в случае ядерной войны погибнет все живое на планете.

Для предотвращения этой беды и вообще для мира во всем мире - что могут сделать сегодня наука и религия вместе?

Нужно опираться на здравый смысл и широкое, непредвзятое мышление.

Россия нуждается в западном мире и в Америке, ей нужны их технологии, а Запад нуждается в России, поскольку она обладает огромными природными богатствами. Будущее России зависит от западного мира, а будущее западного мира тесно связано с судьбой восточного мира, в том числе и России. Для всего человечества крайне необходимо, чтобы страны Востока и Запада жили во взаимном уважении. У России уникальное географическое положение - она играет очень важную роль моста между Востоком и Западом.

Также южный мир (Африка, Латинская Америка) испытывает большие проблемы, его будущее зависит от северного мира, а будущее северного мира зависит от южного.

Думаю, нужно брать пример с азиатских стран: Северная и Южная Корея сейчас переживают поистине исторический момент в отношениях. Наконец-то они осознали свою принадлежность к одному народу, и появилась надежда на восстановление мира на Корейском полуострове.

Такова реальность (взаимозависимость. - Прим. ред.). Но если об этом будут говорить только религиозные лидеры, люди к ним не прислушаются. А вот слова ученых обладают большим весом.

Возьмем, к примеру, меня самого. Когда, став беженцем, я пришел в Индию, я ничего не знал об экологических проблемах. В Тибете можно было пить воду из любого источника. Поэтому, когда в Индии, а позднее и в европейских странах, меня предупреждали, что какую-то воду пить нельзя из-за ее загрязненности, я очень удивлялся и не понимал, как же так. Потом я побеседовал с экологами и другими учеными и понял, что забота об окружающей среде - это действительно очень важно.

Точно так же сегодня необходимо просвещать людей, рассказывая им о том, что гнев, острое чувство конкуренции, эгоцентричность - вот истинные причины наших проблем.

Нам необходимо понимание единства всего семимиллиардного населения планеты. Мы - общественные животные, и счастье каждого из нас и сама наша жизнь зависят от общества в целом. В давние времена люди жили довольно замкнутыми общинами, ограниченными пределами одной деревни или города. Сегодня все семь миллиардов человек - это одна семья. И любая проблема - это проблема всего человечества. А такие проблемы и решать надо по-человечески - встречаться, разговаривать. Если же мы сперва создаем какие-то проблемы, а потом пытаемся решить их силой оружия, то это противоречит логике. Оружие никогда ничего не решает. Оружие только убивает, приносит еще больше ненависти.

Поэтому я считаю, что сегодня ученые должны рассказывать людям о том, как важно заботиться о благе других в личных отношениях, в семье, в обществе.

Переходя от глобальных проблем к личностным, Ваше Святейшество, как принять правильное решение, когда речь идет о каком-то сложном выборе, например, о ком прежде всего заботиться, какой профессией заниматься? Как преодолеть сомнения?

Необходимо максимально задействовать свои умственные способности, анализировать снова и снова. Нельзя позволять, чтобы эмоции влияли на ваше решение. Если вы примете какое-то решение под действием эмоций, то потом, когда эмоции улягутся, вы увидите, что решение было ошибочным. Сильные эмоции затрудняют нашу способность мыслить. Они делают наше отношение предвзятым. А любое решение, принятое под действием предвзятости, будет ошибочным.

- То есть правильное образование сделает здоровым и радостным настрой ума?

Обычно, испытывая страх, беспокойство, гнев, мы считаем, что это неотъемлемая часть нашей человеческой природы. Но если вам рассказать о гигиене эмоций, то еще при приближении гнева вы сможете подумать: "Приближается гнев, это вредная эмоция" - и постараетесь приложить усилия к тому, чтобы его ослабить.

Один американский ученый, который больше 30 лет профессионально помогал людям, страдавшим от чрезмерного гнева, стресса и тому подобных проблем, рассказывал мне, что когда приходит гнев, объект этого гнева представляется нам на 100 процентов отрицательным, но на самом деле 90 процентов этих отрицательных качеств - лишь плод нашего воображения. Об этом говорится и в статье китайского квантового физика, о которой мне недавно рассказали. Тому, кто разделяет основы квантовой физики, идея о том, что вещи не существуют так, как нам это представляется, не существуют объективно, - очень помогает справляться с эмоциональной реакцией. Удерживает от приписывания вещам несуществующих свойств.

Это совпадает с положениями буддийской психологии, в особенности с идеями Нагарджуны (индийского мыслителя II-III веков. - Прим. ред.), утверждавшего, что привязанность, гнев и неведение возникают в силу именно таких концептуальных построений, в силу искаженного мировосприятия. Нагарджуна говорит, что когда какой-то объект или явление представляется нам привлекательным, мы считаем, что его привлекательные свойства существуют объективно и независимо. И, соответственно, в нас возникает привязанность. Подобным же образом, если объект представляется нам отталкивающим, мы приписываем объективный статус его отталкивающим свойствам и испытываем гнев.

Таким образом, чтобы ослабить гнев или другую негативную эмоцию, нужно использовать свои интеллектуальные способности, анализировать, не удовлетворятся поверхностным взглядом на вещи, но стараться глубже проникнуть в суть.

- Вы часто говорите о друзьях, а есть ли у вас враги? И как насчет любимых и нелюбимых животных, например?

Я не провожу различия между друзьями и врагами. Все живые существа - мои лучшие друзья и лучшие учителя.

На самом глубоком уровне все мы, человеческие существа, одинаковы; каждый из нас стремится к счастью и каждый не хочет страдать. Вот почему всякий раз, когда мне выпадает такая возможность, я стараюсь обратить внимание людей на то, что роднит нас как членов одной семьи, человечества, и как глубоко взаимосвязаны мы друг с другом в своем существовании и стремлении к благоденствию.

Сегодня люди все чаще признают существование тесной связи между состояниями нашего ума и переживаемым счастьем, что подтверждается и растущим числом научных открытий. Многие из нас живут в обществе, весьма развитом в материальном отношении, и все же среди нас найдется немало людей не таких уж счастливых. За прекрасным фасадом богатства и процветания скрывается внутреннее беспокойство, ведущее к разочарованию, ненужным ссорам, зависимости от наркотиков и алкоголя, а в худшем случае и к самоубийству. Нет никакой гарантии, что богатство обязательно приведет вас к радости или самореализации, к которым вы стремитесь. То же самое можно сказать и о ваших друзьях. Когда вы во власти сильнейшего гнева и ненависти, то даже самый близкий друг покажется вам холодным, далеким и отталкивающим.

Однако мы, люди, наделены удивительным разумом. Помимо этого, все человеческие существа обладают способностью преисполняться особой решительности и выбирать точку приложения этой чрезвычайной решительности по собственному усмотрению. До тех пор пока мы помним о том, что у нас есть этот чудесный дар человеческого разума, а также способность преисполняться решительности и направлять ее в позитивное русло, мы сможем сохранить присущее нам изначально психическое здоровье. Осознание того, что мы обладаем этим величайшим потенциалом, придает нам силу. Само признание этого факта действует, как механизм, позволяющий справляться с любыми трудностями ― в какой бы ситуации мы ни оказались ― не теряя надежды и чувства собственного достоинства.

Ваш покорный слуга потерял свободу в шестнадцать лет, а в двадцать четыре года ― свою страну. Я живу в изгнании уже более полувека, и все это время мы, тибетцы, посвящаем себя сохранению присущей Тибету национальной самобытности, культуры и [духовных] ценностей. Почти каждый день из Тибета приходят вести, надрывающие сердце, и все же ни одна из них не заставит нас безвольно опустить руки. Сам я нахожу опору в следующем размышлении: если положение дел можно поправить, а проблему ― решить, то незачем волноваться. Другими словами, если из трудной ситуации есть выход, то не стоит терять равновесия. Следует предпринять правильные действия, а именно поискать выход, решение. Совершенно очевидно, что направить свою энергию на поиск решения проблемы куда разумнее, чем на беспокойные мысли.

С другой стороны, если выхода нет, если нет никакой возможности найти решение, то волноваться по этому поводу тоже бессмысленно, ведь все равно ничего уже не поделать. В этом случае, чем быстрее вы смиритесь со случившимся, тем будет лучше для вас. Такой подход, естественно, подразумевает, что вы смотрите проблеме прямо в глаза и стараетесь непредвзято оценить ситуацию. А иначе вы не сумеете выяснить, есть ли решение у проблемы или же нет.

Непредвзятая оценка и правильная мотивация могут также оградить вас от страха и беспокойства. Если вы взрастите чистое и искреннее намерение, если будете движимы желанием помочь из доброты, сострадания и уважения, то тогда сможете выполнить любую работу в любой сфере. Ваши действия будут куда эффективнее без страхов и тревог, без оглядки на других и беспокойства о том, сумеете ли вы в конце концов достичь своей цели. И даже если на пути к своей цели вы потрепите неудачу, вам будет хорошо на душе от того, что вы приложили усилие. А если у вас дурные намерения, то пусть даже другие станут превозносить вас или вы достигните своей цели, вы все равно будете несчастны.

Конечно, порой нам может казаться, что вся наша жизнь никуда не годится, что нам не под силу справиться с трудностями, выпадающими на нашу долю. Каждого из нас временами посещают такие мысли, овладевая нами в большей или меньшей степени. Когда такое случается, крайне важно изыскать способ поднять себе дух. Это можно сделать, подумав о том, как нам повезло. Быть может, есть человек, который нас очень любит; или у нас есть какие-то таланты; быть может, мы получили хорошее образование; или у нас есть вещи первой необходимости ― еда, чтобы наполнить желудок, одежда, чтобы прикрыть свое тело, и крыша над головой; а может быть, в прошлом мы совершали поступки, исполненные альтруизма. Нужно принимать во внимание даже самый незначительный позитивный аспект своей жизни. Ибо, если мы не сумеем поднять себе дух, то велика опасность, что мы будем и дальше скатываться в бездну беспомощности. А это может привести нас к утрате веры в то, что мы вообще способны на что-то хорошее. Поступая так, мы подготовим себе почву для отчаяния.

Будучи буддийским монахом, я знаю, что главными нарушителями нашего внутреннего покоя являются так называемые «омрачающие эмоции». Все эти мысли, эмоции и ментальные состояния, которые суть отражение негативного внутреннего настроя и отсутствия сострадания, неизбежно лишают нас умиротворения. Все наши негативные мысли и эмоции ― ненависть, гнев, гордыня, вожделение, зависть и другие ― считаются источником переживаемых нами трудностей, нарушителями спокойствия. Негативные мысли и эмоции мешают нам осуществить наши самые глубокие устремления ― быть счастливыми и избегать страданий. Совершая поступки под их влиянием, мы не отдаем себе ни малейшего отчета в том, какое воздействие они могут оказать на других людей. Они подталкивают нас к разрушительным действиям, дурно сказывающимся как на других, так и на нас самих. Убийства, скандалы, обман ― все эти негативные действия начинаются с омрачающих эмоций.

Это неизбежно приводит нас к вопросу ― а можно ли воспитать свой ум? Есть немало подобных методов в разных традициях. В буддийской, например, существуют особые наставления по «тренировке ума», где особый упор делается на развитии заботы о других и способности преобразовать неблагоприятное стечение обстоятельств в благоприятное. Именно такой образ мыслей, трансформирующий проблемы в счастье, помог тибетскому народу сохранить чувство собственного достоинства и присутствие духа перед лицом колоссальных трудностей. Мне лично эти наставления принесли огромную практическую пользу.

Один великий тибетский наставник по «тренировке ума» как-то заметил, что самое удивительное качество ума заключается в том, что его можно преобразовать. У меня нет сомнений в том, что те, кто предпримет попытки преобразовать свой ум, победить омрачающие эмоции и достичь внутреннего покоя, с течением времени непременно увидят перемену в своем отношении к жизни и реакции на людей и события. Их ум станет более дисциплинированным и позитивным. И, уверен, они заметят, что, принося счастье другим, они сами становятся счастливее.

Я молюсь о том, чтобы всякий, кто сделает эту [тренировку] своею целью, ощутил благословение и пришел к удачному ее завершению.

Далай-лама

Право принимать решения, связанные с собственной реинкарнацией, принадлежит исключительно Далай-ламе, подчеркнул 17-й Кармапа Ургьен Тинле Дордже в интервью тибетской службе Radio Free Asia (RFA) в Вашингтоне вечером 15 апреля.

«В тибетской традиции мы избегаем пространных рассуждений о следующем воплощении ныне живущего наставника, - сказал он. ‒ Однако теперь возникло множество вопросов. На мой взгляд, только сам Далай-лама должен принимать решение по поводу своей будущей реинкарнации. Так что я доверяю его решению и полностью полагаюсь на него. Появилось много предположений и догадок, но меня это не тревожит».

17-й Кармапа Ургьен Тринле Дордже является единственным среди высших лам в иерархии тибетского буддизма, получившим признание Пекина и Далай-ламы. Он воспитывался в монастыре Цурпху - резиденции Кармап с XII века - вплоть до 28 декабря 1999 года, когда 14-летний мальчик сумел выбраться незамеченным из-под надзора китайских спецслужб. В течение недели с группой тибетских монахов он совершил труднейший переход в 1400 км через Гималаи в Индию, где 5 января 2000 года встретился с Далай-ламой.

В 2005 году центральное правительство Индии предоставило ему статус беженца. В настоящее время резиденция 17-го Кармапы находится в монастыре Гьюто неподалеку от Дхарамсалы.

Теперь пекинские идеологи питают надежду назначить своего «преемника» на пост Далай-ламы, чтобы воспитать его в «патриотическом» духе. Пусть тибетцы его и не признают, это не помешает использовать его в целях внешней пропаганды политики компартии.

Несколько месяцев назад Далай-лама XIV заявил, что может стать последним обладателем этого титула.

«Институт Далай-ламы однажды прекратится. Такие институты, созданные человеком, прекратят свое существование», - сказал духовный лидер в интервью программе BBC Newsnight, вышедшем в эфир 16 декабря, во время саммита лауреатов Нобелевской премии мира в Риме. - Будет очень печально, если придет какой-нибудь глупый Далай-лама и очернит себя. Так что лучше, если многовековая традиция прекратится в период популярного Далай-ламы».

Похожий комментарий Далай-лама дал в сентябрьском интервью Welt am Sonntag, отметив, что может без труда представить, что у него не будет преемника. «Тибетский буддизм не зависит от одного человека - у нас [в Индии] есть очень хорошая организация с хорошо обученными монахами и учеными-философами», - сказал он.

Председатель комиссии по этническим и религиозным делам в консультативном органе власти Чжу Вэйцюнь отреагировал на страницах пекинской Хуанцю шибао раздраженным заявлением: «Только центральное правительство может принять решение, сохранить или отказаться от преемственности далай-лам, и последнее слово по этому вопросу принадлежит не 14-му Далай-ламе».

В ноябре 1995-го партийная верхушка приняла решение под прикрытием процедуры с золотой урной назначить своего «преемника» для Панчен-ламы Х, скончавшегося в 1989 году. Гендюн Чоки Нима, которого признал реинкарнацией Далай-лама, бесследно исчез вместе с семьей.

Панчен-лама XI Гьялцен Норбу, которого тибетцы называют «лже-панченом», посещал музей Мао Цзэдуна и другие объекты «красного туризма», а также неоднократно выступал в поддержку партийной линии в Тибете. За это он удостоился приема в правящем политбюро и присутствовал в качестве гостя на партийном съезде. Но в августе 2014-го, когда он отправился в турне по Тибету, китайские чиновники по-прежнему угрожали карательными санкциями монахам, которые откажутся появляться на его церемониях.

Друзья, мы подобрали для вас 18 жизненно важных правил от великого мудреца: Делай Ламы. Каждому из нас стоит это прочесть.

Итак вот эти Правила:

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.

2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.

3. Следуйте вечным трем правилам:

♦ уважай себя;
♦ уважай других;
♦ не уходи от ответственности за свои действия.

4. Помните, что не всегда то, что вы хотите - действительно вам нужно.

5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.

6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.

7. Если вы ошиблись - немедленно сделайте всё, чтобы её исправить.

8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.

9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.

10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.

11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.

12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.

13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.

14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.

15. Будьте нежны с Землей. Любите её.

16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.

17. Помните, что лучшие отношения - это те, в которых каждая половинка, с кем бы она ни была, помнит о вас.

18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.