Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Особенности логистического подхода управления предприятием.  Логистика: Логистический подход к управлению материальным потоком Отличие логистического управления материальными потоками от традиционного

Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.


1.4. Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

· резкого снижения себестоимости товара;

· повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса . В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

· превращение рынка продавца в рынок покупателя;

· обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

· энергетический кризис;

· научно-технический прогресс и в первую очередь ком­пьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования показывают, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на хранение, транспортировку, упаковку и другие логистические операции. Высокая доля расходов на указанные выше операции в конечной цене товара показывает, какие резервы содержит оптимизация управления материальными потоками.

В большинстве определений логистика трактуется как теория и практика управления материальными потоками. Однако, подобная деятельность, связанная с оптимизацией движения товаров и грузов осуществляется человечеством уже давно, с тех пор как существует производство и распределение. В чем же тогда новизна логистики, в чём специфика логистического подхода? Новизна и специфика логистического подхода заключается в том, что объектом управления в данном случае выступает обобщенный, т.е. сквозной материальный поток.

Если рассматривать обобщенный материальный поток на макроуровне, то цепь, через которую он проходит, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление этими предприятиями осуществляется обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате показатели материального потока, такие как себестоимость, надёжность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе, выделяющем в качестве объекта управления сквозной материальный поток, обособленность звеньев материалопроводящей цепи в значительной мере преодолевается, поскольку осуществляется согласованное управление обобщенным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходим количестве, необходимого качества и с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служба снабжения, склады, цеха, служба сбыта и т.п.). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия также имеют случайные значения и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется особая служба управления сквозным материальным потоком, получающая существенные приоритетные права. В результате материальный поток становятся управляемым и его показатели на выходе из предприятия принимают оптимальные значения.

Таким образом, специфика логистического подхода, его отличие от традиционного подхода, заключается в том, что прежде разрозненные материальные потоки объединяются в единый, сквозной материальный поток и выделяется особая, единая функция управления этим сквозным потоком.

Применение логистического подхода позволяет:

1) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

2) сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

3) снизить транспортные расходы;

4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

1. Значительная доля экономического эффекта от использования логистики достигается за счёт снижения запасов на всём пути движения материального потока. Это объясняется следующим:

В общей структуре логистических издержек расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товара;

Большая часть оборотного капитала предприятий, по расчетам от 10% до 50% его активов, отвлечена на запасы;

В производстве расходы на содержание запасов составляют 25-30% от общего объёма издержек.

Сокращение запасов при использовании логистического подхода достигается за счёт высокой степени согласованности действий всех участников логистического процесса, за счёт повышения надежности поставок, за счёт рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. Исследования показывают, что в результате использования логистического подхода можно сократить запасы на 30-70%.

2. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счёт сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня время, необходимое на изготовление товара, составляет всего лишь 2-5% от общих затрат времени на производственные операции, складирование и доставку. Таким образом, более 95% времени оборота приходится на доведение изготовленного товара до потребителя. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала и соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени.

3. Экономический эффект от применения логистики возникает также в результате снижения транспортных расходов. При использовании логистического подхода оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются и другие показатели использования транспорта.

4. Четвёртая составляющая экономического эффекта от использования логистики обеспечивается за счёт сокращения затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход предпо­лагает высокую степень согласованности всех участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. То есть применяются однотипные средства механизации, однотипная тара, исполь­зуются аналогичные технологические приемы грузопереработки во всех звеньях товаропроводящей цепи, за счёт чего и сокращается использование ручного труда и достигается соответствующий экономический эффект.

Следует отметить, что совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму этих четырёх составляющих, что является ярким примером проявления нелинейности (эмерджентности) логистических систем.

Особенность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком (МП).

В целом отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками .

Обычно цепь, через которую проходит МП, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2.1 ). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Сквозное управление материальными потоками означает способность видеть и управлять всей системой в целом.

В результате такие показатели этого потока, как цена, себестоимость, надежность наличия товара в нужном клиенту месте, дополнительные услуги, ассортимент, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе складываются случайно.

При логистическом подходе особенность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным МП (рис. 2.2
). На выходе сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.

Отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками.

В этом случае среди данных компаний должна выделиться одна, которая будет являться ключевым звеном (main chain) в данной цепи, и именно она будет диктовать условия остальным участникам товародвижения. В большинстве случаев таким ключевым звеном становится производитель продукции, но есть и другие примеры.

Примерами, когда сырьевая компания будет управлять всем потоком, могут служить такие компании, как , BP . Они добывают нефть самостоятельно, заказывают ее переработку или перерабатывают ее самостоятельно, далее распределяют ее по АЗС, где они регламентируют качество, часто цену и, конечно же, обязательное наличие разнообразных дополнительных услуг.

Примером, когда розничный магазин будет являться ключевым звеном, можно назвать компанию IKEA , продукция которой производится на десятках фабрик России, Украины и Белоруссии под жесточайшим контролем головной организации. Помимо этого компании, являющиеся поставщиками сырья для производителя, например, поставляющие древесину, также должны придерживаться строго определенного качества и графика своих поставок (вплоть до количества сучков на единицу меры древесины и т.п.). Примером такого подхода может быть и создание т.н. частных марок крупными магазинами.

Менее яркие примеры логистического подхода можно обнаружить, когда оптовая база пытается контролировать МП (например, молдавские вина - ).

Любой франчайзинг является по сути проявлением такого логистического подхода. Однако часто ключевому звену не удается достичь желаемых параметров для своего товара на выходе. Например, всем известны надписи на товаре: «рекомендованная розничная цена», но даже такие гиганты, как Кока-кола и Пепси-кола, не могут добиться того, чтобы товар продавался по этой цене, а в жару в поставленных ими же бесплатно холодильниках стоит далеко не всегда именно их ассортимент. Почему же не получается создать такую эффективную систему товародвижения?

Сложность логистического подхода заключается в том, что у каждого из участников свои оперативные цели . Давайте порассуждаем: как может компания увеличить свою прибыль двумя самыми простыми способами?..

Правильно - увеличить продажи или поднять цену. Возьмем среднестатистический завод , находящийся в конкурентной среде. Какое-либо существенное увеличение цены будет невозможно, т.к. его продукт станет неконкурентоспособным. Остается наращивать объемы с помощью рекламы, новинок, присутствия на полках и т.д.

Сырьевики же в основном имеют ограниченные ресурсы, поэтому их стратегией могло бы стать максимальное повышение цены (известный факт, что себестоимость добычи нефти 2-5$, а продается она за 60-70$). Компании, являющиеся поставщиками комплектующих и оборудования, тоже обычно ограничены, но они ограничены спросом.

Например, некий поставщик тормозных систем для . Какие бы сбытовые усилия он ни прикладывал, его портфель заказов будет состоять из систем для завода (по количеству выпускаемых автомобилей) плюс стабильное количество деталей, выходящих из строя (при стабильном уровне качества), поэтому основная возможность увеличения прибыльности - это поднятие цены.

Только оптовым компаниям может быть одинаково выгодно торговать большими партиями товара с минимальной наценкой и небольшими - с довольно высокой. Для этой операции они используют такой инструмент, как прайс-лист (табл. 2.1). При закупочной цене в 10 руб. цифры могут выглядеть таким образом.

Таблица 2.1.
Пример прайс-листа

Товар №

10 000 руб.

100 000 руб.

500 000 руб.

1 млн руб.

Розничные магазины чаще всего, как и сырьевые компании, максимально добавляют стоимость, т.к. у них есть лишь одно ограничение - проходимость места, при этом негативное влияние повышения цены на спрос слабое.

Пример.

Продается некий прохладительный напиток по цене 30 руб. Стоимость его производства, рекламы, распределения (из предыдущей главы вспомните, как это дорого), привоза и поставки продавцу под прилавок, а может еще и таможенного оформления и прочее + все прибыли всего канала = сколько бы Вы думали, 25, нет, 27 рублей?..

Ничего подобного, всего лишь 14 руб., а труд одного (условно) продавца оценивается в 16 руб., т.е. больше чем в два раза дороже.

Исключением из правила могут быть только гипермаркеты, мелкооптовые рынки и частные марки сетевых магазинов.

Самый простой способ организации логистического подхода - стать собственником всего канала. Но на практике это не всегда хорошо получается, т.к. существуют принципы разделения труда, ограниченность ресурсов, да и не всегда логистический подход оказывается более выгодным.

Первые устанавливают низкую цену, чтобы иметь возможность сыграть на обороте, а вторые - с рекламными целями.

Из вышесказанного становится ясно, что преодоление сопротивления участников канала - очень сложная задача, и это только исходя из двух целей - продать дороже или больше. На практике к ним прибавляются другие оперативные задачи: например, стремление производителя внедрить на рынок новый товар, защититься расширенным ассортиментом от конкурентов, получить лучшее место на полках в магазинах и т.п.

У остальных участников могут быть совсем иные цели: например, своя рекламная компания у магазинов или стремление дистрибьютора войти в какую-нибудь сеть и т.п. Почти всегда эти цели вступают в противоречие друг с другом, поэтому преодоление этих противоречий - и есть важная составляющая задачи организации логистического подхода.

Так, как же организуется логистический подход?

Самый простой способ, конечно же, - стать собственником всего канала. Но на практике это не всегда хорошо получается, т.к. существуют принципы разделения труда, ограниченность ресурсов, да и не всегда логистический подход оказывается более выгодным (см. пример ниже - «Когда логистический подход не оптимален»).

Поэтому в основном компании стараются заключить действенные соглашения с другими участниками и проводить свою политику через эти соглашения. Не всегда это получается. Часто не достает рыночной силы компании или барьеры перехода от одного поставщика к другому слишком низкие. Иногда у посредников слишком велик соблазн пойти против воли ключевой компании. Также часто пункты договора можно обойти с помощью юридических или организационных хитростей, например, продавать товар не от себя, а создать компанию, от лица которой можно торговать без ограничений (часто относится к дистрибьюторским компаниям).

Пример.

Когда логистический подход не оптимален

На рынке пива в России (как и в других отраслях) многие крупные производители отчаянно пытаются организовать собственные отделы распределения пива по магазинам. Их желание продиктовано теми фактами, что оптовики никак не хотят подчиняться их требованиям - продавать товар по определенной цене в розницу, поставлять не только ходовой товар, но и новые, еще не «раскрученные» сорта. Иногда даже в погоне за лучшими условиями оптовики специально рекомендуют рознице продукцию конкурентов... Очевидно, что надо «брать дистрибьюцию в свои руки», но... не получается, а виной этому - высокие издержки собственной системы распределения.

По проведенным расчетам основные затраты на дистрибьюцию(~70%) - не на доставку в точки продаж или закупку продукции, как можно предположить, а на поиск клиентов и переговоры. Далее допустим, один менеджер по продажам может обслужить в день 10 точек, и в среднем по всему ассортименту компании он может продать товара на 2 тыс. руб., тогда получится, что он принесет в кассу 20 тыс. руб. Менеджер оптовика продаст за то же время ассортимент 10 компаний и принесет сумму 200 тыс. руб. При одинаковой зарплате и прочих расходах очевидно, что расходы на дистрибьюцию у оптовиков во много раз ниже, чем у собственного отдела, а значит, и добавленная стоимость ниже, и цена. Поэтому магазины будут покупать у них, т.к. ценовая чувствительность на оптовом рынке многократно выше, чем на розничном.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание, что логистический подход похож на т.н. вертикальную маркетинговую систему , описанную, к примеру, у Ф. Котлера . Разница между ними в том, что в этой системе не учитываются производители сырья и материалов, поэтому логистический подход имеет более глубокую аналитическую направленность.

Задание 2.1

Построить две материалопроводящие схемы на примере реальных компаний, первая должна строиться на основе логистического подхода, вторая схема должна быть построена на основе традиционного подхода к управлению МП в экономике.

По построенным примерам описать их принципиальное отличие, основываясь на целях каждого участника товародвижения. Описать пути достижения логистического подхода.

Пример логистического подхода к управлению материальными потоками.

2) имеют независимых дилеров (например, «Новый проект»), которых тщательно отбирают;

3) заключает соглашения с корейскими производителями SsangYong относительно сборки их в России.

Традиционный подход также мог бы быть использован в данной схеме, но это означало бы повышение себестоимости, а соответственно, цен товара, что повлекло бы за собой спад спроса. При традиционном подходе автомобили были бы более низкого качества. Кроме того, мог бы возникнуть вопрос о надежности наличия товара, который желает получить потребитель.

Логистический же подход предохраняет участников цепочки от вышеперечисленных нежелательных явлений и делает данную систему конкурентоспособной ! В приведенном примере самым заинтересованным, а соответственно, ключевым звеном является компания «Северстальавто», она в данном случае диктует всем участникам цепи условия, перечисленные выше.

Задание 2.2

На основании данных в табл. 2.1 ответьте на следующий вопрос.

Может ли цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) быть равной 9 руб. в краткосрочной перспективе?.. долгосрочной перспективе? Почему? Приведите конкретные доводы или примеры при аргументации ваших ответов.

    Цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) может быть равной 9 руб. в краткосрочной перспективе в ситуации, если компания поставила себе цель завоевать рынок. Следовательно, цену, равную 9 руб., компания может использовать в краткосрочной перспективе в качестве цены проникновения на рынок.

    Цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) может быть равной 9 руб. в долгосрочной перспективе в том случае, если компания сможет компенсировать возникающие в результате этого убытки за счет остальных позиций.

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Обобщая все сказанное выше, можно предложить более краткое определение логистики.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управлении, прежде разрозненными материальными потоками: в технической, технологической, экономической, методологической интеграции отдельных звеньев материалопроизводящей цепи в одну единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроизводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное время, в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю.

Логистический подход в управлении производством


Введение


В современных условиях, задача эффективного функционирования предприятия является наиболее актуальной. Обострившаяся конкуренция между товаропроизводителями требует внедрения более точных и совершенных методов управления производственными процессами, организации и распределения существующих потоков, возникающих в процессе деятельности предприятия.

В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

В современных условиях выделяют несколько видов логистики: производственную, закупочную, распределительную, информационную, транспортную, логистику сервиса и другие, однако именно производственную логистику считают центральным из звеньев системы логистики, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

·отказ от избыточных запасов;

·отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

·отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

·устранение простоев оборудования;

·обязательное устранение брака;

·устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

·превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Целью данной работы является исследование влияния логистического подхода, оказываемого на деятельность организации и изучение систем управления материальными потоками на предприятии.

Объектом данной работы является логистический подход как элемент управления материальными потоками предприятия, а предметом - его взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.

В ходе работы предстоит решить следующие задачи :

Применение прогрессивных способов оптимизации производственных процессов на основе логистического подхода.

Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.


1. Теоретические аспекты управления предприятием


1.1 Системы управления материальными потоками


Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

·номенклатура, ассортимент и количество продукции;

·габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

·весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

·физико-химические характеристики груза;

·характеристики тары (упаковки);

·условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

·условия транспортировки и страхования;

·финансовые (стоимостные) характеристики;

·условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

Различают несколько систем управления материальными потоками, которые будут рассмотрены в следующих главах.


1.2 Толкающая система управления материальными потоками


Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое и максимально задействовать рабочих и оборудование в производстве. Однако в случае резкого изменения спроса использование «выталкивающей» системы приводит к созданию избыточного запаса и «затовариванию» из-за отсутствия возможности «перепланирования» производства для каждой стадии. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.


1.3 Тянущая система управления материальными потоками


Другой вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая системапредполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему. Последующий участок заказывает материал в соответствии с нормой и временем потребления своих изделий. План-график работы устанавливается только для участка (цеха) - потребителя. Участок-производитель не имеет конкретного графика и плана и работает в соответствии с поступившим заказом. Таким образом изготавливаются только те детали, которые реально нужны и только тогда, когда в этом возникает необходимость.


2. Логистические концепции


2.1 Логистическая концепция RP


Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число логистических систем, является концепция «Requirements/resource planning» - RP («планирования потребностей/ ресурсов»).

Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I / MRP II - «Materials/manufacturing requirements /resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRP I / DRP II - «Distribution requirements/resource planning» (Системы планирования распределения продукции / ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления.

Система MRP I была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение как в США, так и в Европе получила лишь в 1970-е. Согласно определению американского специалиста Дж. Орлиски, одного из главных разработчиков системы MRP, система «планирования потребностей в материалах (MRP-система) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания… MRP система перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном расписании, либо в структуре запасов, либо в атрибутах продукта».

MRP системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию.

Основными целями МRP систем являются:

  1. удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
  2. поддержание низких уровней запасов;
  3. планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает поток плановых количеств ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

Входом MRP системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание. Таким образом, в MRP ключевым фактором является потребительский спрос.

База данных о материальных ресурсах содержит всю требуемую информацию о номенклатуре и основных параметрах (атрибутах) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т.п., необходимых для производства (сборки) продукции или ее частей. Кроме того, в ней содержатся нормы расхода ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

База данных о запасах информирует систему и управляющий персонал о наличии и величине производственных, страховых и других требуемых запасов материальных ресурсах в складском хозяйстве фирмы, а также о близости их к критическим уровням с точки зрения необходимости их пополнения.

Проблемы, возникающие в процессе внедрения системы MRP, относятся к разработке информационного, программно-математического обеспечения расчетов и выбору комплекса вычислительной и оргтехники.

Системы, основанные на MRP подходе, имеют ряд недостатков и ограничений, к основным из которых относятся:

  1. применение MRP систем требует значительного объема вычислений, подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает ведущее время производственного и логистического циклов;
  2. возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровни запасов или перейти на выпуск продукции в малых объемах с высокой периодичностью;
  3. нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровней запасов в фиксированных точках заказа;
  4. большое количество отказов в системе из-за слишком комплексного ее характера и большой размерности.

С операционной точки зрения логистическая концепция RP может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для синтеза внешних систем DRP (Distribution requirements planning). Системы DRP - это распространение логики построения MRP в каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют общую логистическую концепцию «RP», в то же время существенно различны.

Функционирование DRP систем базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. DRP системы работают в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в дистрибутивных сетях. DRP системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Фундаментальный инструмент логистического менеджмента в DRP системах представляет собой расписание, которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.

Системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют достичь фирмам определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя:

  1. улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей;
  2. улучшение продвижения новых товаров на рынок;
  3. способность предвидеть и предупреждать маркетинговые решения о продвижении готовой продукции с низкими уровнями запасов;
  4. улучшенная координация управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы;
  5. исключительная способность удовлетворять требования потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами готовой продукции.

Среди логистических преимуществ DRP систем можно отметить:

  1. уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;
  2. уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;
  3. сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
  4. уменьшение транспортной составляющей логистических издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
  5. улучшение координации между логистическими активностями в дистрибьюции и производстве.

2.2 Логистическая концепция «just-in-time»


Наиболее широко распространенной в мире концепцией является концепция «just-in-time» - J I T («точно в срок»). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции J I T было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции.

С логистических позиций J I T - это довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. В дальнейшем идеология J I T была успешно продвинута в дистрибьюцию, системы сбыта готовой продукции. Учитывая широкую экспансию J I T подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:

J I T - это современная концепция построения логистических систем в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсах, и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звено логистической системы в них нуждается, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.

Концепция J I T тесно связана с логистическим циклом и его составляющими. Многие современные логистические системы, основанные на J I T подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменение спроса и, соответственно, производственной программы.

Логистическая концепция J I T характеризуется следующими основными чертами:

  1. минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, готовой продукции;
  2. короткими производственными (логистическими) циклами;
  3. небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
  4. взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
  5. эффективной информационной поддержкой;

высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Внедрение концепции J I T. как правило, улучшает качество готовой продукции и сервиса, минимизирует излишние запасы и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счет интеграции комплексных логистических активностей.

Логистические системы, использующие J I T идеологию, являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит только тогда, когда количество их в определенных достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции.


.3 Система KANBAN


Система KANBAN разработана Корпорацией «Тоёта Моторс» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Тоёта» ушло около 10 лет.

Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:

  1. рациональная организация и сбалансированность производства;
  2. тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
  3. партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
  4. повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая мораль всего персонала.

Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.

Система KANBAN, впервые примененная корпорацией «Тоёта Моторс» в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том. что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заданного подразделением-потребителем заказа. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа, по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тоёты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.

В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.

Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:

oкод компонента (полуфабриката);

oописание;

oпродукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются;

oномер (код рабочего), где производится компонент;

oномер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент;

oколичество компонентов для данного контейнера;

oколичество контейнеров (карточек «kanban») рядом с обрабатывающим центром.

Информация на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.

KANBAN - это типичная схема «тянущей» производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.

Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального и выборочного контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.

Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм: снизить себестоимость производства: практически исключить страховые запасы. Анализ мирового опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%. товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества.


2.4 Система ORT


ORT относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.


3. Преимущества логистического подхода в управлении производством

материальный логистический управление производство

Материальный поток, двигаясь через все звенья логистической системы, приобретает все большую стоимость. В готовой продукции 70% цены составляют логистические издержки, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, сортировкой и др.

Экономический эффект от использования логистического подхода к управлению составляется из снижения уровня издержек на осуществление некоторых этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы хозяйствования.

Применение логистического подхода к производству и реализации позволяет:

) уменьшить величину запасов на всем пути движения материального потока;

) уменьшить время прохождения товаров по всем элементам логистической цепи;

) уменьшить транспортные расходы (за счет оптимизации и рационализации транспортировочных маршрутов, составления и согласования графиков работы транспортных средств);

) уменьшить затраты ручного труда;

) уменьшить трудоемкость и себестоимость операций с грузом.

Сокращение уровня запасов играет определяющую роль при определении эффективности логистического подхода по следующим причина:

затраты на хранение запасов составляют приблизительно 50% всех логистических расходов (сюда включаются оплата труда управленческого и обслуживающего персонала, издержки от порчи и кражи).

в производстве расходы на содержание запасов составляют треть всего объема производственных издержек.

большая часть оборотного капитала составляется из запасов.

Время на совершение логистических операций составляет около 95% всего времени на хозяйственную деятельность, т.е. эффективное использование и сокращение времени на логистические операции позволяет увеличить оборачиваемость капитала, увеличить прибыль за счет увеличения товарооборота, высвободить капитал. Сокращение затрат ручного труда обеспечивается за счет применения однотипных средств механизации и автоматизации по отношению к продукции одного типа. Рассмотрение предприятия с точки зрения логистики как единой системы во взаимосвязи с поставщиками и потребителями позволяет улучшить, укрепить и оптимизировать связи внутри логистической цепи.

До применения логистического подхода к управлению производством критерием оценки эффективности системы «снабжение - производство - сбыт» считалась функция, определяемая как минимумы всех составляющих затрат, т.е. сводились к минимуму затраты на снабжение, затраты на производство, затраты на транспортировку, и эти минимумы складывались. При применении логистического подхода к управлению издержки рассматриваются не изолированно по элементам, а в совокупности. Логистика стремится свести совокупные затраты к минимуму, только в этом случае возможно достижение полной эффективности использования ресурсов, т.е. функция оптимума определяется как минимум всех суммарных затрат. Условие эффективности считается выполненным, если улучшение одних показателей произошло, но при этом другие показатели не ухудшились. Логистический подход к управлению производством стремится рационализировать всю сферу обращения и производства в комплексе.


Заключение


Для современной действительности главным в настоящий момент является необходимость внедрять такие логистические структуры, которые были бы максимально приспособлены к работе данного предприятия и к процессам, происходящим в экономике. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть максимально адаптированы к современным требованиям, в частности удовлетворения стандартов обеспечения качества работы, принятых в развитых странах.

Логистика - это современная наука о рациональной организации производства и распределения. С помощью нее можно обеспечить доставку грузов в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности стохастичности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы. Поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит:

1)Сократить время движения продукции на 25-30%.

2)Снизить уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.

)Обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.

)Повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Все это определяет актуальность изучения логистики в условиях развития рыночных отношений, популяции практического опыта, координации научной и практической деятельности в области логистики.


Список литературы


1)Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 264 с.

2)Гаджинский А.М., Логистика: Учебник. - 9-е изд., 2010. 418 с.

3)Гупалов, В.К. Управление рабочим временем на предприятии. - М.: Полярис, 2001. - 192 с.

4)Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 2002 г.

5)Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер. - пер. с англ. - М.: Гранд, 2002. - 272 с.

6)Захаренко, Г.В. Тайм-менеджмент. - СПб.: Питер, 2004. - 128 с.

7)Курочкин Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. - 192 с.

)Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. - Л., 2005 г.

9)Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 576 с. - с. 195.

10)Чудаков А.Д. Логистика/ А.Д. Чудаков. - М.: РДЛ.2003. - 480 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.