Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Этапы прогнозирования и их сущность. Смотреть страницы где упоминается термин прогнозирование этапы. По срокам прогнозы бывают

Основные стадии прогнозирования

Этап прогнозирования – это часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.

Процесс разработки прогнозов (вне зависимости от объекта прогнозирования) включает следующие основные этапы:

1) Предпрогнозная ориентация (программа исследования) – это стадия, предшествующая прогнозированию. Она предполагает уточнение задания на прогноз, формулировку цели и задач, предмета, проблем и рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования.

2) Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа, для уточнения которой возможно проведение опроса населения и экспертов.

3) Сбор данных прогнозного фона.

Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.

4) Построение рядов динамики показателей основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции;

5) Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей.

6) Построение серии гипотетических норматвных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума.

7) Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза.

9) Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

10) Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования с целью соблюдения принципа непрерывности.

Верификация результатов прогнозов:

Ценность прогнозирования определяется тем, насколько правдоподобно отражено в нем будущее. Научный прогноз должен быть проверяемым, т.е. должна существовать реальная возможность проверить, оказался прогноз правильным или нет, причем должна существовать вероятность для обоих исходов.

Под верификацией результатов прогнозирования понимают проверку точности и достоверности прогноза, она может быть абсолютной и относительной.

Относительная верификация - это различные способы оценки качества прогнозов до наступления прогнозируемого события. Результаты относительной верификации будут менее точны, чем результаты абсолютной, но более оперативны и в силу этого более ценны для принятия управленческих решений.

Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования.

Процедура верификации желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации: (ВИДЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)

1) Прямая верификация – проверка прогноза путем его разработки методом, отличным от первоначально использованного.

2) Косвенная верификация - проверка прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.

3) Инверсная верификация – проверка прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на ретроспективном периоде.

4) Консеквентная (дублирующая) верификация - проверка прогноза путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов.

5) Верификация повторным опросом - проверка прогноза путем использования дополнительного мнения, отличающегося от мнения большинства.

6) Верификация оппонентом - проверка прогноза путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу.

7) Верификация учетом ошибок - проверка прогноза путем выявления и учета источников регулярных ошибок прогноза.

8) Верификация компетентным экспертом - проверка прогноза путем сравнения с мнением наиболее компетентного эксперта.

Министерство экономического развития России. Основные задачи и функции в системе макроэкономического прогнозирования и планирования

Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой гос социально-эконом политики. Главная задача - определение путей и разработка методов эффективного развития экономики.

Функции: (в скобках примеры)

1.аналитическая (анализ экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ)

2. информационная (подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики)

3. экспертная (заключения по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, развитию инфраструктуры рынка; совершенствованию законодательной базы)

4. консультационная (предложения по ценовой политики в РФ; развитию рыночной инфраструктуры)

5. разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства (формирование и обоснование региональной экономической политики; социально-экономической политики государства)

6. выработка методов реализации внутренней политики государства (решение задач экономической, социальной, структурной политики)

7. разработка прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов (разрабатывает комплексный прогноз соц-эк развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики)

8. организационно-методическое руководство плановой работы в РФ (координация работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование перечня целевых программ)

Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования современной рыночной экономики.

Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы

экономических отношений.

Концептуальная модель стратегического планирования

Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они

разделяются на рыночные и не рыночные .

В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не

коммерческие организации (государственные предприятия и объекты

инфраструктуры).

Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих

организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.

Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и

обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и

стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и

измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки

работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,

то деятельность фирмы может зайти в тупик.

Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство

фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно

существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и

программах.

Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.

Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы

достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия

должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому

контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка

организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего

направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не

является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,

которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления

непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых

в дальнейшем составляется стратегический план действий.

Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.

Основные цели, принципы и функции системы государственного стратегического планирования (ФЗ о стратегическом планировании РФ, 2014г)

Основные принципы государственного стратегического планирования

· Принцип единства и целостности

· Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.

· Принцип внутренней сбалансированности

· Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

· Принцип результативности и эффективности функционирования системы

· Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.

· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач

· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.

· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования

· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности

· Принцип «Открытости»

Основные цели

1. повышения качества жизни населения,

2. рост российской экономики

3. обеспечения безопасности страны

Основные функции

Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития.

Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики.

Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.

Реализация этой группы функций требует, в свою очередь, во-первых, формирования комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей социально-экономического развития в соответствующих областях экономики и социальной сферы.

Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования.

  • 1. Сбор данных
  • 2. Редукция или уплотнение данных
  • 3. Построение модели и ее оценка
  • 4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)
  • 5. Оценка полученного прогноза

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора. Поскольку в этой книге обсуждается значительное число различных моделей прогноза наряду с областью их применимости, мы надеемся, что после изучения предложенного материала возможности читателей в отношении подбора моделей прогнозирования и правильной их оценки, несомненно, возрастут.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, приописании этапа 5.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.

Чистые риски. Причины и факторы риска. Риск на различных этапах маркетингового цикла . Допустимый, неизбежный и недопустимый (чрезмерный) риск. Цена риска . Коэффициент риска. Понятие управления рисками в маркетинге. Задачи управления рисками. Прогнозирование рисков. Страхование рисков . Методы снижения уровня риска диверсификация , страхование, информационная обеспеченность , использование достижений НТП. Роль человеческого фактора в управлении рисками . Стохастический характер ряда рисков.  

Построение КП связано с большими сложностями. Если бы удалось предсказать положение КП для всех плановых периодов в течение, например, ближайших 10 лет, то можно было бы достаточно уверенно предсказывать экономический результат за этот период. Все стадии освоения ресурсов ГРР, разбуривание, обустройство и эксплуатация имеют долгосрочный характер. Следовательно, совокупность ресурсов (запасов) на каждом из этих этапов есть результат предшествующей деятельности, отражающей уровень потребности в нефти, геологические, налоговые и экономические условия производства на перспективу. Состояние ресурсной базы на современном этапе характеризуется истощением основных месторождений, что, в свою очередь, влияет на формирование объектов и структуры потребления нефти и газа. Таким образом, значения КП являются функцией таких параметров, как потребность в нефти уровень затрат и цен, наличие и качество открытых запасов. Варианты добычи отражают один или несколько сценариев в отношении возможных значений технико-экономических показателей в прогнозируемом периоде. Источник неопределенности возникает из-за невозможности точной оценки качества запасов нефти (газа), а также достоверного прогнозирования цен на длительный период.  

Создание информационных систем, обеспечивающих сбор и подготовку информации , способствует решению задач по прогнозированию, планированию и распределению газа с учетом проведения многовариантных расчетов. На этом этапе развития решаются также задачи оперативного регулирования запасами  

Все это накладывает своеобразный отпечаток на современное прогнозирование на всех этапах, начиная с постановки задачи и кончая конкретными расчетами.  

Взаимодействие между предприятием и вузом должно начинаться еще на этапе, предшествующем учебному процессу, что существенно повышает эффективность деятельности обоих участников взаимодействия. Прогнозирование и учет перспективных потребностей в работниках интеллектуального труда позволят предприятию своевременно реагировать на тенденции развития отрасли и действовать адекватно складывающейся ситуации. Задача вуза - помочь предприятию развиваться согласно требованиям времени и конъюнктуры рынка , а предложенный нами инновационный подход позволяет сделать это.  

В данном издании рассматриваются особенности экономического прогнозирования и планирования национальной экономики ведущих стран мира и России, методологические подходы к управлению национальной экономикой и роль отдельных методов в данном процессе, этапы эволюции рыночных отношений , особенности экономических моделей хозяйствования. Особое внимание уделяется структурно-функциональному и комплексному подходу при решении сложнейших задач прогнозирования и планирования.  

Прогнозирование - важнейший этап системы управления национальной экономики , так как любое управленческое решение по своей сути является реализацией результата прогноза. В связи с этим гипотезы, на которых основаны прогнозы, должны быть ясно сформулированы.  

На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых частными организациями и корпорациями.  

На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозированием занимаются государственные подразделения различного у ровня, Центральный банк страны, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных  

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - ОСНОВНОЙ ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ  

На этапе прогнозирования разрабатывается комплекс прогнозов в вариантной постановке. Варианты прогнозов могут отличаться намеченными целями  

Таким образом, если этапы ретроспективного анализа и прогнозирования носят сугубо научный характер, то этап выработки концепции, политики государственных органов имеет преимущественно политический характер, и выбранный вариант развития СЭС страны не обязательно бывает рациональным по чисто экономическим критериям.  

Ввиду сложности использования системы экономических индикаторов и индексов в прогнозировании некоторые исследователи считают этот подход (или метод) больше искусством, чем наукой. Поэтому на первый план выдвигается умение и опыт исследователя, хорошее знание им закономерностей развития экономики в целом и ее особенностей на данном этапе.  

Я. Тинберген выделил четыре стадии (этапа) прогнозирования  

Однако чаще всего проблемы появляются на практике. Если государство проводит активную структурную политику и в то же время существует четкая шкала предпочтений относительно отраслевой структуры экономики , а характер распределения экономической деятельности по регионам при этом практически не имеет значения, то отраслевые расчеты должны выполняться на втором этапе прогнозирования, региональные - на третьем. В этом случае в региональном прогнозировании учитываются ограничения, обусловленные решениями, принятыми на отраслевом уровне.  

Напомним, что в схеме не отражены региональные прогнозы, включение которых расширит систему прогнозов и увеличит число стадий (этапов) прогнозирования.  

На различных этапах прогнозирования, особенно при анализе объекта прогнозирования, его классификации и моделировании, а также при выявлении функций объекта может применяться метод аналогий и ассоциаций. Он предназначен для активизации творческого мышления и получения дополнительной информации об исследуемом объекте при поиске новых идей и решений. Метод включает в себя два типа приемов активизации творческого мышления и получения информации об исследуемом объекте, т.е. средств анализа и синтеза информации при поиске идей для решения поставленных задач.  

В условиях ограниченного финансирования решения любой социально-экономической проблемы оценка соотношения желаемого и действительного становится существенной. Прогнозирование как элемент управления не приносит сразу каких-то материальных результатов. В то же время затраты на каждый его этап должны быть строго регламентированы. Для получения наилучшего из возможных по критерию стоимости решения применяют метод функционально-стоимостного анализа.  

В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении тупиковых ситуаций, когда другие способы не позволяют получить удовлетворительный результат.  

Процесс прогнозирования на основе имитационного моделирования включает в себя несколько основных этапов  

Второй этап - выделение существенных факторов, влияющих на объект прогнозирования  

Вторая группа проблем, занимающих центральное место в работе, связана со спецификой конкретной энергосырьевой политики, которую проводят арабские прогрессивные государства, находящиеся на этапе национально-демократической революции,- мировые экспортеры жидкого топлива. Как центральное звено в их общенациональной стратегии хозяйственнрго и социально-культурного Строительства, а также в качестве внешнеполитического инструмента нефтяная политика формируется с учетом разнообразных многочисленных параметров, макроэкономических и отраслевых, испытывая одновременно воздействие целого ряда неэкономических факторов. Возможно более полный охват этого сложного комплекса причинно-следственных связей - важнейшая гарантия глубины его анализа и надежности прогнозирования. Эти элементы несомненно нуждаются в систематизации. Но излишняя схематичность, увлеченность моделированием иногда опаснее чрезмерной осторожности в обобщениях. Нередко аналогичные, а порой и идентичные объективные предпосылки служат основой принципиально различных сырьевых стратегий, что весьма наглядно прослеживалось в Ираке 60-х и Ливии на рубеже 70-х годов. Это еще раз убедило автора в необходимости особого внимания к социально-классовым истокам нефтяной политики, при прочих равных условиях зачастую определяющим ее характер, как и характер субъективных факторов вообще. Тот же момент существенно повлиял на выбор стран - основных предметов изучения в данной работе.  

Слабаяинтеграциясдругимисистемами. Этапы постановки целей и проверки результатов должны сочетаться с другими мерами, например, прогнозированием, составлением бюджета и иными процессами.  

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.

Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Идет уточнение задания на прогноз, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируется цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным моментом является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала производится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.

политическое прогнозирование поисковый нормативный

При анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться методические принципы. Так принцип системности требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. При нарушениях этого принципа (особенно часто возникающих при формальной экстраполяции процесса) ошибки могут достигать больших размеров, а прогнозы - становятся просто абсурдными. Например, формальная экстраполяция роста и значения пролетарской, классовой идеологии дала в конечном итоге отрицание социал-демократической мысли, привела к игнорированию достижений общечеловеческих ценностей.

Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов. Принцип позволяет, с одной стороны, минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой - обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставления с прогнозами объектов-аналогов.

Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов. В теории системного анализа используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов прогнозирования.

Первый подход называется объектным, он предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из последних затем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. При таком структурировании каждая система (подсистема) рассматривается как совокупность свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Объектный принцип анализа структуры системы рекомендуется в том случае, когда объект имеет количественно сложную структуру при относительно небольших сложностях и разнообразии составляющих подсистем (первичных объектов). Целесообразно выделять группы сходных по свойствам первичных объектов и анализировать наиболее типичные характеристики каждой группы. Этим существенно упрощается решение задачи.

Второй подход к анализу и синтезу структур называется функциональным. Он отличается от объектного тем, что за основу структурного членения объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется в том случае, когда число первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Тогда целесообразно выделять группы сходных функций и прослеживать их реализацию вне зависимости от принадлежности к тем или иным первичным объектам.

Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого рассчитывать на точность политического прогноза вряд ли возможно.

Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы, стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.

Пятый этап - построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, а также историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.

Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. неограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е., привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.

Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.

Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направление и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. Сколько умов сегодня занято отысканием ответа на вопрос: “Куда мы идем? ” (2) .

В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.

Восьмой этап - выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требует, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.

Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза, и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

Десятый этап - вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).

И здесь необходимо сделать следующие замечания:

эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе политических решений.

проверяемость прогнозов имеет существенные особенности, отличающие ее от верификации прогнозов данных анализа или диагноза (вывода). В прогнозировании помимо абсолютной верификации, т.е. эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы, существует относительная (предварительная) верификация. Она позволяет развивать научное исследование и практически использовать его результат до наступления возможности абсолютной проверяемости. Способы относительной верификации известны: это проверка полученных, но еще не поддающихся абсолютной проверяемости результатов контрольными исследованиями.

Разумеется, в отношении прогноза абсолютная проверяемость возможна только после перехода периода упреждения из будущего в прошлое.

Даже предварительное знакомство с современным инструментарием прогнозирования показывает, что последнее отнюдь не универсально и невсесильно, что оно не в состоянии подменить собой предвидение.

Особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (пять-десять лет), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления в одинаковой степени поддаются прогнозным оценкам).

В заключение приведем 9 вопросов анкеты для экспертов, которые могут быть (по заполнении) использованы при написании прогностических сценариев.

  • 1. Сущность политического прогнозирования.
  • 2. Объективные основы политического прогнозирования.
  • 3. Некоторые формы политического прогнозирования.

I. Термин "прогноз" (от греческого "прогнозис") означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении.

В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И. Краснова "в самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности".

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация - это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них - экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей ("мозговая атака"), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция - это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование - это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.

Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии "мозговая атака"). Первая ступень брейнсторминга - это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.

Научно обоснованное прогнозирование является важным инструментом современного менеджмента. Оно используется как для стратегического планирования развития отдельных предприятий, так и для разработки долгосрочных социально-экономических программ на государственном уровне. Структура и этапы этого процесса тесно связаны с методикой и принятой моделью.

Определение

Прогнозирование - это система теоретически обоснованных представлений о возможных будущих состояниях какого-либо объекта и о направлениях его развития. Это понятие схоже с термином гипотеза, но, в отличие от последней, оно основано на количественных показателях и обладает большей достоверностью. Общей чертой этих двух понятий является то, что они исследуют еще не существующий объект или процесс.

Прикладные методики прогнозирования получили активное развитие в 70-е гг. XX в., а бум их использования за рубежом продолжается и в наши дни. Главным образом это связано с новым направлением в исследованиях - глобальной проблематикой, основной задачей которой является решение мировых ресурсных, демографических и экологических проблем.

Прогнозирование - это наука, которая имеет тесную связь со статистикой и ее аналитическими методами. При проведении анализа широко используются достижения математики, естественных и других наук.

Прогнозирование и планирование дополняют друг друга в различных вариациях. В большинстве случаев прогноз разрабатывают до создания плана. Он также может следовать за планом - для определения возможных последствий. В крупномасштабном исследованиях (на уровне государства или региона) прогноз может выступать в роли самого плана.

Цели

Основной задачей прогнозирования является выявление эффективных способов управления социально-экономическими процессами в обществе или экономико-техническим развитием предприятия.

Методологическими основами для достижения таких целей являются следующие:

  • анализ тенденций развития экономики и техники;
  • предвидение различных вариантов;
  • сопоставление сложившихся тенденций и поставленных целей;
  • оценка возможных последствий принятых экономических решений.

Методы прогноза

Прогнозирование проводится по определенной методике, под которой понимают систему показателей и подходов к исследуемому объекту, логику проведения исследований. От того, какая выбрана методика, зависят и другие параметры - сколько этапов прогнозирования будет проводиться и каково будет их содержание.

Среди огромного количества методов прогнозирования можно выделить следующие основные группы:

1. Индивидуальные экспертные оценки:

  • Интервью - информацию получают в ходе беседы (формализованная и неформализованная, подготовительная и независимая, направленная и ненаправленная).
  • Анкетный опрос (индивидуальное, групповое, массовое, очное и заочное анкетирование).
  • Разработка прогнозного сценария (применяется в сферах управленческой деятельности).
  • Аналитический метод - построение дерева целей (для оценки иерархических или структурных процессов).

2. Коллективные основанные на получении согласованного мнения в группе экспертов:

  • совещания;
  • «круглые столы»;
  • «Дельфи»;
  • «мозговой штурм»;
  • метод «суда».

3. Формализованные методики, основанные на использовании математических способов оценки:

  • экстраполяция;
  • математическое моделирование;
  • морфологический метод и другие.

4. Комплексные методики, сочетающие в себе несколько вышеуказанных:

  • «двойное дерево» (используется для фундаментальных исследований и НИОКР);
  • прогнозный граф;
  • «Паттерн» и другие.

Правильно выбранный метод прогноза значительно влияет на его погрешности. Например, при стратегическом планировании не используется способ экстраполяции (предвидение за пределами экспериментальных данных или распространение свойств с одной предметной области на другую).

Этапы

Последовательность этапов прогнозирования в общем случае представляет собой проведение работ по следующей схеме:

  1. Подготовка.
  2. Анализ внутренних и внешних условий в ретроспективе.
  3. Выработка вариантов развития событий по альтернативному пути.
  4. Экспертиза.
  5. Подбор подходящей модели.
  6. Ее оценка.
  7. Анализ качества проведенной экспертизы (априорный и апостериорный).
  8. Реализация прогностических разработок, их контроль и корректировка (при необходимости).

Ниже дано описание основных этапов прогнозирования и их характеристика.

Подготовительный этап

На первой стадии решают следующие вопросы:

  1. Предпрогнозная ориентация (формулирование объекта исследования, постановка проблемы, определение целей и задач, первичное моделирование, оформление рабочих гипотез).
  2. Информационная и организационная подготовка.
  3. Формулировка задания на прогноз.
  4. Подготовка компьютерного сопровождения.

На постановочном этапе прогнозирования определяют также исполнителей, которые должны провести прогноз. Эта группа может состоять из компетентных работников, ответственных за организационную работу и информационное обеспечение, а также включает экспертную комиссию.

Документально фиксируют следующие моменты:

  • решение о прогнозировании;
  • состав рабочих комиссий;
  • график проведения работ;
  • аналитический обзор по изучаемой проблеме;
  • контракты или иные соглашения со специалистами, привлекаемых к прогнозированию.

Анализ

На втором, аналитическом этапе прогнозирования, проводят следующие виды работ:

  • исследование информации об объекте в ретроспективе;
  • разделение качественных и количественных показателей;
  • анализ внутренних условий (применительно к предприятию это могут быть: его организационная структура, технологии, кадры, производственная культура и другие качественные параметры);
  • изучение и оценка внешних условий (взаимодействие с партнерами по бизнесу, поставщиками, конкурентами и потребителями, общее состояние экономики и общества).

В процессе анализа проводят диагностику текущего состояния объекта и определяют тенденции его дальнейшего развития, выявляют основные проблемы и противоречия.

Альтернативные варианты

Стадия выявления других, наиболее вероятных вариантов развития объекта, является одним из ключевых этапов прогнозирования. От правильности их определения зависит точность прогноза и, соответственно, эффективность решений, принятых на его основе.

На данном этапе выполняются такие работы:

  • разработка перечня альтернативных вариантов развития;
  • исключение тех процессов, которые в данный период имеют вероятность реализации ниже порогового значения;
  • детальная проработка каждого дополнительного варианта.

Экспертиза

На основе имеющейся информации и ранее проведенного анализа производится экспертное исследование объекта, процесса или ситуации. Результатом данного этапа прогнозирования является обоснованное заключение и определение сценариев, по которым развитие будет наиболее вероятным.

Экспертиза может проводиться различными методами:

  • интервьюирование;
  • анкетирование;
  • одноразовый или многотуровый опрос экспертов;
  • анонимный или открытый обмен информацией и другие способы.

Выбор модели

Модель прогнозирования - это упрощенное описание исследуемого объекта или процесса, которое позволяет получить необходимую информацию о его будущем состоянии, направлениях для достижения такого состояния и о взаимосвязях отдельных элементов системы. Ее выбирают на основе метода исследования.

В экономической науке выделяют несколько видов таких моделей:

  • функциональные, описывающие работу главных составных частей;
  • модели, характеризуемые методами экономической физики (определение математических зависимостей между различными переменными процесса производства);
  • экспертные (специальные формулы для обработки экспертных оценок);
  • экономические, основанные на определении зависимостей между экономическими показателями прогнозируемой системы;
  • процедурные (описывающие управленческие взаимодействия и их порядок).

Существуют также другие классификации моделей:

  1. По отражаемым в них аспектам - производственные и социальные.
  2. Модели, предназначенные для описания доходов, потребления, демографических процессов.
  3. Экономические модели различного уровня (долгосрочные для прогнозирования экономического развития, межотраслевые, отраслевые, производственные).

В прогнозных моделях выделяют следующие формы описания явлений:

  • текстовая;
  • графическая (методы экстраполяции);
  • сетевая (графы);
  • построение блок-схем;
  • матричная (таблицы);
  • аналитическая (формулы).

Модель формируют при помощи таких способов, как:

  • феноменологический (прямое изучение и наблюдение за происходящими явлениями);
  • дедуктивный (выделение деталей из общей модели);
  • индуктивный (обобщение из частных явлений).

После подбора модели, производится прогноз на определенные периоды. Полученные результаты сравнивают с известной на данный момент информацией.

Оценка качества

Этап верификации прогноза, или проверка его надежности, проводится на основании предшествующего опыта (апостериори) или независимо от него (априори). Оценку качества делают с помощью следующих критериев: точность (разброс прогнозных траекторий), достоверность (вероятность осуществления выбранного варианта), надежность (мера неопределенности процесса). Для оценки отклонения прогнозных критериев от их фактических значений применяется такое понятие, как ошибки прогноза.

В процессе контроллинга также осуществляется сопоставление результатов с другими моделями, разработка рекомендаций по управлению объектом или процессом, если такое воздействие может оказать влияние на развитие событий.

Выделяют 2 методики для проведения оценки качества:

  1. Дифференциальная, при которой используются четкие критерии (определение ясности постановки задания на прогноз, своевременности проведения поэтапных работ, профессионального уровня исполнителей, надежности источников информации).
  2. Интегральная (обобщенная оценка).

Основные факторы

На точность прогноза оказывают влияние следующие главные факторы:

  • компетентность экспертной группы;
  • качество подготовленной информации;
  • точность измерения экономических данных;
  • уровень методов и процедур, используемых при прогнозировании;
  • правильность выбора модели;
  • согласованность методологических подходов между различными специалистами.

Часто большие погрешности возникают также из-за того, что не учитываются особенности условий, в которых применяется данная модель.

Реализация

Последним этапом прогнозирования является реализация прогноза и мониторинг за ходом его выполнения. При выявлении критических отклонений, которые могут существенным образом повлиять на дальнейшее развитие событий, прогноз корректируют.

Уровень принятия поправочных решений может быть различным. Если они незначительны, то корректировка осуществляется аналитической группой, которая отвечает за разработку прогноза. В отдельных случаях к этой работе привлекают экспертов.