Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Доход илона маска. Убытки и прибыли илона маска. Гранты, субсидии, льготы

Илон (употребляется также ошибочный вариант Элон) Рив Маск – канадско-американский предприниматель, новатор, инженер-изобретатель, бизнес-магнат, инвестирующий в грандиозные инновационные проекты.

Основатель и глава компаний SpaceX и Tesla Motors, соучредитель SolarCity и PayPal , этот техномессия, как его часто называют в прессе, лично участвовал в разработке новых технологий в альтернативной энергетике, конструировании экологичных электромобилей и экономичных солнечных электростанций.

Он занимался вопросами создания искусственного интеллекта сверхчеловеческого уровня OpenAI, концептуальной высокоскоростной (вдвое быстрее самолета) транспортной системы Hyperloop, проектированием космических кораблей, призванных воплотить в жизнь его главную цель – создание человеческой колонии на Марсе.

Признанному гению нашего времени присущи такие личностные качества, как настойчивость, хорошо развитое критическое мышление, точный анализ событий и собственных поступков, высокое трудолюбие и работоспособность. Достоверно известно, что Маск посвящает работе до ста часов в неделю.


Издание Forbes поместило Маска на 21-е место в списке самых влиятельных людей мира, причем он оказался одним из самых молодых персон в этом рейтинге, уступив в этом параметре лишь основателю Фейсбука Марку Цукербергу, создателям Google Сергею Брину и Ларри Пейджу, северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну и изобретателю сервиса Uber Трэвису Каланику.

По данным за январь 2018 года состояние Илона Маска оценивалось в $20,9 миллиарда, что делает его 53-м по счету в рейтинге самых богатых людей мира.

Детство и семья

Илон Маск появился на свет 28 июня 1971 года в Претории, одной из трех столиц ЮАР. Он был старшим из троих детей в семье родившегося в ЮАР англичанина-инженера Эррола Маска и модели и эксперта в области диетологии канадско-британского происхождения Мэй Маск.


У Илона имеется младший брат Кимбел, родившийся в 1972 году, и сестра Тоска 1974 года рождения. Кимбел, хоть и не так успешен, как его старший брат, но все же сколотил миллионное состояние на ресторанном бизнесе, а Майя стала кинопродюсером.


После развода родителей в 1980 году Илон и его брат с сестрой остались жить с отцом в пригороде Претории. Мать он видел редко. У Эррола было несколько домов, ферма с чистокровными жеребцами и яхта.


Семья очень много путешествовала: поездка могла начаться в Европе, потом они летели в Гонконг, попутно посетив Штаты. Так как у отца Илона была лицензия пилота, порой он брал в аренду самолет, когда летал куда-то по работе, и брал с собой детей. Так в детстве Илон побывал в изумрудной шахте – глава семейства помогал оборудовать забой. Уже в зрелом возрасте Илон тоже получил лицензию пилота, но на это хобби у него попросту нет времени.


Илон рано научился читать и большинство свободного времени проводил за книгами. В 3 года он огорошил отца вопросом: «Где начинается и где заканчивается мир?». Мальчик рос интровертом, избегал сверстников и не очень хорошо ладил с людьми. В частной школе для мальчиков, куда он ходил, ему часто приходилось сносить издевательства одноклассников. Как-то раз его избили до потери сознания и госпитализации.


В 9 лет Илон получил в подарок свой первый компьютер – Commodore VIC-20. Он самостоятельно изучил популярные в те годы языки программирования и увлекся созданием программ. В 12 лет он сам написал на бэйсике видеоигру-шутер Blastar, которую продал за 500 долларов изданию PC & Office Technologies, которое опубликовало код в одном из выпусков.

Игра, разработанная 12-летним Илоном Маском

Образование

В 1988 году Маск окончил школу, поступил в Университет Претории, но из-за политической нестабильности в ЮАР перед самым 18-летием перебрался в Канаду. Так как его мать уроженка Канады, Илон тоже оформил гражданство этой страны. Здесь начался самый странный период его жизни: Илон поступил на бакалавриат в Королевский университет Кингстона (Онтарио), при этом сменил множество работ в разных уголках Канады, и о каждой из них ему было что рассказать.


Сначала он собирал фрукты и носил корзины с зерном на ферме у своих родственников в Уолдеке, потом устроился лесорубом в Ванкувере. За резку бревен бензопилой ему платили сущие копейки. Уволившись, он встал на биржу труда и попросил подыскать работы с зарплатой получше, и его устроили… уборщиком котельной на лесопилке. За 18 долларов в час (на самом деле, это были хорошие деньги для 1989 года) он ползал по полу в костюме из жаропрочного, но токсичного материала, выгребая мусор при экстремально высокой температуре.

В это время в Канаду переехал и его младший брат. Объединившись, Илон и Кимбел решили обрасти полезными знакомствами. Всеми правдами и неправдами они находили телефоны преуспевающих предпринимателей и обзванивали их, приглашая пообедать. Одним из тех, кто согласился, был глава Банка Новой Шотландии Петер Николсон. Впечатленный настойчивостью молодых людей, он познакомился с ними лично и решил взять Илона, как более одаренного из братьев Маск, под свое крыло. Илон проработал в его банке целое лето, получая, впрочем, меньше, чем в котельной – 14 долларов в час.


В 1992 году Маск перевелся в Университет Пенсильвании, расположенный в американском штате Филадельфия. Он обучался параллельно на факультете искусств и науки и в Уортонской бизнес-школе при университете. Пробыв в университетских стенах на год дольше, чем обычные студенты, в мае 1997 года он получил сразу две бакалаврские степени: по физике и экономике.

Во время учебы в Пенсильванском университете Маск подружился с будущим основателем TheFunded Адео Ресси. Приятели арендовали дом с десятью спальнями и превратили его в подпольный ночной клуб, пользовавшийся большим успехом у студентов. Пока все напивались, Маск оставался трезвым, чтобы следить за порядком. Зато за одну ночь он мог заработать столько денег, чтобы покрыть месячную аренду этого гигантского особняка. Все остальное он тратил на оплату колледжа.


В 1995 году 24-летний Илон переехал в Калифорнию, где стал аспирантом легендарного Стэнфордского университета, чтобы получить докторскую степень по физике. Но всего через 2 дня он передумал и решил и дальше работать над своими разработками. У него было много амбициозных идей из сфер IT, возобновляемой энергетики и покорением космоса.

Первые бизнес-проекты

В 1995 году в партнерстве со своим братом Кимбелом и бизнес-коучем Грегом Каури Илон учредил свою первую компанию – сайт формата «Желтых страниц» Zip2, специализировавшийся на разработке карт и каталогов для онлайн-изданий. Стартовый капитал, $28 тысяч, ему предложил отец, но Илон отказался их брать. Маск трудился с раннего утра до позднего вечера и жил в арендуемом офисе, чтобы экономить на аренде жилья и все деньги вкладывать в компанию.


Его настойчивость и упорство окупились сторицей. Интернет переживал тогда период бума, и в 1999 году братья продали свой стартап за $307 млн. наличными (и $34 млн ценными бумагами) поисковику AltaVista, приобретенному впоследствии Compaq. Илон, которому к тому моменту принадлежало всего 7% компании, заработал на продаже 22 миллиона долларов.


12 миллионов от этой суммы Маск инвестировал в онлайн-банк X.com, полагая, что за электронными платежными системами будущее. В 2001 X объединились с конкурентной компанией Confinity. Новое предприятие получило название PayPal. Как держатель большинства акций (и воспользовавшись конфликтом в Совете директоров после слияния) Илон Маск занял место главного исполнительного директора PayPal’а.


В 2002 году, вопреки советам Маска, Совет директоров одобрил продажу PayPal торговому гиганту eBay за $1,5 миллиарда. За вычетом налогов Маск получил $180 млн. Теперь у него было достаточно средств, чтобы заняться своими планами относительно солнечной энергии и космоса.

Создание SpaceX

Еще в 2001 году Маск разработал проект по созданию экспериментальной теплицы на Марсе, которая положила бы начало замкнутой и самостоятельной экосистеме на реголите, что в перспективе помогло бы при колонизации Красной планеты. Он надеялся вернуть общественности интерес к космической индустрии, который серьезно снизился после распада СССР и прекращении космической гонки между двумя сверхдержавами.

В октябре 2001 года вместе с Адео Ресси и инженером космического оборудования Джимом Кантреллом Маск съездил в Москву. Целью поездки была покупка восстановленных баллистических межконтинентальных ракет «Днепр», которые были нужны ему для экспериментов с доставкой груза в космос. Они встретились с авиаконструктором Семеном Лавочкиным и руководством Космотранса – компании, разработавшей эти «Днепры». Однако покупка сорвалась – Илону отказались продавать ракеты, сочтя его недостаточно опытным в этом деле. Не удалась и вторая попытка – через полгода Маск снова попробовал купить ракеты, и ему разрешили купить одну за $8 млн.

История SpaceX и ракеты Falcon-1

Цена показалась Илону неразумной. Он отказался, а во время полета домой в голову изобретателя пришла идея: он может основать компанию, которая обеспечила бы его такими же ракетами, а то и лучше. По подсчетам выходило, что себестоимость одной ракеты при производстве составит всего 3% от той цены, которую запросили в Космотрансе. Кроме того, он намеревался сократить стоимость каждого запуска на 70%, используя многоразовые носители.


В мае 2002 года состоялось открытие компании Space Exploration Technologies («Технологии для космических исследований») или, сокращенно, SpaceX. Маск вложил в предприятие $100 млн., затем привлек ряд крупных инвестиций от агентства Минобороны США DARPA, компаний SpaceDev, Celestis, ATSB и других. Первые две модели ракетоносителей: легкий носитель Falcon- 1 и носитель средней тяжести Falcon-9 («Сокол-1» и «Сокол-9»). Название – отсылка к «Тысячелетнему соколу», кораблю Хана Соло из «Звездных войн». Первый же летательный аппарат, разработанный в компании Маска, назывался Dragon.


В 2006 году NASA заключила с SpaceX 1,6-миллиардный договор по отправке 12 партий грузов на МКС. В сентябре 2008 года году впервые в истории ракетоноситель, разработка и создание которого финансировались из частных источников, успешно доставил груз на орбиту Земли. Это был Falcon-1. Илон поставил на карту почти все – если бы запуск прошел неудачно, компания, скорее всего, прекратила бы существование. 4 июня 2010 года состоялся успешный запуск Falcon-9. 25 мая 2012 года Dragon, запущенный в космос ракетоносителем Falcon-9 ,впервые пристыковался к МКС. В этом же году компания Маска получила первый коммерческий заказ: запуск спутника Intelsat с помощью в тот момент еще находившейся в разработке ракетой Falcon Heavy.


22 декабря 2015 года Falcon-9 впервые совершил вертикальную посадку на посадочное место космодрома на мысе Канаверал. До этого ракета дважды падала в Атлантический океан, но третья попытка оказалась удачной и открыла новую веху в истории покорения космоса – вторичное использование носителя означало колоссальную экономию.

Первая успешная посадка Falcon 9 (закулисье)

В феврале 2018 года SpaceX совершила еще один прорыв: ракета Falcon Heavy, предназначенная для транспортировки многотонных грузов (в случае с доставкой груза на орбиту Земли носитель мог выдержать более 60 тонн), вывела в космос автомобиль Tesla Roadster с установленной камерой, фиксирующей все происходящее вне кабины.

Значние запуска Flacon Heavy для человечества

Запуск прошел успешно, однако при посадке центральный из трех ускорителей не смог сбросить скорость и рухнул в океан. Два боковых ускорителя приземлились точно в назначенное место.

Другие проекты Илона Маска

В июле 2003 года Маск вложился в компанию Tesla Motors, только что основанную изобретателями Мартином Эберхардом и Марком Трапеннингом и позиционировавшуюся как пионер среди производителей серийных электрокаров.


Маск лично принимал участие в разработке спортивного электрокара Tesla Roadster на основе английского Lotus Elise. По инициативе изобретателя был существенно минимизирован вес модели, усовершенствован отсек батарей, внедрены новые элементы дизайна в конструкцию фар. За эту работу Илон получил премию в области экологии Global Green-2006 и нашел инвесторов, вложивших в «Тесла» $100 млн.


Несмотря на сложности в развитии бизнеса и просчеты, которые вынудили Илона уволить часть сотрудников, компания избежала банкротства благодаря 50-миллионным инвестициям немецкой автокорпорации Daimler, а также предоставление Tesla льготного займа по инициативе Минэнерго США.

Успех Tesla подстегнул «электросегмент» автомобильного рынка: каждая уважающая себя автомобильная компания начала разработку собственного электрокара или по крайней мере гибрида. В 2010 году Tesla стала первой за более чем 50 лет американской автомобильной компанией, вышедшей на IPO (до этого в 1956 году это сделал Ford).

Финансовому успеху предприятия способствовал выпуск седана премиум-класса S. Заинтересованность общественности разработкой миллиардер спровоцировал участием в дебатах с корреспондентом New York Times. Он заявил, что через 20 лет более 50% сходящих с конвейера автомобилей будут оборудованы электрическом двигателем. В результате только за первую половину 2013 года было продано 10,5 тысяч Tesla S.

Когда Генри Форд создал дешёвые и надёжные автомобили, люди сказали: "Нет, спасибо. Чем плохи лошади?". Форд рискнул всем, и это сработало.

Успешный предприниматель занимается так же развитием станций подзарядки электрических транспортных средств, работа над которыми ведется под эгидой проекта SolarCity, основателями которого стали его двоюродные братья.


Предприятие специализируется на установке солнечных электрических станций как для производства, так и для домашнего использования. Это в том числе и платформы для подзарядки автомобилей Tesla, и домашние станции для преобразования солнечной энергии. К началу 2018 года капитализация SolarCity оценивалась в $3 миллиарда.

Конференция Илона Маска

В августе 2013 года Маск представил план создания грандиозной транспортной сети Hyperloop («Гиперпетля»). Проект представлял абсолютно новый вид транспорта, который был бы в 2 раза быстрее самолета, питался энергией солнца и не привязывался к конкретному расписанию, а отправлялся в путь с короткими интервалами, как составы метрополитена.


Hyperloop представлял собой замкнутую надземную магистраль из двух труб, параллельных друг другу, с гигантскими солнечными батареями на протяжении маршрута. Обещалось, что трасса свяжет Сан-Фрациско и Лос-Анджелес: расстояние между городами составляет 560 км. Маск пообещал, что данный маршрут его изобретение покроет на 35 минут, и оценил стоимость проекта в $6 миллиардов.

Принцип работы Hyperloop

Впрочем, сам заниматься реализацией Hyperloop Маск не собирался (хотя впоследствии SpaceX и Tesla совместными усилиями создали капсулу, продемонстрировавшую скорость 355 км/ч). В итоге дальнейшими разработками занялась компания Hyperloop Transportation Technologies, функционирующая силами инженеров-волонтеров и краудфайндинга, а также Virgin Hyperloop One. Последняя в декабре 2017 года провела испытания модели вакуумной капсулы, которая разогналась до 387 км/ч.

Миллионер-изобретатель не раз призывал общество к контролю исследований в сфере искусственного интеллекта и нейросетей. Он убежден, что ИИ представляет угрозу для человечества, так как рано или поздно машины получат слишком большую власть над людьми.

Роль домашнего животного для машин - вот будущее человечества.

Тем не менее, в 2016 году Илон основал нейротехнологическую компанию Neuralink. Планировалось, что ее сотрудники будут заниматься лечением заболеваний головного мозга (в краткосрочной перспективе) при помощи нейроинтерфейсов и «улучшению людей» посредством создания связи между мозгом и компьютером. Маск пообещал создать к 2027 году так называемое «нейронное кружево» – микроимпланты, улучшающие когнитивные способности.

Илон Маск в кино

Как и многие знаменитые миллиардеры (вспомнить хотя бы появление Дональда Трампа в фильме «Один дома»), Илон Маск иногда мелькает в популярных телепроектах. Даже в тех, где над ним подтрунивают.


Так, основатель SpaceX появился в мультсериалах «Симпсоны» (серия «Маск, который упал на землю») и «Южный парк» (серия «Handicar»), а также в трэш-боевике «Мачете убивает» с Дэнни Трехо .


Также он сыграл камео во второй части «Железного человека» с Робертом Дауни-младшим (собственно, Илона часто называют прототипом главного героя фильма, изобретателя Тони Старка). В роли самого себя он появился и в сериалах «Теория большого взрыва» и его предыстории «Детство Шелдона». В одной из серий последнего забавно обыгрывается история создания «многоразового» носителя Falcon.

Илон Маск в «Теории большого взрыва»

Бизнесмену, который стремится открыть эпоху доступного космического туризма, принадлежал учебно-тренировочный реактивный самолет чешского производства Aero L-39. Затем он приобрел модель Dassault Falcon 900, который был использован в 2005 году во время съемок картины «Здесь не курят». Миллионер выступил не только продюсером этого фильма, но и сыграл в нем эпизодическую роль пилота, открывающего дверь капитану в исполнении знаменитого Роберта Дюваля. Маск являлся также владельцем авто-субмарины Wet Nellie (создана на основе Lotus Esprit из фильма «Шпион, который меня любил» о британском агенте 007 Джеймсе Бонде).


Сестра Илона, кстати, занимается кинематографом – ей принадлежит кинокомпания Musk Entertainment.

Личная жизнь Илона Маска

Миллиардер и филантроп, подаривший $10 миллионов на изыскания средств контроля над искусственным интеллектом, был дважды женат.


Первую свою супругу Жюстин Уилсон он встретил во время учебы в канадском университете. Она старше Маска на год – может, поэтому при знакомстве он не произвел на нее должного впечатления, но смог заслужить его после. После окончания университета их дороги на время разошлись, но в 2000 году пара поженилась.


В 2002 году в семье родился мальчик Невада Александр Маск, который умер от синдрома внезапной детской смерти в 10 недель. После этого Илон на время «ушел в себя». В 2004 году пара попробовала родить детей методом ЭКО. Как итог, на свет появились близнецы Гриффин и Дэмиан. В 2006 году Жюстин снова стала мамой – вновь через процедуру ЭКО. На этот раз в семье Илона родились тройняшки Ксавье, Саксона и Кайя.


Со временем отношения в семье стали портиться. Предприниматель много времени проводил на работе и мало с семьей. В 2008 году Жюстин подала на развод. Бывшие супруги поддерживают отношения и воспитывают детей совместно.

Миллиардер не раз сетовал на нехватку времени на женщин: «Я могу выделить 5-10 часов в неделю для женщины… 10 часов внимания – это нормально? Этого будет хватать женщине?».

Второй раз бизнесмен женился в сентябре 2010 года. Его избранницей стала английская актриса Талула Райли, с которой он начал встречаться вскоре после развода. Именно этой девушке пресса приписывает роль «коварной красотки», которая увела бизнесмена из семьи. Но история их любви не была гладкой.


Через полтора года после свадьбы Маск подал на развод с Талулой. Летом 2013 года они вновь поженились, дав отношениям второй шанс. В декабре 2014 года Илон вновь развелся с супругой, а через полгода аннулировал свое решение. Наконец, в марте 2016 года пара все-таки решила разойтись окончательно «по обоюдному согласию».

Около года Илон встречался с актрисой Эмбер Херд , только что пережившей тяжелый бракоразводный процесс с Джонни Деппом . В августе 2017 года они расстались.


«Эмбер постоянно врала Илону. Говорила, что провела ночь дома, хотя на самом деле отрывалась в клубе. Когда она отправилась на съемки в Австралию, то вела себя так, будто у нее нет бойфренда. Но во время шопинга она не гнушалась использовать кредитку Илона», – утверждал близкий к миллиардеру источник изданию Metro.

В мае 2018 года Маск появился на публике с новой избранницей – 30-летней певицей Граймс (настоящее имя Клер Буше). Они вместе посетили ежегодный бал The Met Gala в Нью-Йорке. Пара познакомилась в интернете: Маск хотел твитнуть фразу «Василиск рококо», совместив название мысленного эксперимента о виртуальной реальности «Василиск Роко» и архитектурного стиля рококо, но оказалось, что ее уже использовала Граймс в одном из своих клипов. Они начали общаться, потом пользователи заметили странные комментарии Маска в твиттере Граймс (про то, что кометы на самом деле сделаны из кокаина).


Рабочая неделя Илона Маска строится примерно так. В понедельник он просыпается в своем особняке в Бель-Эйр (фешенебельный район Лос-Анджелеса) и едет в центральный офис SpaceX, расположенный в Хоторне. Он ночует на рабочем месте, а вторник на частном джете летит в Пало-Альто – сердце Кремниевой долины, где расположен головной офис Tesla. В четверг Маск возвращается в Лос-Анджелес и инспектирует SpaceX. При этом не меньше 4 раз в неделю он общается со своими сыновьями.


Предприниматель стал основателем благотворительного фонда своего имени. Он жертвует часть своего состояния на ликвидацию последствий стихийных бедствий (урагана в Алабаме, цунами в японском городе Сома).

Илон Маск сейчас

Главной целью Илона Маска остается создание человеческой колонии на Марсе. В интервью 2011 года он заявил, что первые поселенцы отправятся на Красную планету в течение следующих двух десятилетий. К 2040 году, предсказывает Маск, на Марсе будут жить 80 тысяч человек.

Продолжается работа над BFR – Big Falcon Rocket – ракетой-носителем и космическим аппаратом с полезной нагрузкой в 150 тонн. Предполагается, что BFR заменит предыдущие поколения Falcon и станет основным инструментом для транспортировки грузов и людей на Марс.

Рассуждает, действительно ли стоит ориентироваться на Илона Маска в вопросах управления компанией.

Rusbase публикует сокращенный перевод статьи.

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Алексей Зеньков

Я крайне обеспокоен тем, как он общается с инвесторами. Можно описать это так: есть резкий контраст между его способностью предлагать впечатляющее видение будущего и постоянной склонностью к чрезмерным обещаниям, которые он не выполняет в краткосрочной перспективе.

Эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о – сервисную компанию в области солнечной энергии, которой владеют кузены Маска – за $2,6 млрд. Эта сделка позволяет выделить четыре причины, по которым я не считаю Илона Маска подходящим примером для подражания в бизнесе.

1. Маск одержим манией величия

Я согласен с тем, что предприниматель должен обладать значительной уверенностью, однако эта уверенность в себе должна уравновешиваться достаточным знанием собственных возможностей и скромностью. Чтобы человек знал, когда нужно попросить помощи или умерить собственные амбиции.

Из-за слияния с SolarCity Маск подвергает риску свое состояние, заработанное благодаря Tesla – его состояние в $8,3 млрд снизилось на $779 млн. По данным Bloomberg, 50% состояния Маска вложены в Tesla, 46% - в SpaceX (одна из ракет Falcon 9 на стартовой платформе 1 сентября), и всего лишь 4% - в SolarCity.

Также компания уже объявила, что планирует инвестировать $526 млн в постройку завода Gigafactory и оценивает затраты на реализацию так называемого плана Part Deux в еще $10 млрд (план создание вертикально интегрированной компании, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации этой энергии - прим. Rusbase).

Бывает, что наступает момент, когда предпринимателю нужно заглянуть внутрь себя и понять, что реализация личных амбиций не принесет экономической выгоды, и нужно умерить пыл. Маск этого не сделал. Правда, пока что слишком рано утверждать, прав ли он или фатально ошибался.

3. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Одна из особенностей, делающих США отличным местом для стартапов – более высокий уровень защиты миноритарных акционеров, чем где бы то ни было в мире. Это вовсе не означает, что в Америке не бывает обмана. Просто в любом другом месте в мире это происходит намного чаще.

По моему мнению, великие предприниматели должны уважать инвесторов, а не пускать им пыль в глаза, балансируя на грани закона.

Совет директоров Tesla не ставит во главу угла интересы всех инвесторов. В итоге в мае совет одобрил вторичное размещение акций Tesla на сумму $1,4 млрд.

Но помимо умалчивания о том, что покупатель Tesla погиб в аварии по вине автопилота, совет директоров компании принял отчетность без упоминания о слиянии, которое обсуждалось еще 29 февраля этого года.

Конечно, некоторые из независимых директоров Tesla произвели оценку приобретения SolarCity. Но качество этой оценки кажется мне сомнительным, если учесть данные Комиссии по ценным бумагам.

Экономический анализ компаний после слияния чересчур оптимистичен. Согласно этим прогнозам, SolarCity потратит $189 млн за 2017 год, а затем станет приносить огромную прибыль – от $271 млн в 2018 году до $799 млн в 2020 году.

Постойте, но за 2015 год SolarCity израсходовала $2,6 млрд свободных средств, а в 2016 этот показатель вырос до $2,8 млрд.

В условиях, когда Tesla планирует привлекать еще больше заемных средств, как можно оправдать исключение затрат на выплату кредитов из анализа будущих экономических показателей SolarCity?

Возможно, совет директоров связан своими законными обязательствами – не могу судить по причине слабых знаний законодательства – но качество опубликованного анализа слияния с SolarCity настолько плохое, что возникает логичный вопрос: заботится ли Маск в первую очередь о реализации собственного видения или о заработке для владельцев акций?

4. Пренебрежение контролем за уровнем затрат

Многие частные компании в наше время осторожно подходят к планированию расходов, чтобы сохранить заработанный капитал. Я считаю это признаком мудрости их руководства.

В то же время 2 сентября издание Bloomberg сообщило о письме Маска всем сотрудникам Tesla, в котором он просит их постараться и сделать компанию прибыльной в этом квартале, чтобы «утереть нос» нытикам с Уолл-Стрит, ставящим под сомнение способность компании зарабатывать.

Для этого понадобится больше, чем просто письмо, однако ограниченность мышления Маска говорит о гигантском разрыве между его красочным видением и способностью достигать результата.

Если вы ищете пример для подражания, то намного более разумным вариантом является , которому удается совмещать свое видение и производительность. Он основал в 1994 году, сделал ее публичной, а недавно поставил новый рекорд по цене за акцию ($804 за акцию на 22 сентября 2016 года - прим. Rusbase).

Рейтинговое агентство Мудис решило нанести удар в спину Илону Маску и его компании Tesla Motors. Кредитный рейтинг Tesla Motors снижен до уровня B3 с негативным прогнозом, а индивидуальный рейтинг самого "свежего" выпуска ее облигаций, проданных инвесторам в августе прошлого года, был опущен до уровня Caa1. Финансовые инструменты и компании с такими рейтингами на финансовом сленге называются "мусорными" ("junk"), что намекает на то, что их инвесторы должны обладать повышенной толерантностью к риску и пониженной брезгливостью. Не зря сам процесс инвестирования в такие компании и бумаги называется "нырком в мусорный бак" ("dumpster diving") и зачастую становится темой карикатур в деловых СМИ.

Аналитик агентства Мудис Брюс Кларк изложил причины понижения оценки компании Илона Маска: "Рейтинги Tesla отражают серьезные недостатки в плане скорости производства электромобилей марки Model 3, а также проблемы с ликвидностью из-за большого негативного денежного потока и приближающихся выплат по долгам". В переводе с "аналитического" языка на человеческий это звучит примерно так: "Tesla производит мало автомобилей, постоянно теряет деньги и скоро компании нужно будет платить по долгам, хотя средств на это нет".

Неудивительно, что на таком информационном фоне акции Tesla Motors упали за неделю почти на 15 процентов. Сегодня в США выходной и торги не ведутся, но следующая неделя тоже откроется падением, потому что уже после закрытия торгов компания объявила об отзыве 120 тысяч (!) автомобилей из-за проблем с системой управления, которые могут подвергнуть физической опасности владельцев "Тесл".

Аналитики агентства Блумберг провели расчет скорости, с которой Tesla Motors теряет деньги. По их оценке, детище Илона Маска "сжигает" чуть больше 6500 долларов в минуту — и делает это 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Средства на ее счетах иссякнут к концу года, причем следует учитывать, что это заемные деньги, которые тоже придется каким-то образом возвращать. Для того чтобы хоть как-то исправить ситуацию, менеджмент перешел к использованию методов, которые чаще встречались в социалистических странах и вряд ли могут считаться нормальными для частной компании. Руководство Tesla Motors призывает рабочих на своих фабриках ускорить производство автомобилей, чтобы "выполнить план на первый квартал 2018 года" и "показать ненавистникам компании, насколько они неправы". Шансы на то, что рабочие Илона Маска в едином порыве изменят ситуацию на производстве, представляются мизерными, в том числе и потому, что Tesla Motors очень плохо заботится о собственном персонале. Несмотря на имидж высокотехнологичной, "хипстерской", современной и социально-ответственной компании, работать на Маска — удовольствие сильно ниже среднего, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы рядовых сотрудников, которые публикуются в западных СМИ.

© 2019 Associated Press


© 2019 Associated Press

В статье, опубликованной в 2017 году в британской газете "Гардиан", описываются довольно-таки нечеловеческие условия труда на производстве электрокаров. Так называемая "фабрика будущего", которую с помпой открывал лично Маск, на деле оказалась ближе к производственным моделям XIX века, ярко описанным в произведениях Диккенса: сотни вызовов скорой помощи в год и сверхурочная работа, которую нужно выполнять, несмотря на усталость и травмы.

Положение осложняется тем, что с корабля Илона Маска бегут его ближайшие соратники. За последние несколько месяцев из Tesla Motors ушли главный бухгалтер, директор по развитию бизнеса, финансовый директор и еще несколько высокопоставленных сотрудников. Обычно такое поведение — один из ключевых признаков того, что компания готова пойти ко дну и что у нее, вполне возможно, будут еще и проблемы с законом из-за, мягко скажем, "креативного отношения к финансовой отчетности".

Благодаря усилиям определенного сегмента российских деловых СМИ и целой прослойки "модных лидеров общественного мнения" в России существует настоящий культ Илона Маска, автомобилей "Тесла" и всего, что с ними связано. Российские инвесторы в неформальном общении часто сетуют, что на российском фондовом рынке в основном присутствуют всякие скучные "Роснефти" и "Газпромы", а не гламурные компании, такие как Tesla Motors. В молодежной среде можно встретить жалобы на то, что в России нет таких же прекрасных, вдохновляющих и "высокотехнологичных" работодателей, как Илон Маск. Причем показательно, что, по большому счету, источник "вдохновляющего имиджа" — не какие-то реальные достижения, а именно пиар-акции или красивые ролики. Это печально. А еще очень печально, что эти же фанаты Маска критикуют российскую (крайне высокотехнологичную) оборонную промышленность просто из-за того, что ее презентационные ролики "не дотягивают" до уровня медийно-пиарной визуальной продукции Илона Маска.

С этим надо что-то делать. Когда-то СССР продали и предали за "300 сортов колбасы", но колбасу можно хотя бы съесть. А сейчас мы приближаемся к ситуации, когда часть общества готова ломать общественную систему за "красивые видосики", что просто поражает воображение. Несмотря на призывы любителей всего нового и западного, российскому государству вряд ли нужно пытаться "копировать Маска" и инвестировать деньги в появление его российских аналогов, но вот инвестировать деньги в то, чтобы научить общество отличать реальность от виртуальности и пиара, нужно было еще вчера. А сегодня это уже едва ли не ключевой вопрос долгосрочной национальной безопасности.


Несколько деловых лидеров и миллиардер Элон Маск, создатель PayPal, Tesla и Space X, вкладывают большие деньги в амбициозные, беспрецедентные проекты на основе современных технологий и научных достижений. Ожидаемые с нетерпением продукты и услуги от проектов Tesla, SpaceX, Hyperloop и даже PayPal Galactic провозглашают начало новой эры экологической и скоростной транспортной системы, а также недорогих путешествий в космос для отдыха и бизнеса. Предлагаем познакомиться с самыми интригующими, восхитительными и даже пугающими проектами, инициированными Элоном Маском.

Элон Маск считается одним из самых богатых людей в мире, он часто доказывал неправоту многих исследователей относительно реальности рискованных проектов. Вместе с многообещающими компаниями Boeing, Ford и Lockheed Martin у него есть все шансы на осуществление своих проектов в будущем.


Если бы Элону Маску удалось, то мы бы уже путешествовали в капсулах на 30 человек по специальным трубам со скоростью 1223 км/ч. Путешествие в транспортной системе Hyperloop осуществляется по принципу авиаперелетов, но на основе воздушной подушки и с меньшей степенью турбулентности. Этот проект обойдется в 60 миллиардов долларов, и Маск планирует финансировать его самостоятельно.


Современные авиалайнеры несут ответственность за грандиозные загрязнения воздуха, за большие аэропорты, которым требуются взлетные полосы, а значит, происходит разрушение окружающей среды. Во время одной из телевизионных встреч с Элоном Маском и предпринимателями стало известно, что миллиардер интересуется способом создания реактивных самолетов нового поколения. Они будут летать на электричестве, вертикально взлетать и развивать сверхзвуковую скорость. Кроме этого, самолеты будут менее опасны для окружающей среды, а время полетов сократится.


В сотрудничестве с компанией Google Элон Маск решил полностью изменить представление о принципе управления автомобилем. В то время как Google разрабатывает автомобили без руля, Элон Маск успешно внедряет идею использования автопилотов в автомобилях. В отличие от лазерных сенсоров, предлагаемых Google, Маск верит, что оптические сенсоры, управляемые компьютером, будут более эффективными, чем система радаров.


Для того, чтобы осуществить проект Tesla относительно экологичных автомобилей, Маск хочет установить серию быстрозарядных станций для электрокаров, что позволит обеспечить беспрепятственную поездку от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка – от побережья до побережья – без использования бензина. Установка каждой станции, которая гарантирует зарядку автомобиля всего за 30 минут, обойдется в 300 000 долларов. Они будут установлены в Колорадо, Иллинойсе, Техасе, Орегоне, а также в Ванкувере, Канада. Всего планируют установить 100 станций, и участники проекта бесплатно смогут заряжать аккумуляторы своих автомобилей.

6. Роботы-операторы заправок


Для того чтобы проекты от Tesla стали более совершенными, не только в отношении новых стандартов, применяемых для создания транспортных средств, но и в предоставлении сервиса, Маск решил создавать роботов-операторов заправок. Они будут ответственны за зарядку литий-ионных аккумуляторов от Tesla. Клиенты смогут приобретать услуги по зарядке аккумулятора 450 кг за цену обычной заправки бензином. Каждая автоматическая станция обойдется в 500 000 долларов, и первые уже установлены в Калифорнии.


Проект Элона Маска Grasshopper («Кузнечик») от компании SpaceX посвящен созданию усовершенствованных ракет и реактивных самолетов. Обычно, взлетая и приземляясь, ракеты теряют свои части, которые падают в океан. Ракета «Кузнечик» способна избегать потерь и всегда готова взлететь снова, что приводит к экономии средств. Она способна безопасно приземляться в вертикальном положении.


Для того чтобы осуществить все проекты, связанные с путешествиями в космос, необходимо построить не только сам корабль, но и космодром. Это позволит многим частным компаниям арендовать ракеты и реактивные самолеты для деловых миссий, для доставки людей и грузов. Маск и его команда уже выбрали место – Браунсвиль, Техас. Этот космодром станет альтернативой мысу Канаверал и Ванденбергу.


Один из источников состояния Маска система PayPal в сотрудничестве с Search for Extraterrestrial Intelligence решает проблему создания межгалактической валюты. Эта система официально адаптирует денежную систему Земли к использованию в космосе, что позволит компаниям и туристам совершать торговые сделки, используя свои домашние счета. Этой системой смогут воспользоваться инопланетяне для покупок сувениров и продуктов.


Компания PayPal Galactic планирует установить интернет связь Земли с Марсом или другой понравившейся туристам планетой. Уже запущено около 700 маленьких спутников на орбиту, что обеспечит всю Землю скоростным интернетом, включая самые бедные и удаленные уголки планеты.


Элон Маск хочет уйти из жизни на Марсе, поэтому он разрабатывает проект по колонизации планеты. Марсианская колония будет насчитывать 80 000 человек, которая начнется только с 10 добровольцев, устанавливающих инфраструктуру для тех, кто прибудет позже. И Маск не единственный, кто разрабатывает возможность путешествий в космосе, есть ещё

Стал не только важным технологическим событием мирового масштаба, но и, если можно так выразиться, знаковым для цивилизации в целом.

За кадрами трансляции, на которых новая ракета устремилась в небо и вывела сначала на околоземную, а потом на отлетную от Земли траекторию личный автомобиль Маска, следили миллионы глаз.

И не только потому, что это было красиво и никогда ранее вокруг нашей планеты не летал кабриолет с куклой за рулем.

Рациональных причин для восхищения, по крайней мере у тех, кто его испытал, несколько, ведь сразу ряд событий в этот день произошел впервые.

Впервые полетела сверхтяжелая ракета, разработанная частной компанией на собственные деньги. Отдельный успех — полетела с первого раза. Впервые при запуске подобной ракеты отработана схема одновременной мягкой посадки ее первых ступеней. К необычному виду космических ракет, двигатели которых не только запускают их в небо, но и мягко приземляют на землю, Маск приучил человечество совсем недавно.

Он продемонстрировал, что можно сохранять первые ступени ракет для многократных стартов и удешевлять пуски.

Однако точное, синхронное приземление сразу двух ступеней стало, пожалуй, самым захватывающим моментом всей миссии. Хотя бы потому, что раньше такого люди просто не видели. Синхронные пуски баллистических ракет человечество освоило, особенно в этом преуспели в КНДР, а вот синхронные посадки ракет — со времен Королева пока нет.

Старт баллистических ракет в КНДР

youtube.com

Наконец, впервые при помощи частной ракеты, то бишь на частные деньги, «нечто» было запущено не просто на околоземную орбиту, а на отлетную траекторию от Земли. И это частное нечто теперь действительно будет летать во внутренней части Солнечной системы, по-видимому, миллионы лет.

Однако сколь громким в мире был первый восторг от состоявшегося, пусть не во всем успешного (центральную ступень спасти не удалось) пуска, столь неоднозначной и полярной была реакция на него в России.

«Вот посадят хоть одну ракету, тогда поговорим. Вот запустят Falcon Heavy, тогда поговорим»,

— уже не известно, кто впервые на просторах рунета запостил этот «мемасик», но, согласитесь, насколько он точен и созвучен его смысл с ментальностью многих россиян?

У нас (да и не только у нас) не принято радоваться успехам предприимчивого соседа, а уж же тем более — успехам американского выскочки-миллиардера, который замахнулся едва ли не на последнее наше святое —

космос, который полвека назад мы, напрягаясь всей страной, подарили человечеству.

Однако и рациональные аргументы «скептиков» заслуживают перечисления.

А баба Яга против

Главный аргумент — Маск не сделал ничего нового, ракета не рекордная, такую и большую грузоподъемность имели советская «Энергия», лунная «Н-1» и тот же американский «Сатурн-V».

Имели, но сейчас их нет, как нет и нагрузки, для которой они строились. При этом для реализации таких проектов обе сверхдержавы напрягали столько сил,

что одна из них не выдержала и развалилась.

Частной же компании, которая развивает подобные проекты, сложно предъявить претензии в нецелевом расходовании средств, тем более что цель создания такой ракеты не политическая, а сугубо рациональная — полеты за пределы Земли и дешевые массовые запуски спутников.

Оболванил народ

Другой аргумент -

что за барство, запускать в далекий космос дорогостящую игрушку, от которой пользы человечеству ноль?

Что характерно, возмущаются этим не только далекие от космоса люди: мол, почему вместо своей Tesla Маск не отправил в космос что-то дельное?

«Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации», — недоумевает гендиректор входящего в «Роскосмос» НПО «Техномаш» на страницах издания Forbes.

Довольно странно это слышать от эксперта в области, который не может не знать,

что запуск именно «болванок» при испытаниях новых, ранее не летавших ракет — скорее оправданная традиция, чем исключение.

Именно болванки, массогабаритные макеты или, как на Западе их называют, DemoSat, запускались при испытаниях сверхтяжелой ракеты Delta IV Heavy, при первом старте ракеты по . Роскосмосом в 2014 году при успешных испытаниях легкой и тяжелой ракет «Ангара» были тоже . Одна на геостационарную орбиту, вторая — на полигон на Камчатке.

А свою долю критики Роскосмос в последние годы получает как раз не за запущенные болванки.

Каковы были альтернативные варианты нагрузки, мы вряд ли узнаем наверняка — были разговоры, что SpaceX предлагала запустить свои аппараты и , но там отказались — слишком велики риски. В свете этого Маск, как устроитель мероприятия, имел право отправить к астероидам не чугунную чушку, а сделать из этого шоу, которое войдет в историю человечества — почему бы нет? «Это глупо и смешно, но глупые и смешные вещи часто становятся важными», — пояснил Маск.

Не сам

«Маск мало сделал сам, а уже использовал готовые технологии». Важную роль в становлении сыграл ее нынешний ведущий инженер Том Мюллер, который стоял за разработкой двигателей Merlin и имел богатый опыт создания кислород-керосиновых двигателей с системой дросселирования, то есть возможностью широкого изменения режимов тяги.

При разработке двигателя действительно использовался ряд уже запатентованных изобретений. И тут сравнение, если рассуждать о судьбах частной космонавтики, будет не пользу России. В США нормальная практика,

когда технологии, разрабатывающиеся под госзаказ, оказываются доступными для дальнейшего использования коммерческими компаниями.

В качестве примера можно вспомнить компанию Bigelow Aerospace, которая использовала насовские технологии надувных станций и сама продолжила развивать эту идею.

В России, если организация разрабатывает какую-то технологию по госзаказу, эта интеллектуальная собственность переходит государству и использовать ее негосударственным организациям будет почти невозможно. Напротив, как рассказывают люди, знакомые с космической отраслью, даже соседние предприятия , разрабатывающие похожие технологии, не делятся друг с другом своими разработками и опасаются промышленного шпионажа со стороны друг друга.

При этом технологии, переданные NASA для создания двигателей Merlin, относятся не к эпохе полетов к Луне, они совсем свежие, конца девяностых — начала двухтысячных годов.

Им заплатили

Наконец, последний аргумент: SpaceX не вполне частная компания, им платит государство. За 10 лет на разработку ракеты Falcon 9 (Не Falcon Heavy!), грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. При этом на сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.

Вложив деньги в SpaceX,

правительство США преследовало главную цель — возможность запускать в космос спутники дешевле.

Чем оно и пользуется сегодня, доверяя этому частнику даже оборонные и секретные заказы.

В США в приоритет ставят экономию денег, отчасти поэтому Вашингтон продолжает покупать у России ракетные двигатели РД-180, не дающие покоя сенатору . И когда встает вопрос о трате бюджетных денег, вопросы политики уходят на второй план.

Показателен случай, произошедший в середине 2000-х годов, в досанкционные времена. Когда в NASA решали, кому заказать изготовление прибора для изучения водорода в лунном грунте на орбитальный аппарат LRO, собрать его предложили в Лос-Аламосской национальной лаборатории, правда, за огромные деньги.

И когда российские ученые из ИКИ РАН предложили сделать этот прибор LEND за свой счет с условием участия в миссии, вопрос, кому отдать заказ, отпал сам собой.

Если сравнить деньги, выделяемые со стороны правительства США компании Маска со средствами, выделяемыми российским космическим госпредприятиям, то сравнение будет не в пользу последних, в этом, возможно, и кроется причина подчеркнуто холодного отношения Роскосмоса к успехам американского бизнесмена.

Эти же предприятия и научные институты продолжают получать иски от того же Роскосмоса, про что неоднократно писала «Газета.Ru».

Отвечая на вопрос об успехах Маска, а задают их постоянно, руководство Роскосмоса вообще старается не называть его по имени.

А после старта Falcon Heavy в госкорпорации назвали это рекламным «трюком» ради автомобиля Tesla, с производством которого «дела плохи».

На фоне успехов Маска и космических неудач России особое звучание приобрел совет запускать своих космонавтов при помощи батута, данный почти четыре года назад на фоне обострения отношений с США. Накануне компания SpaceX свой собственный «батут» — специальную сеть, при помощи которой планируется возвращать обтекатели ракет для их повторного использования. Чей батут окажется лучше, покажет скорое будущее.