Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Какую накрутку делают на продукты. Какую делать торговую наценку? Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой

Привет всем моим читателям! Сегодня я отвечаю на вопрос нескольких читателей, но делаю это не в разделе , а в общей ленте, потому что хочу, чтобы об этом узнали все раз и навсегда и не задавались таким вопросом! Я посмотрел по запросам в поисковых системах и увидел, что запросы есть, а ответов нет! Точнее ответы о том, какую делать наценку есть, но там взяты непонятные цифры от потолка и не понятно с чего автор их взял. Я привык объяснять все, поэтому отвечу на вопрос полноценной, но короткой статьей. Итак, начнем!

Какую делать наценку

На мой взгляд это самое простое, что может быть. Если вы закупаете товары и потом перепродаете или, если вы оказываете услуги, то должны понимать, что вам нужно получить выгоду и вряд ли вы будете покупать что-то по 10 рублей, а продавать по 11. Это маленькая наценка и она в принципе имеет место быть при высоком чеке (оптовая продажа). Ладно, пойдем по порядку, как можно определить наценку?

1. Опирайтесь на цены конкурентов.

Проще простого. Посмотрели цену у конкурентов, прикинули, сможете ли конкурировать или хватит ли вам наценки, чтобы окупить свои физические затраты. Например, конкуренты продают какой-то товар за 100 рублей. Закупать вы у своих поставщиков можете его по 50 рублей, накрутка 100%, можно работать. Но если конкуренты продают по 100 р., а у ваших поставщиков стоит 90 р., то либо ваши поставщики дорого продают и нужно искать других, либо это не основной товар у конкурентов и им достаточно даже минимальной накрутки. В общем, опирайтесь на цену конкурентов и пляшите от нее. В любом случае вы не можете накрутить 100% и сделать цену в разы выше, чем у конкурентов, у вас просто не будут покупать.

2. Если рыночная цена сильно завышена

Если вы увидели, что у конкурентов стоит товар или услуга 100 рублей, а у ваших поставщиков или исполнителей стоит 20 рублей (500% наценка), то это не значит, что вы должны сделать наценку в 100% и поставить цену 40 рублей. Если вы так сделаете, то у вас само собой будут активнее покупать, но этот демпинг (сильное снижение цены по сравнению с рыночной) приведет к быстрому насыщению потребителей теми товарами или услугами, что ваш бизнес не проживет долго. Во-вторых вы просто сломаете рынок и конкурентам тоже придется снижать цену. Так делать нельзя! Нужно конкурировать в качестве, а не в цене (прочитайте и поймете). Но если вы уж сильно захотели отличиться в цене, то скиньте совсем чуть чуть и клиенты это увидят.

3. Как делать наценку на услугу

Наценки на одну и ту же услугу можно считать по разному и, как правило, цены на рынке имеют большой разбег. К примеру, возьмем разработку сайтов. Есть студии, которые делают сайты за 10 000 р., а есть те, кто делает за 1 000 000 р.. Здесь все зависит от позиционирования, качества и от портрета клиента. Поэтому в услугах назначить цену довольно сложно.

Можете просто наценить столько, на сколько вы действительно оцениваете свой труд или столько, сколько будет достаточно для благоприятного функционирования вашего бизнеса. Главное вычтите все расходы, связанные с оказанием той или иной услуги и уже исходите из этой цены и к ней добавляйте.

Но есть также и услуги, цены на которые в большинстве своем устоялись. Для определения цены такой услуги также ориентируйтесь на рыночные.

А вообще можно к любой услуге добавить несколько дополнительных штрихов и тогда можно будет немного повышать цену. Например при заказе разработки сайта в подарок настройка контекстной рекламы.

Заключение

В заключение еще раз хочется сказать, что вопрос о том, какую делать наценку не должен возникать у вас в голове. Более того, вы в первую очередь при выборе товара или услуги для своего будущего бизнеса должны моментально видеть наценку (вашу выгоду), чтобы понимать, стоит продавать этот товар или услугу или нет. Если я в чем-то не прав, дополняйте и исправляйте в комментариях, но я живу с такими правилами уже долго и они меня не подводили!

Спасибо за внимание!

С уважением, Шмидт Николай!

Торговая деятельность подразумевает продажу товара с наценкой для получения прибыли. Торговая наценка представляет собой разницу между начальной стоимостью товара и ценой, установленной при продаже . Торговая наценка включает в себя транспортные расходы, оплату аренды торговой точки и заработную плату сотрудников компании. Это означает, что реализация товара по себестоимости приносит убытки торговой точке. Ниже мы предлагаем поговорить о том, как правильно делать наценку на товар и рассмотреть все аспекты данного вопроса.

Наценка – это сумма, на которую увеличена исходная стоимость продаваемого товара

От чего зависит уровень торговой наценки

Довольно часто мы наблюдаем ситуацию, когда один и тот же товар в различных магазинах имеет разную стоимость. Причиной разницы цен на один и тот же товар, является уровень наценки, который устанавливается владельцем торговой точки. При разработке ценовой политики, предпринимателю необходимо учитывать ряд критериев. Уровень наценки на товар зависит от количества конкурентов с похожим предложением, качества продукции, платежеспособности целевой аудитории и известности бренда. Также следует упомянуть о том, что со стороны государства ведется контроль в отношении стоимости определенных товарных групп. Стоимость таких товаров не должна превышать установленного норматива. Учитывая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что определить оптимальный уровень наценки - практически невозможно.

На сегодняшний день российским законодательством не регламентируется стоимость большинства товарных изделий. Данный аспект позволяет владельцам торговых точек самостоятельно регулировать цены на предлагаемую продукцию, руководствуясь рядом критериев. Для примера приведем ситуацию, в которой продавец имеет уникальный товар в единичном экземпляре. Себестоимость данного товара составляла не более тысячи рублей. В данном случае, продавец имеет возможность продать данный товар как за две тысячи, так и за миллион рублей. Как правило, уровень наценки тесно взаимосвязан с рыночными ограничениями . Во-первых, далеко не всегда найдется желающий приобрести товар по завышенной цене. Во-вторых, может найтись конкурирующая фирма, которая предложит тот же товар по более выгодной стоимости.

Какая наценка должна быть при розничной торговле? Ответить на этот вопрос могут только те люди, что имеют богатый практический опыт в данной сфере. Многие предприниматели говорят о том, что разработка ценовой политики является целой наукой . Помимо вышеперечисленных критериев, следует учитывать предложения конкурентов. В том случае, когда установленная цена значительно превышает цены конкурентов, предприниматель может потерять своих клиентов, что приведет к снижению объемов продаж. Также нужно обратить внимание, что заниженная надбавка на стоимость товара снижает объем прибыли и может стать причиной убыточности торговой деятельности.

Какие параметры влияют на прибыль в торговой деятельности? Как правило, уровень дохода тесно взаимосвязан с объемом реализуемой продукции и уровнем наценки. Наличие высокой надбавки может стать причиной снижения объемов продаж. Низкий уровень наценки негативно отражается на доходе предпринимателя. Для того чтобы понять всю глубину влияния этих факторов, следует ознакомиться с рядом критериев, которые следует учитывать при разработке ценовой политики:

  1. Уровень конкуренции в выбранной сфере.
  2. Месторасположение поставщика и торговой точки (транспортные расходы).
  3. Количество аналогичной продукции, представленной в торговой точке (к примеру, количество различных видов мороженого от разных производителей).
  4. Уровень посещаемости торговой точки.
  5. Степень распространенности бренда.
  6. Целевая аудитория потребителей.

Цель любого предпринимателя, который желает добиться успеха и постоянно развивать свой бизнес – это получение прибыли

Минимальная наценка на товар для налоговой рассчитывается с учетом такого критерия, как «точка безубыточности». Давайте рассмотрим, как рассчитать уровень данной надбавки. Допустим, предприниматель закупил продукцию стоимостью 100 тысяч рублей. Предполагаемый срок реализации товара составляет один месяц. Для расчета величины надбавки следует учитывать стоимость аренды площади торговой точки (5 000), оплату труда продавцов (25 000) и дополнительные расходы (10 000). Для того чтобы получить сведения о минимальном уровне наценки, необходимо сложить все расходы, после чего результат сложения умножить на сто. Выполнив простые действия ((5 000+ 25 000+10 000)*100), мы получили сумму равную 4 миллионам рублей.

Для того чтобы узнать величину минимальной надбавки на стоимость товара, необходимо разделить данный результат на первичную стоимость продукции (100 тысяч рублей). В результате мы получаем значение равное сорока процентам. Это означает, что набавка меньше данного значения может стать причиной убыточности бизнеса, а большая наценка принесет доход. Но следует учитывать, что с ростом оборота, партия товара может быть реализована за две недели. Это означает, что величина надбавки должна быть сокращена в два раза.

Основываясь на данном примере можно сделать вывод, что надбавка в размере тридцати процентов может принести как доход в размере 20 000 рублей, так и убыток в виде 10 000 тысяч. Для того чтобы получить прибыль, предпринимателю придется увеличить надбавку до шестидесяти процентов, что позволит ускорить срок реализации продукции.

Также следует отметить, что понижение стоимости товара не всегда способствует увеличению объемов продаж. Уровень наценки на востребованную сезонную продукцию может составлять более пятисот процентов . После окончания сезона, продавцы могут устроить «праздничную» распродажу со скидкой на товар до семидесяти процентов. В этом случае, реализация товара принесет прибыль, благодаря повышенному спросу в «горячие» месяцы.

Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле? Для того чтобы определить уровень допустимой надбавки на определенную группу товаров необходимо детально проанализировать ряд параметров. В первую очередь потребуется тщательно изучить характеристику предлагаемой продукции. Особого внимания заслуживают такие критерии, как качество и свойства продукта, уровень востребованности потребителями и степень конкурентоспособности поставщика. Далее в конечную стоимость включаются расходы самого предпринимателя. При этом учитываются затраты на транспортировку товара, его хранения и последующую доставку продукции покупателю.

Последней составляющей является сумма налогообложения. Включение процента налоговых выплат в конечную стоимость товарной продукции позволяет предпринимателю избежать производственных расходов, которые могут стать причиной убыточности бизнеса.


Без правильной наценки на товар получить хорошую прибыль будет весьма проблематично

Довольно часто можно услышать вопрос о том, является ли наценка на все товары - равнозначной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть несколько различных примеров. Представим торговую точку, которая имеет ограниченный ассортимент товаров. В этом случае, предприниматель получает возможность контролировать стоимость каждого наименования. Благодаря ограниченному предложению, продавец получает возможность своевременно реагировать на изменения во вкусах потребителя. В случае с большим обилием товаров, контролировать стоимость каждой позиции довольно сложно. В случае изменения потребностей потребителя придется оперативно заменять ценники на каждой полке.

На сегодняшний день существует множество различных компьютерных приложений, благодаря которым можно получить анализ потребительского спроса. Несмотря на возможность использования специализированной техники и компьютерных приложений, большинство предпринимателей предпочитает разбивать свой ассортимент на несколько товарных групп. При этом уровень надбавки на мясную продукцию может отличаться от наценки на выпечку и кондитерские изделия. Величина надбавки на конкретную товарную группу зависит от уровня потребительского спроса . Для того чтобы определить допустимое значение этой величины, предпринимателю необходимо внимательно изучить ценовую политику конкурентов.

Уровень наценки на определенную товарную группу может зависеть от закупочной стоимости товаров.

На более дешевую продукцию устанавливается высокая наценка в сравнении с дорогостоящими товарами. Подобный метод позволяет увеличить потребительский спрос на дорогостоящую продукцию, что приводит к увеличению валовой прибыли.


Правильно рассчитанная наценка дает предпринимателю возможность не только покрыть расходы на организацию бизнеса, но также и получить ожидаемый доход

Нормы действующего законодательства

Какую наценку можно делать на товар по закону? Как уже было сказано выше, в действующем законодательстве отсутствует регламент, регулирующий ценовую политику многих товарных групп. Благодаря этому аспекту, каждый субъект предпринимательства получает возможность самостоятельно регулировать установленные цены, руководясь уровнем потребительского спроса и другими параметрами. Однако существует ряд социально значимых товаров, стоимость которых контролируется государственными учреждениями. Контролирующими органами устанавливается предельный размер товарной надбавки. К таким группам можно отнести:

  • медицинские изделия и фармацевтические средства;
  • детское питание;
  • товары, поставляемые в северные регионы;
  • продукты общепита, поставляемые в образовательные учреждения.

Максимальная наценка на товар по закону не может превышать более тридцати процентов. Данный уровень надбавки устанавливается на продукцию первой необходимости. К этой группе относятся молочные и хлебобулочные изделия, мясные товары и бакалея. Также в эту категорию входят другие товарные группы, на основе которых формируется стоимость потребительской корзины. Следует отметить, что надбавка на медицинскую продукцию контролируется Правительством Российской Федерации . Контроль стоимости остальных товарных изделий регулируется региональными властями.

Вконтакте

Социально значимые продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

10 марта 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФАС России от 06.03.2017
«О предоставлении разъяснений об отмене регулирования торговых надбавок на продукты детского питания»

ФАС России информирует об исключении права на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 71 исключено право на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Таким образом, государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, ранее установленное нормативными правовыми актами субъектов РФ, не имеет юридической силы и подлежит отмене после вступления в силу Постановления N 71.

Вместе с тем предоставленное право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, оставлено без изменений.

Перейти в текст документа

Быстрая навигация: Каталог статейИные вопросы Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Дата размещения статьи: 17.12.2014

Как известно, через торговую надбавку (наценку) возмещаются расходы продавца по продаже товаров и обеспечивается получение прибыли. Это разница между ценой приобретения товара и той ценой, по которой он отпускается покупателю. Обычно торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. Но если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

О государственном регулировании торговых надбавок на детское питание

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее ведении, за исключением установленных названным Законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 381-ФЗ в случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами госвласти), цены на данные товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них определяются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми согласно им нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) ОМСУ.
Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее — Постановление N 239) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которому органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ряд субъектов РФ данное право реализовали. Например, Постановлением правительства Нижегородской области от 18.01.2006 N 7 «О предельном уровне торговой надбавки на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)» предельная торговая надбавка для организаций оптовой торговли установлена в размере 25% к фактической отпускной цене производителя, для организаций розничной торговли — в размере 20% к фактической цене поставки.

Распространяются ли ограничения торговой надбавки на посредника?

Существует три формы посредничества — поручение (гл. 49 ГК РФ), комиссия (гл. 51 ГК РФ) и агентирование (гл. 52 ГК РФ).
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В случаях когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, которые установлены в договоре комиссии.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре.
Таким образом, посредники совершают сделки в интересах заказчика и за его счет, но при этом действуют: поверенный — всегда от имени заказчика, комиссионер — всегда от своего имени, агент — от своего имени или от имени заказчика.

Обратите внимание! Напомним, что с 01.02.2010 (даты вступления в силу Закона N 381-ФЗ) запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети (п. 3 ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 22 названного Закона). Данный запрет распространяется на все торговые сети и всех поставщиков торговых сетей при осуществлении ими оптовой торговли между собой. Запрет на оптовую торговлю с использованием договора комиссии (смешанного договора с элементами договора комиссии) не распространяется на договорные отношения поставщиков, если предметом такого договора не является поставка товаров в торговую сеть и в случае поставки продовольственных товаров реализующим товар в розницу лицам, не являющимся торговыми сетями.

Оптовая торговля, согласно п. 2 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» <1>, — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение совпадает с определением, приведенным в п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ. Выделим в нем слово «приобретение».
———————————
<1> Утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.

Известно, что посредники не приобретают права собственности на товары заказчика. В ст. 996 ГК РФ прямо установлено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Это положение применяется и к договорам агентирования в силу ст. 1011 ГК РФ. Примечательно, что обычной деловой практикой в отношениях производителя и посредника стала так называемая транзитная форма товародвижения <2>, когда товары перемещаются от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
———————————
<2> Пункт 143 ГОСТ Р 51303-2013.

Теперь обратимся к понятию «торговая надбавка». Следует сказать, что оно было предусмотрено утратившим силу с 01.04.2014 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» <3>, а в ГОСТе, заменившем его, оно вообще отсутствует, несмотря на то, что нормативные документы используют данный термин (например, Закон N 381-ФЗ). Итак, торговая надбавка обозначалась как элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
———————————
<3> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Если исходить из содержания посреднической деятельности, то ни комиссионер, ни агент не продают товар с наценкой (надбавкой). Они реализуют переданные им на реализацию заказчиком товары по цене, установленной заказчиком, и получают от заказчика вознаграждение за посредничество, а также сумму возмещения понесенных расходов (ст. ст. 991, 1006 ГК РФ). В случае когда посредник совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны заказчиком, дополнительная выгода делится между посредником и заказчиком поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. ст. 992, 1011 ГК РФ).

История одного дела

Между тем обратимся к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А33-5806/2014.

Обстоятельства дела таковы: комиссионер осуществлял продажу детского питания, переданного ему на реализацию комитентом. Договор комиссии предусматривал право комиссионера самостоятельно формировать цены реализации продукции третьим лицам, применяя цены не ниже учетных, увеличенных на сумму НДС. При этом уточнялось, что учетные цены включают в себя затраты на производство и реализацию продукции, в том числе стоимость упаковки, а также размер комиссионного вознаграждения. В договоре содержались условия о том, что:
— в случае реализации товаров по ценам, превышающим учетные цены, дополнительная выгода считается полученной комитентом и перечисляется комиссионером в порядке, предусмотренном договором комиссии (ч. 2 ст. 992 ГК РФ);
— комитент дает право комиссионеру осуществлять ценообразование и реализовывать продукцию по ценам выше учетных (с учетом НДС), то есть применять к учетным ценам надбавки (наценки).
По итогам проверки комиссионера краевая служба финансово-экономического контроля выявила нарушение ценообразования — превышение предельного уровня торговой надбавки (30%) для организаций оптового звена (Постановления администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-п и от 16.10.2001 N 710-п). Служба контроля сопоставила учетные цены, применяемые комитентом, и цены реализации продукции комиссионером и пришла к выводу, что торговая надбавка на продукцию составила от 127% до 206%, в то время как предельная надбавка оптового звена не должна превышать 30% независимо от количества посредников. В итоге на комиссионера был наложен штраф по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в размере 100 тыс. руб.
Проанализировав условия договора, суд поддержал контролеров. При этом арбитры сделали следующие заключения:
— стоимость готовой продукции производителя = учетная цена + НДС, то есть цена изготовителя покрывает расходы на ее производство и уплату налогов;
— полученное сверх учетных цен (надбавка) является дополнительной выгодой, следовательно, установленные учетные цены являются конечной ценой завода-изготовителя и содержат определенную долю прибыли комитента;
— расчет надбавки на продукты детского питания производится именно от цены завода-изготовителя. Торговая надбавка комиссионера не только превысила допустимый предел в 30%, но и полностью «поглотила» допустимую надбавку организаций розничного звена (15%) к цене завода-изготовителя (фактически она составила от 127% до 206%), тем самым лишив розничных продавцов возможности законного формирования цены с применением какой-либо торговой надбавки.
Со ссылкой на положения договора комиссии арбитры не приняли доводы комиссионера о том, что учетные цены применяются сторонами как мера ответственности за утрату продукции и не являются ценой изготовителя, а также о том, что именно цена товара, по которой комиссионер продает товар третьим лицам, является ценой изготовителя (в подтверждение прилагалось письмо производителя). Кроме того, суд, в целом согласившись с тем, что комиссионер, реализуя товар комитента по ценам выше учетных, по условиям договора комиссии не получает для себя дополнительной выгоды, однако, отметил, что санкция ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ не предусматривает определение размера административной ответственности в зависимости от размера излишне полученной от реализации товара выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен. Комиссионер обязан соблюдать предельные уровни торговых надбавок на продукты, подлежащие государственному регулированию, и от соблюдения данной обязанности его также не освобождает установленное договором комиссии обязательство исполнять поручение на наиболее выгодных для комитента условиях. Само же понятие торговой надбавки по ГОСТ Р 51303-99, по мнению суда, не противоречит выводу о том, что разница между учетными ценами и ценами реализации продуктов третьим лицам по посредническому договору представляет собой надбавку к цене изготовителя.

Итак, исходя из норм, регулирующих посреднические сделки, а также понятия оптовой торговли, посредник не осуществляет продажу товаров с надбавкой, продает не собственные товары, а товары заказчика, получая за это установленное вознаграждение. Раз так, то и ограничения уровня торговой надбавки не должны распространяться на него.
Однако мы рассмотрели судебное Постановление, в котором с учетом конкретных обстоятельств сделаны иные выводы. Договором комиссии стороны предусмотрели применение учетных цен — минимальных цен, по которым комиссионером может быть реализована продукция комитента (увеличенных на сумму НДС). Оценив условия договора комиссии, суд сделал вывод о том, что учетная цена представляет собой цену завода-изготовителя. Поэтому при реализации продуктов детского питания комиссионер не должен устанавливать к названной цене надбавку свыше 30% (это ограничение предусмотрено Постановлением администрации края для оптовиков). Суд посчитал, что действие данного ограничения в полной мере распространяется на комиссионера, который не является собственником товаров комитета, а всю полученную за товар выручку (в том числе разницу между учетной ценой и ценой реализации) перечисляет комитенту.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Наценка на детское питание

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Питание наценят не по-детски 

Новости

Снято ограничение наценки на детское питание

Доводим до Вашего сведения, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года из Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, исключены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года органы власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать торговые надбавки к цене на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Указанные изменения коснутся следующей продукции нашей компании:

Приложенные файлы

  • Молочные продукты детского питания
  • Соковая продукция детского питания

Организация закупает товар для дальнейшей перепродажи дилеру. Организации не являются взаимозависимыми. Цены реализуемых промышленных товаров не подлежат государственному регулированию, а также регулированию субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Какую минимальную наценку на товар можно сделать, чтобы не нарушить налоговое законодательство?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не регулирует ценообразование. Цена, указанная в договоре с дилером, не признаваемым взаимозависимым лицом с поставщиком, в целях налогообложения признается рыночной.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что налоговым законодательством не регулируется размер наценки, устанавливаемый при реализации товаров.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в России определены от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нормами НК РФ регулируется только порядок налогообложения операций.
При этом согласно НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Смотрите также Минфина России от 18.10.2016 N 03-12-11/1/60594, от 11.11.2015 N , от 23.03.2015 N , от 10.03.2015 N , от 23.01.2015 N и др.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая цена, указанная в договоре, заключенном с лицом, не признаваемым взаимозависимым в целях НК РФ, является рыночной.
А в случае, если в договоре с лицом, признаваемым взаимозависимым, установлена цена ниже установленной для иных лиц (то есть ниже рыночной), то у поставщика возникает дополнительный доход, подлежащий налогообложению.
При этом согласно НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в НК РФ, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке ( ФНС России от 15.02.2016 N ЕД-4-13/2376@).
Таким образом, налоговое законодательство не регулирует ценообразование, и в договоре при перепродаже товара может устанавливаться любая наценка. Только при реализации товара лицу, не признаваемому взаимозависимым, цена, указанная в договоре, признается рыночной и дополнительного налогообложения не возникает. А при реализации товара взаимозависимому лицу необходимо сопоставить стоимость товара со стоимостью товара, реализуемого лицам, не признаваемым взаимозависимым, для определения соответствия цены, указанной в договоре, рыночной.
Общие критерии для признания лиц взаимозависимыми установлены в НК РФ, согласно которому лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на:
- условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими
и (или)
- экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться (абзац второй НК РФ):
- в силу участия одного лица в капитале других лиц;
- в соответствии с заключенным между ними соглашением;
- при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со НК РФ.
С учетом такого влияния в НК РФ приведен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми ( Минфина России от 03.08.2016 N 03-01-18/45745).
Перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, приведенный в НК РФ, не является исчерпывающим. При наличии обстоятельств, указанных в НК РФ, стороны сделки (организации и (или) физические лица) вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по иным основаниям ( НК РФ).
Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ, также может суд, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в НК РФ ( НК РФ).
Из Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 09АП-23959/2010, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) следует, что если налоговый орган делает вывод о том, что цена не соответствует уровню рыночных цен, то это должно быть доказано, в том числе налоговым органом должны быть приведены доказательства того, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Например, Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 02АП-8562/15 может служить примером наличия налогового риска применительно к рассматриваемой ситуации.
По данному делу суды пришли к выводу о создании налогоплательщиком искусственной схемы взаимоотношений, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды и незаконную минимизацию налогового бремени.
Основанием к доначислению обществу спорных сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод инспекции о том, что посредством согласованных действий общества с индивидуальными предпринимателями, которые продолжительное время были штатными сотрудниками общества, обществом была создана схема уклонения от налогообложения путем формального заключения с указанными лицами дилерских договоров на реализацию продукции общества в торговых центрах общества за наличный расчет.
Кроме того, контрольно-кассовые аппараты, установленные в залах, принадлежали обществу и сдавались предпринимателям в аренду; часть работников общества оформлены по совместительству к предпринимателям; товары, проданные предпринимателями, выдавали со склада общества; выручка от продажи товаров возвращалась обществу в виде беспроцентных займов, выдаваемых предпринимателями и финансовым директором общества, а также в виде излишне перечисляемой предпринимателями в адрес общества предоплаты за товар.
В итоге со ссылкой на Постановление N 53 суд признал обоснованным вывод налогового органа о получении необоснованной налоговой выгоды организацией, которая при оформлении реализации товаров дилерам применяла незначительную наценку (4-7%), существенно ниже той торговой наценки, с которой товар был продан реальному покупателю (32-37%).
Отметим, что определением Верховного Суда РФ от 27.06.2016 N 301-КГ16-6290 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения указанного дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
В АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2500/16 налоговый орган усмотрел схему минимизации налогообложения, в результате чего общество получило необоснованную налоговую выгоду в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающих при применении общего и специального режимов налогообложения (ЕНВД); указанный вывод сделан ввиду того, что общество реализовывало товар взаимозависимым лицам с минимальной торговой наценкой; далее при реализации контрагентами товара конечным покупателям торговая наценка увеличивалась; разница в торговой наценке облагалась не по общему режиму налогообложения, а по льготной ставке ЕНВД.
Однако в этом случае суды не поддержали налоговые органы, признав, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
Совместная деятельность хозяйствующих субъектов (даже если они являются взаимозависимыми) сама по себе не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. В соответствии с п. 4 Постановления N 53 возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Из вопроса следует, что покупатель товара не является лицом, признаваемым взаимозависимым с поставщиком. Следовательно, в данной ситуации поставщик вправе установить любой размер наценки при перепродаже товара. При этом стоимость, указанная в договоре, в целях налогообложения будет признаваться рыночной.
В то же время наличие судебной практики свидетельствует о том, что установление минимальных размеров наценок к реализуемому товару является предметом пристального внимания со стороны налоговых органов.
По нашему мнению, организации для того, чтобы уверенно чувствовать себя в общении с контролирующими органами, необходимо подготовить документы, обосновывающие минимальную наценку.
Например, это могут быть прайс-листы, устанавливающие разные цены в зависимости от объема партии, от расстояния до поставщика (в случае, если расходы по доставке заложены в цену), либо иные показатели.
Кроме того, определять условия и порядок формирования цены товара могут маркетинговая политика, приказ руководителя о проведении акций, предполагающих предоставление покупателям скидок, с приложением к нему правил предоставления скидок (например, за приобретение определенного количества товара) и другие документы, в том числе обосновывающие экономическую целесообразность формирования цены и предоставляемых скидок.

К сведению:
Реализация товара со значительной наценкой также может привлечь внимание контролирующих органов (смотрите, например, АС Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14755/16, от 17.10.2014 N ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- . Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России;
- . Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.