Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Оптимизация логистических процессов на предприятии ОАО 'БНС Груп'. Логистика как дорогой и важный бизнес-процесс: оптимизация логистических систем при помощи инструментов IBM Укрупненные специфические требования к технологиям нового, или реорганизуемого с

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.



Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.


Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Кичемасова Елена Валерьевна

Соколова Кристина Викторовна

студент 4 курса, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Е-mail: missokolova 21@ mail . ru

Карпова Наталья Петровна

научный руководитель, д-р экон. наук , доцент, профессор, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Логистика - наука, которая занимается эффективным управлением материальным и сопутствующими ему потоками из пункта отправления до пункта назначения. На сегодняшний момент логистика охватывает многие функциональные области, включая процессы складирования и перевозки.

Склад - это своего рода механизм, снижающий последствия между столкновением темпов производства и темпов потребления.

Эффективное управление цепью поставок - являлось источником возникновения богатства британских и голландских компаний в 1953 году. Инновации уже с начала XX века начали воздействовать на логистические процессы. В России логистика развивалась как военная дисциплина. Первые упоминания о ней были в IX веке нашей эры: логистика в этот период означала в основном, чёткую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. «Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность - обеспечивает применение этих методов» .

Термин логистика известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная причина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике. Экономическая логистика - научно-практическое направление изучения хозяйствования .

На сегодняшний момент в России разрабатывается ряд методов для ускорения и оптимизации логистических процессов в складском хозяйстве.

90 % логистических операций делаются вручную. Люди более гибки и приспосабливаемы, чем самые современные роботы и автоматизированные загрузочно-разгрузочные устройства. Недостатком является то, что люди делают ошибки, и стоимость проверки и исправления этих ошибок - не только в затратах рабочей силы, но и более важного ресурса - времени. Инновации нацелены на снижение риска ошибок и ускорение ручного процесса выбора.

Изначально опорой системы управления складом (WMS) считалось появление Радио-Терминалов (RDT). У оригинального блока был маленький экран, отображавший инструкцию для сборщика, сканер для сканирования штрих-кодов, клавиатура для подтверждения действия и голосовое управление для вспомогательных инструкций. Дизайн с момента создания фактически не изменился. RDT это необходимая вещь для выполнения складских операций, она довольно громоздкая и требует задействования обеих рук: одной рукой необходимо держать RDT, а другой управлять им, что замедляет процесс выполнения всех операции.

Усовершенствованные RDT работают по технологии сенсорного экрана, устанавливаются на запястье, таким образом, они освобождают руки для выбора, но все еще тяжелы и могут быть неудобными для долгой работы.

Одной из функций эффективной работы терминала является - голосовое управление: инструкции предоставляются пользователю через наушники, а ответы передаются через встроенный микрофон. Направление голоса укажет сборщику на местоположение, чтобы выбрать и считать уникальный код для подтверждения о том, что он был правильно идентифицирован. Это освобождает руки сборщика и облегчает процесс ношения RDT в течение всей рабочей смены. Голосовое управление может также использоваться для дополнительной коммуникации, такой как обратная связь, например, для уведомления менеджера об ошибках инвентаризации.

Еще одним инструментом для оптимизации складских операций является технология управления светом, при которой нет необходимости освещения всего складского помещения, так как на каждой ячейки стеллажа располагается светодиодный дисплей с показаниями и кнопками. Они могут быть различной сложности, но в идеале дисплей должен быть освещен, для того чтобы показать расположение, откуда нужно забрать груз, отражать количество необходимого груза. Также он должен иметь кнопку, для подтверждения выполнения работы и показывать стрелку - в направлении следующего местоположения. Технология управления светом является одной из самых лучших для сбора груза по времени и точности, но существует проблема дороговизны электроники и запчастей для нее.

Развитие RFID меток предоставило возможность для оперативного контроля за состоянием запасов на складах, разработана специально для ценных (дорогих) грузов. RFID метки представляют собой квадратные этикетки с металлическим лабиринтом, напечатанным на них. Они могут быть зафиксированы системой антенн, расположенных на стратегических позициях складов. Поскольку каждая RFID метка уникальна и антенны не только идентифицируют предмет, но и его местоположение, которое в теории, дает возможность посчитать товары в каждом местоположении до и после сборки заказа и немедленно выделить ошибки. Затраты на такую установку являются весьма значительными, но увеличивающееся использование RFID меток в розничных сетях доказывает, что их применение является эффективным.

Строительство и обслуживание складов в России стоит очень дорого. Затраты на некоторые из них в четыре раза больше, чем в Финляндии и целых восемь раз больше, чем в США. Поэтому становится очень важно максимизировать количество товаров, которые могут храниться в данном пространстве. Это приводит к многослойным системам хранения с использованием стеллажей в зданиях с внутренней высотой 12-14 метров. К сожалению, скорость движения по складу для механического оборудования обратно пропорциональна плотности хранения. Такая ситуация происходит из-за наличия крутых поворотов между стеллажами, на которых хранится товар. Самая высокая плотность хранения достигается на складах с зонами хранения, выполненными по технологии "High Bay": однообъемные склады со скоростными рельсовыми кранами-автоматами, высота которых достигает 40-50 м, где все движения обрабатываются компьютерным управлением кранов. Автоматизированный кран, перемещается по проходу со скоростью до 250 м/мин и, поднимаясь при этом со скоростью до 80 м/мин, может за час разместить на хранение и вывезти из зоны 200 паллет при длине ряда, превышающей 100 м. Конечно, столь высокопроизводительный комплекс предполагает использование не менее совершенных технических решений в остальных технологических зонах склада. Каждый проход имеет свой собственный кран, поэтому стоимость этих складов очень высока.

Коммерческие складские операторы, как правило, используют регулируемые паллетные стеллажи, которые являются наиболее гибкими и могут быть адаптированы под потребности любого клиента. Эти системы имеют типичную плотность хранения 1,2 м 3 товаров за квадратный метр площади.

Широкое применение нашли всевозможные конвейерные системы, рельсовые и подвесные роботы - «шаттлы», устройства изменения направления движения паллет, скоростные вертикальные лифты с автоматической загрузкой-выгрузкой паллет и т. п., например, при приемке товаров применяются автоматизированные устройства контроля размеров и веса заводских упаковок с товарами.

Одной из проблем России является быстрая наполняемость склада товарами и поэтому увеличивается спрос на опытных водителей складской техники. Они могут выполнять работы и на погрузчиках в зоне приемки или отгрузки, и на высотных штабелерах в зоне хранения. Однако скорость и маневренность движения зависит не только от мастерства и умений водителя, но и от невозможности предсказания кратчайшего маршрута, из-за наличия нескольких водителей, работающих в одном и том же замкнутом пространстве. По мнению многих специалистов, для того чтобы начать эффективно справляться со своими обязанностями понадобится не менее 2 лет практики и обучения, но в реальной жизни водители часто меняют места работы, у них нет заинтересованности работать в команде и делиться опытом с новыми работниками. Как правило, это означает, что скорость движения на 50 % ниже той, которая является наиболее эффективной для работы водителя на складе.

Таким образом, эта область является одной из основных для внедрения в нее логистических инноваций. К 2015 ожидается выпуск на рынок современных машин без участия водителей с ограниченными возможностями (большинство из них с электронным управлением), а уже к 2018 году - выпуск полностью автоматизированных систем без участия человека. Например, на сегодняшний момент уже ряд производителей изготовили устройство для горизонтального смещения поддона, таким образом это изобретение позволило сократить штат складских работников, время и затраты на данную операцию.

Предполагается, что внедрение таких инноваций упростит и оптимизирует логистические операции на складе.

Список литературы:

  1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник 20-е издание. М. : «Дашков и К», 2012. - 484 с.
  2. Капустина Н.В., Подлесная Л.В., Логистика: учебно-методический комплекс. М.: МГУТУ, 2012. - 237 с.

Оптимизация логистических бизнес процессов – процедура, которая позволит свести к минимуму издержки и риски, сократить расходы, улучшить качество работы и повысить конкурентоспособность предприятия.

Итогом оптимизации процессов логистики станут:

  • Ускорение решения типовых проблем;
  • Уменьшение издержек производства;
  • Рост скорости производства продуктов и повышение их качества;
  • Оптимизация работы с клиентами;
  • Снижение расходов на обучение сотрудников.

В результате оптимизации логистических бизнес-процессов высвобождаются время и ресурсы, которые можно направить на решение стратегических или других вопросов.

Принципы оптимизации

Выделяют четыре основных принципа:

  • Наличие основы. Вначале необходимо выделить бизнес-процессы: оптимизировать хаос невозможно. Зафиксируйте текущие логистические бизнес-процессы в виде моделей, чтобы впоследствии уже выстраивать их заново, оценивать оптимальность и улучшать.
  • Начинайте оптимизацию бизнес-процессов логистики, двигаясь к общему от частного — выявляя, объединяя в группы и устраняя отдельные недостатки. Если же вы хотите использовать обратный подход, движение от общего к частному – используйте реинжиниринг.
  • Неоднозначность решений. Устранив неоптимальному по одному из критериев, вы можете ухудшить другой процесс. Поэтому очень важно оценивать все последствия оптимизации, чтобы сделать обоснованный выбор.
  • Нелюбовь сотрудников к оптимальным процессам. Вам придется учитывать: следствием оптимизации станет усиление эксплуатации исполнителей, что приведет к сопротивлению последних.

Осуществление оптимизации процессов логистики

Осуществление логистических процессов и операций невозможно без централизованного управления. Последнее требует регулярной оптимизации системы с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды или деятельности самого предприятия.

Для оптимизации управления логистическими системами нужно предусматривать взаимодействие:

  • проектирования логистических операций с заданием и проектированием деятельности предприятия;
  • логистических операций с другими операциями системы, которые осуществляются на предприятии;
  • информационных технологий с информационным обеспечением системы.

Контроль выполнения логистических бизнес-процессов

Основные задачи оптимизации логистических бизнес-процессов предприятия – контроль, оценка и уменьшение издержек товародвижения. Перечисленные задачи включают в себя:

  • транспортные расходы на доставку товаров, осуществляемую различными видами транспорта (погрузчик);
  • транспортные затраты на погрузку, выгрузку товара, а также на возможные перевалки на пути следования товара;
  • стоимость комплектации и хранения груза во время перевалки;
  • транспортные затраты, которые связаны с непродуктивным хранением (порча в месте хранения, хищения в месте хранения, потеря груза, нарушение комплектации);
  • расходы на формирование, содержание запасов товара у компаний-посредников;
  • «Дефицитные издержки», которые связаны с отсутствием товаров в каких-либо звеньях сбытовой цепи, с недостатком умения управлять комплектацией, с невозможностью выполнить заказ, а также с непредвиденными кризисными экономическими ситуациями;
  • стоимость маркировки единицы, упаковки и оформления сопутствующей документации;
  • издержки на страхование грузов, экспедиторские операции, административные операции, грузовые сборы.

Оптимизация бизнес-процессов логистики включает в себя также контроль качества приемки-разгрузки груза:

  • оценка аккуратности выполнения операций (например погрузки единицы товара с помощью погрузчика);
  • оценка допущенных в работе ошибок, оценка информации об их характере и типичности.

Осуществление контроля управления логистическими процессами сводится к следующим оценкам:

  • продуктивности ежедневной работы и выполнения заданий;
  • навыков сотрудников по выявлению причин и путей устранения проблем.

Для оптимизации бизнес-процессов логистики на складах применяют следующие инструменты:

  • моделирование процессов;
  • аудит;
  • управление;
  • реинжиниринг и стандартизацию бизнес-процессов склада;
  • бережливые технологии, обучение и тренинги персонала;
  • системы диспетчеризации складских помещений (информация о состоянии);
  • сетевые графики;
  • технологические карты (информация о модулях и техпроцессах);
  • оперативное планирование работы.

Содержание
Введение………………………………………………………… …………………….3
    Основные логистические операции…………………………………………5
      Виды логистических операций………………………………………7
      Критерии эффективности логистических операций……...………...8
      Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций………………………………………………………… .……13
    Транспортная логистика……………………………………………………. .16
      Оптимизация транспорта…………………………………………….18
      Выбор видов транспорта, транспортных средств и способов транспортировки……………………………………… ……………...21
      Транспортные задачи. Практические примеры……………………23
Заключение…………………………………………………… ………………………30
Список литературы. ………………………………………………………………….32

Введение
Несмотря, на то, что логистика, как научная система, окончательно сформировалась лишь к середине 1960-ых, она стала наравне с такими важными организационными науками, как менеджмент, управление ресурсами и управление персоналом. Ценность логистики в ее прикладном значении. Сочетая в себе основные экономические принципы и математическое моделирование, в качестве критерия прогнозирования, логистика позволяет быстрее работать современному предприятию. Логистические операции минимизации издержек, точность доставки и максимальное использование ресурсов позволяют оптимизировать отдельные виды деятельности компании, которые напрямую влияют на ее эффективность.
Следует воспринимать логистику, как коммерческую детерминанту, которая необходима в современном обществе, где должна существовать развитая транспортная сеть не только в пределах деятельности организации, но и в других регионах и государствах.
Для того, чтобы оценить влияние логистики на деятельность организации, поставим вопрос: как снизить расходы на транспортировку товаров? Представим ситуацию, где нужно перевести n-ое количество угля из Дели в Москву. Согласно системному подходу путей доставки может быть множество. Уголь можно перевезти, используя все виды транспорта: водный, воздушный, железнодорожный или же дорожный транспорт. Можно использовать различные виды контейнеров: открытые, закрытые и т.д. Все будет зависеть от располагаемого времени и денежными средствами. В таких случаях именно логистика помогает соотнести имеющиеся ценовые (или управленческие) стратегии. В логистике главной задачей является достижение заданного результата наиболее оптимальным способом.
В условиях постоянного роста стоимости ГСМ и обслуживания своего автопарка очень важно сфокусироваться на анализе транспортных затрат и принятии мер по их минимизации. С другой стороны, все более весомым преимуществом компании на рынке становится хорошо организованная доставка грузов заказчику.
Поэтому, оптимизация операций логистики компании предполагает анализ транспортной составляющей и разработку мероприятий по сокращению затрат на перевозку а так же улучшению транспортного обслуживания клиентов.
Оптимизация логистики позволяет компаниям получить значительную экономию финансовых и трудовых ресурсов, и более того, возможно превратить затратный автопарк в подразделение, приносящее прибыль от предоставления логистических услуг.

    Основные логистические операции.
Все определения логистики, как сферы научной деятельности, сводятся к тому, что она представляет собой комплексную науку, занимающуюся изучением разного рода материальных потоков в сфере производства и обращения продукции. Мы рассматриваем управление материальными потоками, так как предприятия, как субъекты хозяйственной деятельности, составляют единое экономическое пространство, и на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и внешней средой и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы:
а) максимизировать свои результаты. При заданном объеме производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции, что приведет к максимизации прибыли, т.е. денежного выражения производства;
б) минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме выпуска продукции;
в) оптимизировать результаты. Отсюда следует, что затраты и результаты должны находиться в определенном оптимальном сочетании.

Соблюдение экономических законов в производственно- хозяйственной деятельности приводит к необходимости предприятию-производителю осуществлять обменные процессы с поставщиками и другими сторонними организациями доводя свою продукцию до потребителя. Поэтому, именно логистика служит необходимой составляющей этих процессов.
Главная цель логистики – обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных
затратах, требуемого качества и количества.

Логистика работает с материальным потоком, организовывать и контролировать который сложно без разделения его на определенные действия, в результате который и образуется сам поток.
Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, которая отвечает этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
Следовательно, логистическая операция – это выделенная совокупность определенных и последовательных действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального или информационного потока. Напомню, что в качестве основных логистических функций выделяют:
поддержание стандартов обслуживания потребителей;
управление закупками;
транспортировка;
управление запасами;
управление процедурами заказов;
управление производственными процедурами;
ценообразование;
физическое распределение.
Таким образом, операция связывает какую либо из функций с конечным результатом. Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства. Логистические операции обеспечивают наличие нужного и качественного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. То есть обуславливаю «золотой закон» логистики.
Перечислим некоторые из них: вывоз и транспортировка производственного груза, его доставка на предприятие, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключение технологических операций по производству материальных благ. Но стоит сделать поправку, что к таким операциям могут относиться операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации. К операциям с информацией относят: сбор, обработку и передачу информации.
      Виды логистических операций.
В классических концепциях выделяют такие логистические операции.
По природе потока:
а) логистические операции с материальным потоком (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения сырья и материалов при реализации логистических функций производства, упаковка груза, укрупнение грузовых единиц, хранение);
б) логистические операции с информационным потоком (сбор, хранение, обработка и передача информации).
По отношению к логистической системе:
а) внешние – ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере поставок и сбыта);
б) внутренние – операции, которые выполняются внутри логистической системы.
На внешние логистические операции случайные изменения влияют в большей степени, чем на внутренние.
По характеру выполнения работ:
а) операции с добавочной стоимостью, которые изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушка и т.д.);
б) операции без добавочной стоимости (хранение товаров).
По переходу права собственности на товар:
а) односторонние – операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняются внутри логистической системы;
б) двухсторонние – операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одного юридического лица к другому.
По направленности:
а) прямые – операции, направленные от генератора материального потока и информации к его потребителю;
б) обратные – операции, направленные от потребителя к генератору материального потока и информации.
Здесь следует отметить, что если товары производственно-технического и потребительского назначения возвращаются от потребителя к поставщику, то они не обязательно проходят той же логистической цепочкой, по которой они доставлялись от поставщика к потребителю. Наиболее распространенными примерами реализации обратной логистической цепочки являются: возврат торговым посредником своему поставщику товара, срок реализации которого истек, возврат покупателем торговому посреднику дефектного товара, возврат тары потребителем поставщику и т.д. Это так называемая реверсивная логистика.
К логистическим операциям можно также отнести такие операции, как прогнозирование, контроль, оперативное управление.
      Критерии оптимизации логистических операций.
Основным критерием эффективности логистической операции является достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической операции дополняется частными критериями:
    научно-технической (обновление технической базы),
    управленческий.
Показателями экономической эффективности определенной операции в системе снабженческой, производственной и сбытовой логистики могут быть ускорение, при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов и циклов функционирования информационного потока, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные показатели, как:
    рентабельность;
    фондоотдача;
    производительность.
Показатели рентабельности демонстрируют отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли на единицу затрат:
* рентабельность продукции (услуг) Rпр i , т.е. отношение прибыли изделия (Пi ) к себестоимости (Сi ) выпускаемой единицы продукции, %:


Этот показатель используется для выявления наиболее рентабельной продукции.
В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи (kф.от ).
Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции (выручкой Qгод ) к среднегодовой стоимости основных фондов (Косн ), т.е.


Каждая фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его повышению.
Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (kэкст ) и интенсивного использования (kинтенс ).

kэкст характеризует загрузку оборудования по времени:

где Qфакт – фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);
Qпроект – проектная (паспортная) производительность оборудования.

Степень использования имеющихся трудовых и материально-технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа-ющего (qреал ), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, (qреал) определяется как соотношение

Этот показатель характеризует валовую отдачу (производительность) работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (Пуд ), т.е.

где Пбал – общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).
Позитивная тенденция (рост) выручки и прибыли на одного работника свидетельствует об эффективном использовании персонала.
Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения уровня логистических операций и логистической системы в целом.

Теперь рассмотрим частные критерии эффективности логистических операций. Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.
Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:
    планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
    операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
    информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
    информационных технологий с компаниями-партнерами.
Контроль эффективности логистических операций.
Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:
    стоимость перевозки различными видами транспорта;
    стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
    затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
    расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
    издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
    “издержки дефицита”, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
    расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
    расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
    затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;
Контроль качества организации разгрузки и приемки:
    оценка точности и аккуратности в выполнении операций;
    оценка характера и типичности ошибок в работе.
    Контроль процесса управления логистическими операциями:
    оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;
    оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.
Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются “выпрямить” в горизонтальном и в вертикальном направлении - это сокращает сроки перемещения.
Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций - разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты - подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов - водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать - планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата - например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.
Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.
В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют: логистический аудит,
    моделирование процессов,
    реинжиниринг бизнес-процессов,
    обучение персонала,
    бережливые технологии,
    стандартизацию процессов,
    применяют диспетчеризацию,
    технологические карты,
    сетевые графики,
    оперативное планирование.
      Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций.
Отлаженная система логистики на современном предприятии предполагает наличие квалифицированного и компетентного персонала, современного складского и транспортного оборудования, высокопроизводительных технологий. Но не все предприятия готовы к осуществлению системных проектов в области логистики: причиной могут быть недостатки в организации работы компании, не отрегулированная система управления, неподготовленность персонала. Следовательно, для систематизации данных о состоянии логистической системы и ее отдельных элементов необходим комплекс специализированных мер, что и предоставляет логистический аудит.
Ключевой принцип логистического аудита – продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и упущенных возможностей; и только после этого - к детальному исследованию выбранных сфер деятельности предприятия.
Первый этап. Определение наиболее важных вопросов, проблемных мест логистической системы. Для этого анализируются корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая и закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании-заказчику добиться существенного конкурентного преимущества на обслуживаемых рынках.
Второй этап. Выделение ключевых показателей. Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие группы.
1. Эффективность обслуживания клиентов:
    время выполнения цикла заказа - в целом и по каждому компоненту;
    коэффициент удовлетворения спроса (сопоставление числа заказов с числом доставленных заказов в процентах);
    стабильность времени выполнения заказов (временные характеристики отклонений);
    характеристики реагирования на запросы клиентов;
    способность корректировать размер полученного заказа;
    способность изменять запрашиваемое время доставки заказа;
    способность учитывать производственные графики;
    способность заменять одни виды продукта другими, в том числе и при возникновении задержки в выполнении заказа.
2. Эффективность логистических операций или затраты, связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности:
    транспортировка;
    складирование;
    управление запасами;
    планирование производства и диспетчеризация;
    закупки;
    поступление и обработка заказов.
3. Использование активов:
    запасы;
    складские сооружения;
    собственный парк подвижного состава.
4.Приемы и показатели работы конкурентов по характеристикам (параметрам) обслуживания клиентов и использования активов.
Третий этап. Непосредственный аудит.
Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами - представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).
Внутренний аудит в компании может начинаться с углубленных интервью с руководством компании-заказчика. Для этого заранее готовится специальная форма подобных интервью по каждой из следующих управленческих функций:
    обслуживание клиентов/управление заказами;
    транспортировка (входящие и выходящие потоки);
    операции складирования;
    управление запасами и прогнозирование;
    планирование производства и составление рабочих графиков;
    закупки/снабжение;
    маркетинг/продажи;
    финансовый контроль/бухгалтерский учет;
    обработка данных.
В качестве основы для количественного этапа аудита логистики могут использоваться различные источники, позволяющие получить необходимые документы. Нужные и уже имеющиеся данные извлекаются из существующих файлов или они комбинируются, с использованием различных приемов работы выборками.
Проведенный внешний аудит позволяет руководству компании сопоставлять показатели ее работы с данными конкурентов по атрибутам, которые наиболее важны для клиентов. Внутренний аудит помогает выявить основные недостатки в работе логистической системы компании. Все полученные данные (включая проведенный ранее анализ) позволяют дать рекомендации в отношении стратегии и указать, какие конкретные изменения должны быть сделаны в действующей операционной системе логистики; выявить, какие ключевые переменные требуют корректировки.
    Транспортная логистика.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения. Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной продукции из места происхождения в место потребления.
В логистических системах, работающих по принципу «точно в срок», основной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, – это новые услуги транспортных компаний по сбору и распределению грузов. Поэтому, эффект транспортной логистики очевиден. Такие услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие расстояния и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования грузов. В результате транспортные услуги становятся менее дорогостоящими и обеспечивают более высокое качество работы, чем при конкурирующих способах распределения. Кроме того, компании, пользующиеся новыми методами, извлекают прямые выгоды: уменьшается продолжительность транспортного потока.
Стоит сказать, что зависимости от того или иного вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например для строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от объема расходов на закупку этих изделий.
Поэтому, в целях оптимизации затрат и ускорению операций, при осуществлении доставки грузов, фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических посредников для организации доставки продукции к конкретным пунктам. Общий алгоритм организации транспортировки включает следующие логистические процедуры выбора:
    выбор вида транспортировки;
    и т.д.................

Большинство компаний понимают, что бизнес-сфера не может оставаться статичной, она постоянно развивается. Представителям этой сферы нужно использовать современные инструменты ведения бизнеса для того, чтобы иметь возможность эффективно работать. Уже более сотни лет одним из таких инструментов является логистика. Логистический подход в бизнесе первыми начали применять такие компании, как IBM , General Motors, Ford Motors, Johnson & Johnson, Proctor & Gamble. Основная цель логистики — поставка товаров или услуг в оговоренный срок с минимальными затратами на производство, транспортировку, сбыт, хранение и упаковку. Логистика помогает решить весь этот комплекс задач.

Специалисты по логистике изучают материальные потоки (товары) и связанные с ними потоки информационные (сервисы, дополнительные услуги и т. п.). Логистическая служба отдельно взятого предприятия должна в обязательном порядке работать со всеми другими службами предприятия, включая маркетинговый отдел, контроль качества, производственные службы, финансовые службы и некоторые другие. Правильно выстроенный логистический процесс — один из основных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности фирмы.

Чаще всего выделяются два основных вида конкурентных преимуществ правильно выстроенной логистики. Первый — низкие издержки, второй — дифференциация товаров. В первом случае речь идет об умении компании разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособный товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Во втором мы говорим о создании нового типа товара (или услуги), представляющего ценность для потребителя, а также дополнительное обслуживание такого товара после его продажи.

Согласно статистике, более 50% (в некоторых случаях — и 70%) стоимости конечного товара составляют логистические расходы. Это затраты, которые тесно связаны с транспортировкой, упаковкой и хранением товаров. Использование оптимизации логистических процессов открывает возможность достичь следующих целей:

  1. снижение количества запасов на пути движения товаров к конечной точке;
  2. снижение временных затрат на доставку товаров к конечной точке;
  3. снижение расходов на транспортировку товаров.

Логистика используется в различных сферах бизнеса, включая транспортную (ЖД, авиа и другие), производственную, энергетическую и банковскую.

  • В транспортной сфере используются такие логистические операции, как составление оптимальных расписаний и реакция транспортной сети на изменения. В авиации добавляется еще и планирование работы экипажей.
  • В энергетической сфере речь идет о графиках поставки топлива, графиках загрузки и технического обслуживания генерирующих мощностей, формирование ценовой политики.
  • Банкам и финансовым организациям требуется эффективно управлять финансовыми потоками на всем пути от точки входа до точки выхода любой транзакции.

Для понимания сложности логистического процесса можно привести количество факторов, которые необходимо учитывать при производстве тепловой и электроэнергии. Здесь выделяется множество этапов работы, а процесс логистики содержит в общем случае миллионы переменных.

В железнодорожных перевозках количество переменных еще больше.


В идеале все это необходимо учитывать при формировании логистических процессов.

Опыт IBM в оптимизации логистических процессов

Благодаря своему огромному опыту в сфере логистики корпорация IBM помогает своим партнерам и клиентам наладить эффективную логистику, что повышает доход предприятия и делает его более конкурентоспособным. Одно из подразделений, которое занимается оптимизацией логистики, — Operations and Supply Chain Optimization . Эксперты этого подразделения, в частности, выполняют следующие задачи:

  • разработка операций и стратегий для системы снабжения, что позволяет улучшить эффективность и результативность всех процессов компании;
  • улучшение операционной продуктивности и увеличение прибыли при разработке новых стратегий и технологий;
  • оптимизация всех аспектов планирования, снабжения и логистики в целом для снижения затрат и увеличения производительности;
  • создание операционного фундамента для будущего роста компаний.

Еще в 2008 году при поддержке Integrated Supply Chain от IBM компания Telstra в Австралии смогла улучшить контроль над всеми компаниями, увеличить прозрачность всех процессов и снизить расходы системы снабжения. Проблема компании состояла в том, что в ее сеть входило огромное число производителей, партнеров, каждый день нужно было отслеживать десятки тысяч транзакций и операций иного рода. В результате расходы на работу системы снабжения просто вышли из-под контроля руководства. IBM помогла Telstra прийти к end-to-end-операциям в сети снабжения с полной прозрачностью всех операций в этой сети.

Задайте вопрос эксперту IBM Елена Синка, представитель по продаже решений IBM в отрасли ритейла Спросить

Спасибо!
Ваш вопрос отправлен

*Все поля обязательны для заполнения.

По мере развития когнитивных сервисов IBM возможности компании стали еще более обширными. В 2012 году корпорация помогла оптимизировать логистику CMA CGM — самой крупной во Франции и третьей в мире по величине судоходной компании, которая занимается контейнерными морскими перевозками. На тот момент у компании было в наличии 390 судов, а обслуживала она около 400 портов по всему мира. Количество сотрудников CMA CGM тогда составляло около 18 000 человек. Как и в предыдущем случае, расходы на системы снабжения и логистику в целом превысили разумные пределы, поэтому компания обратилась к IBM с просьбой помочь. В итоге специалисты и облачные технологии корпорации в рамках этого партнерства были использованы для оптимизации времени, которое затрачивается на предварительных этапах и при непосредственной транспортировке. Оптимальный маршрут кораблей стал выбираться с учетом огромного количества различных факторов, включая экономические, политические, экологические, климатические и даже террористические.

В 2015 году IBM помогла наладить работу одного из наиболее загруженных портов мира, находящегося в Сингапуре. В год количество судов, заходящих в порт или выходящих из него, составляет 130 тысяч. То есть каждые 2-3 минуты в порт заходит или из порта выходит одно судно. Корпорация создала унифицированную платформу для сбора данных в режиме реального времени и обеспечения постоянного обзора базовых точек порта Сингапура. Данные в режиме реального времени позволяют операторам очень быстро принимать решения. При этом система рассматривает огромное количество входных факторов, включая погоду, местонахождение кораблей и многое другое. Базируется разработанная платформа на IBM Traffic Prediction Tool . Здесь уже в полной мере задействованы возможности IBM Watson, а также IBM Incident Detection Module (модуль мониторинга инцидентов) и IBM System G (мощный вычислительный кластер разработки IBM).


В целом современные компании и их логистические подразделения сталкиваются сегодня со следующими проблемами в ходе своей работы:

  • изменчивость — сложность глобальных процессов, изменения рынка, быстрая смена потребностей потребителей;
  • непрозрачность — отсутствие доступа к своевременной информации для разработки необходимых решений;
  • значимость — постоянное давление для создания ценности для предприятия за счет повышения эффективности затрат сети поставок из конца в конец, а также оптимизации запасов трубопроводов.

Когнитивная система IBM Watson помогает решить все эти проблемы путем анализа огромных объемов информации. После анализа всех данных Watson предоставляет возможные варианты решений таких проблем с ранжированием вариантов по их вероятной реализации. Получение доступа к информации такого рода помогает компаниям быстро и эффективно наладить логистику и общий контроль за компанией.

В числе прочих проблем IBM помогает решить вопросы и финансовой логистики. В качестве примера можно привести сотрудничество IBM с одной из крупнейших международных многопрофильных корпораций Mahindra Group . Обе стороны подписали договор по разработке блокчейн-решения, обладающего потенциалом трансформировать финансовые решения для цепочки поставок путем повышения безопасности, прозрачности и качества операционных процессов. Приложение помогает сформировать торговые финансовые транзакции между поставщиком и производителем при помощи распределенного реестра с контролируемым доступом.

IBM, когнитивные системы и решения для оптимизации логистики

Современные логистические процессы чрезвычайно сложны, потребности бизнеса постоянно меняются и тоже становятся более сложными и многогранными. Возможности когнитивной системы Watson в совокупности с другими сервисами и программными продуктами корпорации IBM позволяют партнерам и клиентам компании получить необходимую поддержку, чтобы вовремя решить все проблемы, понять потребности потребителей, расширить логистическую сеть, сделав ее более прозрачной и в результате значительно повысить как эффективность своей работы, так и доходность компании.

IBM помогает оптимизировать любые виды логистических операций и операционных процессов на предприятии. Это касается как, например, концепции Justintime с минимальным использованием запасов, материалов, компонентов и прочих элементов в процессе производства, так и концепции Lean Production, где используется принцип снижения размеров производственных партий, уровня запасов с одновременным повышением качества персонала и оборудования.

Оптимизация логистической системы предприятия с использованием инструментов и возможностей IBM позволяет организовать правильную работу всех элементов логистики партнеров и клиентов корпорации, включая каналы поставок. Это снижает общие издержки, повышает количество прибыли, получаемой компанией, а также улучшает общую конкурентоспособность.