Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Организационно-методическая работа. Организационно методическая работа в лпу Положение об организационно методическом отделе поликлиники

― осуществляет организационно-методическую работу ЛПУ;

― организует плановые выезды врачей специалистов в СУБ для консультации, оказания практической помощи врачам этих организаций по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы;

― изучает основные показатели работы медицинских организаций района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности);

― организует и проводит необходимые мероприятия (семинары, медико-санитарные советы, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников);

― оказывает организационно-методическую и консультативную помощь медицинским учреждениям района.

Возглавляет организационно методический кабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационно-методической работе.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения района квалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью организаций здравоохранения, находящихся на территории района.

3. Планирование, финансирование и организация материально- технического снабжения организаций здравоохранения района.

4. Разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения.

5. Внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.

6. Разработка, организация и осуществление мерпо расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских организаций района, систематически организует выезды бригад врачей-специалистов на сельские врачебные участки, ФАПы, заслушивает отчеты о работе руководителей медицинских организаций района, анализирует их планы, статистические отчеты, истории умерших больных, акты патологоанатомических вскрытий и другую медицинскую документацию для правильной организации медицинской помощи населению. ЦРБ обеспечивает организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению района.

Основные критерии оценки качества и эффективности деятельности медицинских организаций сельского района:

― показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская);

― первичного выхода на инвалидность;

― смертности (в том числе детской смертности);

― число жалоб населения на доступность, качество и своевременность медицинской помощи;

― распределение больных по результатам лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение);

― расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов;

― больничная летальность при отдельных заболеваниях и по отделениям;

― своевременность госпитализации и начала лечения.

Областные медицинские организации.

Ведущей лечебно-профилактической организацией, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения области является областная клиническая больница, для детского населения - областная клиническая детская больница.

Структура областной больницы:

― стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

― консультативная поликлиника (может быть отдельной);

― лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

― организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

― отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

― рентгено-радиологическое отделение;

― патологоанатомическое отделение;

― хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т. д.).

Задачи областной больницы:

1. Оказание консультативной, специализированной или высококвалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских организациях области.

2. Помощь организациям и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности.

3. Координация лечебно-профилактической и организационно-методической

работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими организациями области.

4 Выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным.

5 Систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических организаций, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

На базе областных больниц проводятся первичная специализация и тематическое усовершенствование медицинских работников области. Коечная мощность областной больницу зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 700―1 000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т. д.), а также другие специализированные медицинские организации (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦГЭ и ОЗ:

СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель: изучение студентами деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, ознакомление студентов со структурой и содержанием работы Центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), государственным характером санитарно-эпидемиологического надзора, его местом в системе здравоохранения.

Задачи :

1. Ознакомить студентов со структурой ЦГЭ и ОЗ, административно-правовыми основами деятельности ЦГЭ и ОЗ, содержанием работы отделов и отделений.

2. Ознакомить с организацией работы врачей, правилами составления планов работы, оформления административно-правовых актов.

3. Ознакомление со структурой и задачами отдела общественного здоровья.

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

1. Основные направления деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Структуру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Основные направления деятельности организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Задачи организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Структуру и организацию работы ЦГЭ и ОЗ.

7. Организацию работы санитарно-гигиенического отдела ЦГЭ и ОЗ.

8. Организацию работы эпидемиологического отдела ЦГЭ и ОЗ.

9. Организацию работы отдела социально-гигиенического мониторинга.

10. Организацию работы лабораторий ЦГЭ и ОЗ.

11. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

12. Систему учёта и отчётности в организациях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Роль гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни в санитарно-эпидемическом благополучии населения.

14. Структура отдела общественного здоровья и его основные задачи.

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Составить план работы врача ЦГЭ и ОЗ на месяц.

2. Оформлять административно-правовые акты.

3. Анализировать деятельность ЦГЭ и ОЗ на основе годового отчёта.

4. Решать ситуационные задачи.

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается студентами высших медицинских учреждений образования в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование», типовой и рабочей программами.

Целью учебного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения является подготовка врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах организации санитарно-противоэпидемической деятельности ЦГЭ и ОЗ.

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Что входит в понятие «Санитарно-эпидемиологический надзор»?

2. Какова структура санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь.

3. Основные директивные документы, регламентирующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, ее задачи.

4. Права и обязанности граждан Республики Беларусь и должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.

5. Функции государственной санитарно-противоэпидемической службы, формы и методы работы санитарного врача.

6. Структура Центра гигиены и эпидемиологии, категории ЦГЭ и ОЗ.

7. Организация и основные направления работы ЦГЭ и ОЗ. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

8. Формы и методы планирования работы. Социально-гигиенический мониторинг.

9. Связь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими организациями и взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами и учреждениями. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

10. Система учета и отчетности в организациях санитарно-эпидемиологического надзора. Методика анализа деятельности ЦГЭ и ОЗ.

11. Роль санитарного просвещения в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Публикация предназначена, в первую очередь, для работников областных учреждений, оказывающих организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям административных территорий, а также руководителей здравоохранения муниципального уровня, в том числе главных врачей ЦРБ.

В организационно-методическую работу входит:

Осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;

Организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения;

Разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения;

Организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;

Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;

Организацию выездной помощи сельским жителям.

В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий.

В последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится увязка плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно-целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления.

Необходимость интенсификации лечебно-диагностического процесса требует совершенствования инновационной деятельности в органах и учреждениях здравоохранения, организации ее на основах сегодняшних представлений о маркетинге, бизнес-планировании нововведений, организационных формах и методах внедрения.

Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи сельскому населению в современных условиях предусматривает укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов сельского здравоохранения, развитие оптимальной модели медицинского обслуживания сельского населения в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения.

Таким образом, на учреждения здравоохранения (республиканскую, краевую, областную больницы, центральные районные больницы) делегирована одна из наиболее важных функций органа управления здравоохранением - разработка проектов планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, являясь основными функциями оргметодотделов учреждений здравоохранения указанных уровней и полностью соответствующими области их компетенции, планируются самостоятельно, а процедура принятия плана отражает порядок, регламентированный для подразделений больницы.

План организационно-методической работы (далее - план) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования.

План состоит из основной части и приложений.

Основная часть плана включает разделы:

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Профилактическая работа.

4. Организация выявления социально-значимой патологии.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий.

6. Санитарно-гигиеническое образование.

7. Научные исследования.

8. Контроль выполнения плана.

Приложения должны представлять собой набор следующих документов:

Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана.

Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год.

Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период.

Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде.

Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий.

Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи.

В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:

Строительство новых учреждений, корпусов;

Проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;

Работы по благоустройству территории;

Развитие парка автотранспорта;

Техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др.

Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по:

Ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений;

Укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;

Внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);

Дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.

Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

Актуальность проблемы снабжения лечебно-профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):

Целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;

Повышение квалификации работников на центральных базах, в системе ГИДУВов, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;

Повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;

Проведение врачебных и сестринских конференций, съездов, совещаний;

Организация конкурсов по профессии;

Участие в организации работы научных обществ.

Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете).

3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам:

Вакцинопрофилактика;

Химиопрофилактика;

Мероприятия в очагах инфекции;

Мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно-товарных фермах и т.п.).

Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

4. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают:

Ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;

Ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;

Практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов;

Регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;

Проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в региональных, окружных и центральных специализированных учреждениях.

План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:

Осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в региональных (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;

Регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных;

Организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.

Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности.

Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению.

6. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия, охватывающие санитарно-гигиеническое образование, могут включать:

Создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения - "Университетов здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школ выздоравливающих" для стационарных больных;

Подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;

Использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов);

Организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);

Распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

7. Научные исследования

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения.

Процесс подготовки проекта плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах.

Региональные приоритеты развития медицинской помощи населению определяются в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, с учетом региональных особенностей и ресурсных возможностей. Несмотря на различия по регионам в большинстве субъектов РФ основные направления сходны - туберкулез; ВИЧ/СПИД; сахарный диабет; вакцинопрофилактика; безопасное материнство и детство.

План организационно-методической работы республиканской, краевой, областной больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения региона (муниципалитета).

Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период. Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранением соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. Оптимальным уровнем заслушивания для региональных учреждений является коллегия органа управления здравоохранением, если план касается только медицинских мероприятий, и правительство региона, если план комплексный.

После обсуждения план комплексный утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня, а если план внутриведомственный, то - руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Утвержденный план является руководящим документом, обязательным для исполнения.

Контроль за выполнением плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением плана осуществляет оргметодотдел (кабинет) составившей его организации.

Разделы плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами для, дат реального исполнения и затрат на их проведение. Для контроля используют данные государственной статистической отчетности. Ее верифицируют на местах кураторы районов в ходе плановых выездов.

Прозрачность деятельности обеспечивается одновременным гласным заслушиванием куратора и лиц, ответственных за проведение запланированных мероприятий.

Методически результативнее заслушивать не один район по максимально возможному числу вопросов, а несколько районов по одному вопросу. Это позволяет разносторонне осветить проблему и выбрать оптимальные подходы к ее решению, вытекающие из накопленного практического опыта.

Важным инструментом контроля служит полугодовое (в зависимости от важности вопроса) промежуточное заслушивание исполнения плана в аппарате управления здравоохранением области и администрацией территории.

В качестве примеров частных вопросов заслушивания можно привести следующие:

Организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;

Лечение больных хроническими заболеваниями;

Проведение противоэпидемических мероприятий;

О роли областных учреждений как организационно-методических центров;

Информация о методических пособиях;

Анализ работы учреждений и т.д.

Итоговый отчет о выполнении плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется либо в табличной, либо в описательной форме по разделам его и включает следующие рубрики:

Плановые решаемые задачи;

Исходные показатели на начало планируемого периода;

Проведенные мероприятия (а, б, в и т.д.);

Результаты текущего года;

Оценка эффективности.

По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов проведения мероприятий и возможных мер по повышению их качества.

Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:

Подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые / внеплановые, уровень);

Написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;

Выпуск методических материалов по зоне курации (какие);

Педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);

Командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые / внеплановые, бригадные / индивидуальные, какая оказана помощь);

Участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д. (каких, тема выступления, уровень региональный, межрегиональный, международный).

При анализе хода выполнения плана стремятся не столько к постановке новых задач, сколько к определению результативности уже известных подходов к решению поставленных.

Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций «Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям» от 15.10.2002 N 2002/107.

Организационно - методическая служба в системе здравоохранения

Место и роль организационно-методической службы в управлении здравоохранением

Одним из главных направлений стратегии деятельности «по достижению здоровья для всех в XXI столетии» является разработка комплексной системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), ориентированной на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемой гибкой и чуткой больничной системой, при широком участии в здравоохранительной деятельности населения.

Концепция главенствующей роли первичной медико-санитарной помощи предусматривает выполнение ею функций по охране и укреплению здоровья, улучшению качества жизни, профилактике и лечению болезней, реабилитации больных и инвалидов, оказанию медико-санитарной помощи людям, испытывающим страдания и безнадежно больным.

ПМСП призвана обеспечить как можно большее приближение медико-санитарного обслуживания непосредственно к местам проживания и труда людей. Учреждения здравоохранения первого контакта населения с государственной системой здравоохранения создают возможность лучшего понимания проблем здоровья, возможности для более эффективного решения конкретных задач, обеспечения надлежащей помощи по месту жительства, на производстве/ в обществе и вообще на протяжении всей жизни человека. ПМСП является уникальной системой, позволяющей более эффективно решать задачи укрепления здоровья и профилактики болезней на местах. Вся эта сфера деятельности дает; возможность объединить усилия местных служб здравоохранения и |учебных. заведений, неправительственных организаций, средства массовой информации , промышленности, социальных служб в рамках единых целевых программ укрепления здоровья .


Управление системой ПМСП необходимо ориентировать, на:; конечные результаты - укрепление здоровья населения, т. е, от помощи отдельным больным на клиническом уровне до медико-санитарного обслуживания населения в масштабах всей,; популяций. Определенный объем управленческих функций.

Организационно-методическая служба в учреждениях здравоохранения представлена (рис.

Организационно-методическими отделами (кабинетами)(ОМО и ОМК);

Отделениями экстренной и планово-консультативной помощи;

Отделениями (кабинетами) медицинской статистики;

Группами государственного регистра лиц, пострадавших при аварии на ЧАЭС;

Информационно-вычислительными центрами (группами);

Медицинскими архивами;

Главными штатными и внештатными специалистами;

Выездными формами амбулаторно-поликлинической помощи. Организационно-методическая служба в системе учреждений здравоохранения разных уровней управления (районном, городском, областном, республиканском) является ведущей, а организационно-методическая работа - неотъемлемой частью функциональных обязанностей руководителей и специалистов всех уровней.

Миссией организационно-методической службы является организация, развитие, координация и поддержка ПМСП, совершенствование организационных форм доступной квалифицированной и специализированной врачебной помощи населению

Организационно-методическую службу республиканских НИИ и учреждений здравоохранения, управлений здравоохранения областей, областных больниц и диспансеров, центров гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ), территориальных медицинских объединений (ТМО) возглавляют заместители директоров НИИ, главврачей республиканских, областных учреждений по организационно - методической работе, в других учреждениях и диспансерах - заведующие организационно-методическими отделами, в территориальных медицинских объединениях - первые заместители главврачей по медицинскому обслуживанию населения района (рис. 1.2). В подчинении их находятся организационно-методические отделы или организационно-методические кабинеты, направляющие и координирующие деятельность организационно-методической службы натерритории.

Основные направления деятельности и задачи организационно-методической службы

К основным направлениям деятельности организационно-методической службы (ОМС) относятся:

Планирование, организация и координация деятельности системы ПМСП на территории, реализация принципов Всемирной организации здравоохранения по развитию ПМСП;

Обобщение и анализ данных, характеризующих состояние здоровья населения территории (рождаемость, общая смертность, естественный прирост, младенческая и детская смертность,
заболеваемость, физическое развитие и др.);

Подготовка и разработка комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения, перспективных комплексных и текущих планов развития здравоохранения
территории;

Разработка организационно-методических мероприятий по медицинскому обслуживанию населения и координация деятельности всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и медицинских служб территорий;

В управлении учреждениями здравоохранения оценка качества медицинской помощи является одной из важнейших сторон деятельности, от которой зависит эффект управленческих решений, принимаемых по результатам работы как отдельных специалистов и специализированных служб, так и учреждений. Исходная информация, ее оперативность, достоверность, полнота, адаптированность к форме и возможностям являются основой формирования оценочных показателей. В здравоохранении получение и обработка оперативной информации является трудоемкой задачей, зависящей от способов ее получения и регистрации, передачи и обработки данных. Разработка и использование систем получения необходимых сведений и преобразования их в качественную информацию является одной из важнейших проблем на современном этапе реформирования здравоохранения.

Оценка деятельности и направлений достижения целей, стоящих перед организацией, требуют постоянного наблюдения и обработки данных с помощью современных аналитических методов. Организационно оценка медицинской деятельности представляет собой единство комплексов учета выполненной работы , контроля и собственно оценок. В комплекс учета включаются: непрерывное наблюдение за различными сторонами медицинской деятельности, выявление параметров деятельности, регистрация выявленных изменений и т. д., т. е. от получения информации об оцениваемом объекте до принятия управленческого решения на основе результатов оценки. В связи с этим возникает необходимость использовать методику мониторинга .

Понятие мониторинг пришло из информатики, где оно употреблялось для обозначения измерения производительности и контроля сроков реализации процессов в компьютерных системах. В более широком смысле мониторинг - это система, обеспечивающая постоянный контроль и измерение качества и эффективности производственных процессов. Для этого используются соответствующие показатели, отражающие различные свойства управляемого объекта в динамике.

Мониторинг - непрерывная во времени, целенаправленная деятельность, связанная с перманентным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемых объектов в целях развития процесса. Мониторинг как совокупность определенных действий есть проявление управленческой деятельности, форма применения комплекса важнейших управленческих функций, направленных на то, чтобы на ранних стадиях выявлять любые отклонения от ожидаемых результатов.

Цель мониторинга медицинской деятельности - обеспечение фактическим материалом информационной базы системы управления организацией здравоохранения, в частности системы оценки ее деятельности в непрерывной динамике. К основным задачам мониторинга относятся выявление, регистрация и накопление данных. Мониторинг дает возможность улучшить ценность получаемой информации путем сокращения временных интервалов ее получения. Существующие стандартные (отчетные) системы получения информации по определенным временным периодам (месяц, квартал, полугодие, год) часто являются источником ошибок и неточностей. Эти ошибки и неточности связаны с фактором времени. Чем больше временной интервал, тем выше степень неточности информации, получаемой из этих источников.

Для обеспечения более высокой эффективности мониторинга медицинской деятельности считает необходимым выполнение комплекса правил, составляющих принципиальную основу мониторинга . К ним относятся следующие.

1. Регулярность - проведение наблюдения и регистрации показателей в соответствии с периодами, задачами и возможностями оценочной деятельности на конкретном объекте.
Строгое соблюдение установленной периодичности наблюдений.

2. Постоянный характер - наблюдение за объектом и регистрация показателей, отражающих его состояние и функционирование, синхронно с производственным процессом и в соответствии с обусловленной периодичностью при исключении необоснованной фрагментарности, что должно обеспечить максимально возможное и реально осуществимое в конкрктных условиях приближение мониторинга к режиму непрерывности.

3. Комплексность - одновременная регистрация отдельных взаимозависимых показателей, отражающих основные свойства медицинской деятельности (количество, сложность, качество), а также иные свойства, оказывающие на ее характер и результаты существенное воздействие и вследствие этого выделенные для оценки.

4. Целенаправленность - выбор актуального объекта наблюдения и приоритетная ориентация на его характеристики в зависимости от целей и задач, обусловленных предыдущей, существующей или перспективной (прогнозируемой) управленческой ситуацией.

5. Выбор «точек риска» (конкретизация предыдущего) - выявление технологических операций, периодов в лечебно - диагностическом процессе, а также в сопровождающей и обеспечивающей этот процесс деятельности, потенциально опасных для процесса и результатов медицинской деятельности.

6. Активность - инициация мониторинга со стороны субъекта управления в соответствии с его (субъекта) планами и намерениями, определяемыми результатами анализа конкретных управленческих ситуаций (прошлых, настоящих, прогнозируемых).

7. Динамичность - изменение во времени форм, характера и материально-технического обеспечения мониторинга объекта и его отдельных характеристик в зависимости от динамики объекта и его отдельных свойств, а также целей и задач, обусловленных конкретной управленческой ситуацией.

8. Тождественность - организация мониторинга (его форма, характер, материально-техническое обеспечение) в соответствии с характеристиками объекта, подлежащего наблюдению и регистрации.

9. Итегративность - возможность формирования у субъекта управления представления об объекте как о целостном образовании вследствие обобщения результатов наблюдения за отдельными
показателями, отражающими частные свойства объекта, являющиеся компонентами целостной системы.

10. Преемственность - обеспечение связи последующих результатов наблюдения с предыдущими для обеспечения сравнительного (во времени) анализа показателей, характеризующих свойства объекта, возможность связи результатов наблюдения за несколькими однотипными объектами в различные периоды.

11. Обоснованность - выбор формы, характера, средств, а также объекта наблюдения в зависимости от результатов предшествующего анализа конкретной управленческой ситуации (предыдущей, настоящей, прогнозируемой). Применение мониторинга косвенно способствует созданию благоприятных условий для принятия управленческих решений. В практической работе фактические отклонения от запланированных, ожидаемых результатов при отсутствии мониторинга выявляются и регистрируются с опозданием. Это усложняет выработку управленческого решения - исчезает фактор внезапности, снижается риск возникновения кризисных ситуаций, появляется возможность прогнозирования ситуации и выработки управленческого решения более высокого качества.

Система организации работы с актами управления

К актам управления в системе здравоохранения относятся:

Указы президента, законы, постановления правительства;

Приказы Министра здравоохранения, решения коллегий, директивные документы Минздрава, профсоюзов и др.;

Решения Минского городского и исполнительных комитетов областей по вопросам здравоохранения;

Приказы, решения коллегий, директивные документы областных управлений здравоохранения;

Решения сессий, исполкомов местных Советов народных депутатов;

Приказы, решения медицинских советов, директивные документы городских и районных отделов здравоохранения, решения медсоветов, директивные документы главных врачей городских и районных больниц.

В ОМО и ОМК должна быть сосредоточена основная организационно-распорядительная документация, касающаяся системы здравоохранения, а также основные указы, законы и постановления правительственных органов. Такая документация хранится в методическом кабинете, создаваемом при ОМО и ОМК, кроме того также формируется информационный банк этих документов на ПЭВМ. Обязанности руководителя методического кабинета возлагаются на заведующего отделением медицинской статистики. Методический кабинет следит за электронной почтой, подготовкой отчетов и составлением информации по директивным документам, размножением их, за своевременной информацией руководителей учреждений здравоохранения территории об их поступлении и исполнении. В практике работы органов управления здравоохранения используется несколько организационных форм поиска информации об исполнении актов управления, а именно получение информации:

1) непосредственно от исполнителя (доклады, справки и т. д.);

2) от лиц, направляемых для проверки исполнения, т. е. опосредованным;

3) путем личной проверки исполнения акта управления. Широкое распространение получили письменные справки об исполнении актов управления. По предъявляемым справкам лица, издавшие акт управления, имеют возможность без дополнительных затрат времени и сил следить за ходом его исполнения или изучать полученные результаты.

В органах управления должна быть создана внутриаппаратная система контроля проверки исполнения. Все документы, поступающие из вышестоящих органов управления, подлежат специальному учету. Лицо, на которое возложена проверка исполнения, должно принять меры, чтобы копии документов были своевременно разосланы исполнителям.

Каждый акт управления независимо от его названия является совокупностью взаимосвязанных и последовательно изложенных актов управления, содержащих несколько пунктов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный акт управления (от 7 до 14 и более). Необходимость получения информации по каждому из них затрудняет процесс проверки. В связи с этим необходимо установить очередность проверки исполнения и оформления соответствующих документов. С этой целью акты управления сортируют по принципу «срочности». В свою очередь «срочные» акты выделяют по степени важности, их именуют также как «руководящие», «основные», «ведущие». К ним относятся документы органов власти, Министерства здравоохранения. Документы управлений здравоохранения и нижестоящих уровней управления подлежат текущей проверке или плановой проверке .

При поступлении акта управления из вышестоящих органов власти или управления здравоохранения лицо, на которое возложен контроль за исполнением документа, составляет перспективный «План мероприятий по выполнению...» (название документа), если документ долгосрочного действия, или текущий (годовой, квартальный, месячный), если документ носит оперативный характер. После этого ответственное лицо обеспечивает организационно-методические мероприятия по организации контроля исполнения: проводит инструктаж, готовит инструктивные письма , определяет сроки проверки исполнения, проводит текущие проверки. Все эти мероприятия фиксируются, документы об их реализации сосредотачиваются в деле по контролю данного акта управления. Долгосрочные акты управления и контрольные мероприятия по ним должны найти отражение во всех комплексных планах органов и учреждений здравоохранения. Материалы и информация об их исполнении сосредотачивается у лиц, контролирующих данные документы.

При организации проверки исполнения решается несколько задач: 1)выбор акта управления; 2) подбор и подготовка участников проверки исполнения; 3) выбор объектов; 4) оформление и изложение информации о результатах проверки исполнения. Изучить весь поток издаваемых работниками органов управления управленческих актов (в устном и письменном виде) практически невозможно. О состоянии организации исполнения можно составить представление на основе проверки исполнения письменных актов начальников управлений.

Анализ изданных актов показал, что в течение года проверке исполнения подлежит до 600-700 актов управления; такое же положение наблюдается в городских отделах здравоохранения и ТМО .

Для проверки управленческих актов создаются бригады врачей-специалистов. Состав и число проверяющих зависят от уровня управления, организующего проверку и от проверяемых служб и объектов. Изучение работы бригад (республиканских) показывает, что многие из их состава впервые участвуют в проверке исполнения, недостаточно осведомлены о работе проверяемых объектов, никогда не были в этих учреждениях, весьма смутно представляют особенности их работы. В бригады необходимо включать действительно компетентных специалистов, имеющих соответствующий опыт проверок и хорошо знакомых с контролируемым разделом работы. При проверке важным требованием является предоставление объективной информации и охват проверкой тех служб, которые могут дать объективное представление об исполнении.

Для объективной оценки исполнения необходимо обеспечить репрезентативность информации. Учреждения здравоохранения обычно удалены на значительные расстояния от органа управления; это затрудняет систематическую проверку исполнения, фактическая проверка проводится только в некоторых учреждениях. Для получения объективной информации проверку следует осуществлять не на 1-2 объектах из 15-25, а не менее чем на четверти из них.

Грамотное составление информации о результатах исполнения способствует правильному принятию решения. В здравоохранении сложилась следующая практика: после проверки каждый участник составляет справку (отчет) о состоянии проверяемых учреждений, руководитель бригады составляет общую справку, характеризующую состояние дел в проверяемых службах.

Процесс поиска, сбора, накопления и переработки информации связан с затратами времени, сил и средств. Для поиска первичной информации на всех уровнях управления здравоохранением содержится в течение года специальный штат медицинских статистиков. В участковых больницах эта работа выполняется в большинстве случаев медицинскими работниками этих учреждений за счет основного рабочего времени , отведенного на выполнение других функций. Первичная информация накапливается на бумажных носителях, ПЭВМ используется достаточно редко. В учреждениях здравоохранения большая часть расхода времени кроме накопления информации приходится на составление отчетов, их транспортировку и переработку. Так, на составление отчетов фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) затрачивают часть своего рабочего времени в течение 10-15 дней. Годовой отчет амбулатория , участковая больница составляют в течение месяца. В составлении отчета принимают участие врачи, фельдшера, акушерки , и другие работники. Затем отчет доставляется в ТМО, где его сдают специальной комиссии, куда входят заместители и главные специалисты. Всего на прием отчетов отводится до 6 дней.

О деятельности районной системы здравоохранения отчет составляют медицинские статистики, главные штатные и внештатные специалисты, заведующие отделениями, их заместители, сотрудники ОМК. Этот отчет сдается в областное управление здравоохранения специальной комиссии, в состав которой входят 20-25 человек. Сдача отчета ТМО занимает 2-3 дня. Для этого ТМО командирует в область группу своих специалистов.

Годовой отчет о состоянии здравоохранения области составляется областными отделами здравоохранения в течение двух недель (в среднем), а затем сотрудники ОМО сдают его в Минздрав.

Отчеты, поступающие в управления здравоохранения области, содержат усредненные данные о состоянии системы за год. В них имеется информация не по всем специализированным службам областной системы здравоохранения. Информация же о деятельности служб, которая изложена в отчетах, чаще всего не отражает их состояние в целом. Полученная информация еще до ее преобразования в органах управления теряет свое значение для оперативного управления . В областях годовые отчеты перерабатываются в отделениях медицинской статистики ОМО областных больниц. Переработка информации осуществляется сотрудниками ОМО; они составляют справочники основных показателей области за год, которые содержат информацию только о некоторых службах области. В ряде случаев информация фрагментарна, отрывочна, по другим службам она чрезвычайно детальна или слишком обобщенная. В некоторых областях, кроме справочников, составляются конъюнктурные обзоры о состоянии здравоохранения, при этом за основу берутся годовые отчеты, поэтому оперативное значение их невелико.

Таким образом, дорогостоящий поток информации, ежегодно поступающий в органы управления здравоохранением, после также дорогостоящей обработки не может быть использован в оперативном управлении местными органами здравоохранения. Назрела настоятельная необходимость переработки основной оперативной информации на ПЭВМ, создание банков оперативной информации учреждений на базе основной документации и первичных учетно-отчетных форм.

Планирование работы организационно-методической

службы

Деятельность ОМС планируется в соответствии с основными направлениями деятельности службы и конкретными задачами, стоящими перед учреждениями здравоохранения области, города. В соответствии с этим составляется план работы ОМС, он должен именоваться так: «План работы организационно-методической службы (области, города, района) на 200_ г.». План предварительно обсуждается на коллегии, медицинском совете территории и утверждается или начальником управления здравоохранения области, или главным врачом ТМО, диспансера и др. В разрезе годового плана составляются квартальные и месячные планы ОМС.

План работы организационно-методической службы _______________ ТМО на

200_ год

«Согласовано» «Утверждаю»

Главврач_____________ ТМО

Зам. главного врача областной « » 200 г

больницы ~

по организационно-методической

работе__________________

«___ »___________ 200_ г.

Преамбула

В преамбуле отражается миссия организационно-методической службы на текущий год, дается краткий анализ состояния организационно методической службы за отчетный период и основные направления ее деятельности и цели на текущий год.

Наименование мероприятия

исполнения

Исполните ли

Отметка исполнении

Разделы плана

I. Мероприятия по формированию и развитию системы ПМС по изучению показателей здоровья населения, анализ и оценка эффективности работы учреждений ПМСП.

III. Организационно-методические мероприятия по повышению качества лечебно-профилактической помощи в системе ПМСП.

IV. Мероприятия по повышению квалификации медицинских работников.

V. Мероприятия по организационному руководству санитарной статистикой, информационная и издательская работа.

VI. Мероприятия по лечебно-профилактическому обслуживанию сельского населения.

Первый раздел включает следующие вопросы:

Планирование сети учреждений ПМСП на территории;

Планирование и развитие института общей врачебной практики в городах и на селе;

Развитие и совершенствование работы родовспомогательных и детских учреждений;

Развитие скорой медицинской помощи и система ее взаимосвязи с общей врачебной практикой;

Реструктуризация поликлинической помощи, определение объемов специализированной врачебной помощи в поликлиниках;

Система взаимосвязи общей врачебной практики с больничной помощью и специализированной врачебной помощью;

Развитие стационарзамещающих технологий в поликлиниках и альтернативных форм организации медицинской помощи;

Система взаимосвязи общей врачебной практики и санитарно - эпидемиологической службы;

Реструктуризация коечного фонда;

Участие в разработке комплексных программ (территорий) по охране здоровья населения и формированию здорового образа жизни в системе учреждений ПМСП;

Комплексирование деятельности ПМСП с другими системами народного хозяйства территорий (образование, социальная защита , промышленность, сельское хозяйство и другие).

Второй раздел включает следующие вопросы:

Анализ демографических показателей (смертность городского и сельского населения, материнская и младенческая смертность, детская смертность до 5 лет, другие демографические показатели),
оценка данных социально-гигиенического мониторинга и составления аналитических обзоров с определением конкретных
задач и направлений деятельности;

Изучение состояния заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичной выход на инвалидность, показатели инвалидизации населения;

Анализ деятельности учреждений системы ПМСП в городах и сельской местности;

Анализ деятельности стационарных, санитарно-курортных учреждений, специализированной медицинской помощи и др.

Третий раздел включает следующие вопросы:

Организация планово-консультативной помощи, выездные формы медицинской помощи (в приложении к плану - графики выездов врачей-специалистов);

Организация комплексных проверок совместно с ЦГЭ состояния медицинского обслуживания и профилактической работы, санитарно-оздоровительной и противоэпидемической работы, санитарного состояния населенных мест и объектов народного хозяйства по сельским советам с последующим обсуждением на сельских исполкомах, заседаниях сессий, в районной администрации (в приложении к плану график проверок и исполнители);

Анализ состояния скорой и неотложной медицинской помощи;

Экспертиза «Карт стационарных больных», умерших в УБ, РБ, ЦРБ и других стационарах; контроль оформления фельдшерских справок и врачебных свидетельств о смерти (подготовка аналитических справок и информационных писем);

Отчеты главных врачей ТМО (сельских врачебных участков, амбулаторий, УБ, заведующих ФАП, здравпунктов, конкретный план) о состоянии и мерах по улучшению медико-санитарной помощи населению;

Изучение и внедрение новых организационных форм, методов профилактики, диагностики и лечения; их эффективность и экономическая целесообразность и др.

Четвертый раздел включает следующие вопросы:

Организация работы школ передового опыта работы, занятия на их базе с врачами и средними медицинскими работниками (в приложении к плану - график семинаров, занятий);

Планирование специализации и усовершенствования врачей и средних медицинских работников (совместно с отделами кадров), аттестации врачей и средних медработников;

Учеба медицинских работников (день акушерки, фельдшера, патронажной медицинской сестры, фельдшеров скорой помощи и т. д. (в приложении к плану - тематика, дни проведения занятий, докладчики); занятия с младшими медсестрами, санитарками СВУ;

Научно-практические конференции с врачами по актуальным вопросам медицины и здравоохранения (план занятий);

Учеба с медицинским персоналом по вопросам организации медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, угрозе и возникновении ООИ;

Информационная работа по специализированным службам, назначение врачей и средних медицинских работников - информаторов по отдельным разделам медицины и здравоохранения (отразить их деятельность и курируемые разделы информационной работы в планах учебы медицинского персонала);

Издательская работа.

Пятый раздел включает следующие вопросы

Контроль оформления медицинской документации, состояния учета и отчетности, а также достоверности отчетных данных (графики проверок, сроки, ответственные лица);

Подготовка к годовому отчету , участие специалистов в подготовке и приеме годовых отчетов; проведение семинаров по санитарной статистике, контроль статистических отчетов ЛПУ;

Составление моделей конечных результатов и аналитических обзоров о состоянии деятельности отдельных ЛПУ; разработка показателей деятельности учреждений здравоохранения
территории, составление статистических сборников;

Разработка и заполнение паспортов учреждений здравоохранения;

Организация и контроль деятельности штатных и внештатных специалистов, практическая помощь специалистам, график работы специалистов плановые выезды и др.

Шестой раздел включает следующие вопросы:

Разработка плана мероприятий по медицинскому обслуживанию сельского населения;

Принятие мер по укомплектованию учреждений здравоохранения на селе врачами и кадрами средних медицинских работников;

Подготовка врачей и средних медработников СВУ по вопросам оказания неотложной медицинской помощи, проверка ее состояния на сельских врачебных участках;

Взаимосвязь лечебной и санитарной служб по вопросам профилактики инфекционной заболеваемости, пищевых отравлений, травматизма, организации санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий на селе;

Обеспечение контроля выполнения директивно - распорядительных документов вышестоящих органов управления по вопросам медико-санитарного обслуживания сельского населения;

Контроль развития и совершенствования первичных звеньев здравоохранения на селе, приближение специализированных видов медицинской помощи;

Организация медицинского обслуживания сельского населения врачами общей практики, открытие амбулаторий общей практики;

Скорая и неотложная медицинская помощь сельскому населению;

Разработка мер социальной защиты медицинских работников на селе (жилье, транспорт, оплата труда , профессиональные и стажевые льготы и др.);

Выездные формы медицинской помощи и их конкретная реализация;

Развитие материально-технической базы учреждений на селе и др.

Седьмой раздел включает следующие вопросы:

Общая оценка основных экономических показателей деятельности объединения (анализ расходов, использование штатов, эффективность применения медицинского оборудования и внедрения новых методов диагностики и лечения);

Внедрение в практику экономических методов управления , разработка планово-экономических показателей работы подразделений и служб и др.; проведение специального
экономического анализа для изучения конкретного вопроса (выявление причин простоя коек, длительных сроков лечения и др-);

Изучение социальной и медицинской эффективности новых организационных форм и медицинских технологий (дневные стационары, стационарзамещающие технологии, медицинская реабилитация и др.);

Оценка эффективности деятельности системы здравоохранения в условиях финансирования на одного жителя;

Внедрение элементов НОТ и передового опыта работы (рационализация медицинского труда, повышение эффективности основной медицинской деятельности, этика и эстетика труда, разработка рациональных режимов труда и отдыха медицинского персонала, внедрение организационной техники, совершенствование рабочих мест); организационная культура;

Во многих крупных поликлиниках функционируют организационно-методические кабинеты. Однако анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность организационно-методических кабинетов (отделений) поликлиник, выявил ряд несоответствий. Так, приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» не предусматривает наличия в каждой поликлинике должностей врача-методиста и медицинского статистика. Вместе с тем приказы Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» и от 22.11.2004 № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» косвенно предусматривают наличие таких специалистов. Согласно приказам, на организационно-методический кабинет поликлиники возлагаются обязательные функции по мониторингу предоставляемой медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

Обращает на себя внимание, что работы по систематизации и обработке учетно-отчетных данных медицинской организации осуществляют специалисты со средним медицинским образованием – медицинские статистики. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» в должностные обязанности врача-методиста входит расчет показателей здоровья населения и показателей деятельности медицинской организации, подразделений. Следовательно, врач-методист организационно-методического кабинета может и должен осуществлять координацию и контроль над деятельностью медицинских статистиков. В таблице приведены положения нормативно-распорядительных документов, регламентирующих функционирование организационно-методического кабинета поликлиники. С целью иллюстрации «функционального стыка» должностных обязанностей врача-методиста (с высшим медицинским образованием) и медицинского статистика (со средним медицинским образованием) представлены должностные обязанности указанных специалистов.

Больше статей в журнале

Нормативные требования к деятельности организационно-методического кабинета поликлиники

Врач-методист

Медицинский статистик

1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 тыс. чел. и более

Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):

до 20 – 0,5 должности;

свыше 20 до 40 – 1 должность;

свыше 40 до 60 – 1,5 должности;
свыше 60 – 2 должности.

В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика

Должностные обязанности специалистов

Врач-методист

Медицинский статистик

  • Рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения;
  • составляет проект плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района);
  • планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;
  • организует работу в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта, элементов научной организации труда в организациях;
  • организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий;
  • организует занятия, семинары, совещания, конференции по обмену опытом;
  • осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе, районе, медицинских организациях
  • Проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных медицинской организации;
  • определяет статистические показатели, характеризующие работу организации;
  • инструктирует работников структурных подразделений организации о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов;
  • осуществляет контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового статистического отчета;
  • участвует в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях организации;
  • составляет годовой статистический отчет о работе организации;
  • оформляет и подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных статистических форм медицинской документации, обеспечивает ими структурные подразделения организации
  • подготавливает различные справки на основе данных статистического учета

Функции организационно-методического кабинета

Организационно-методический кабинет учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), осуществляет мониторинг предоставляемой медицинской помощи и представляет главному врачу учреждения информацию о работе с гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, не реже 1 раза в квартал.

Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:

  • количества выданных справок для получения путевки;
  • количества выданных санаторно-курортных карт;
  • количества обратных талонов санаторно-курортных карт

Функции и штаты организационно-методического кабинета (подразделения) поликлиники

Российское здравоохранение за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, должны осуществлять свою деятельность на основе требований законодательства, в первую очередь Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также потребностей в части организационно-методического обеспечения с учетом мощности поликлиники и укомплектованности медицинским персоналом.

Исходя из накопленного опыта работы, по нашему мнению, организационно-методический кабинет (подразделение) поликлиники (при численности прикрепленного взрослого населения не менее 100 тыс. чел.) должен осуществлять следующие функции :

  1. Аналитическая работа по оценке состояния и динамики развития организации, анализ медико-демографической ситуации, сбор информации о факторах внешней среды, влияющих на формирование здоровья населения.
  2. Поддержание и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности организации, мониторирования состояния здоровья закрепленного населения; координация деятельности медицинских статистиков.
  3. Участие в разработке перспективных и текущих планов деятельности медицинской организации, контроль и оценка эффективности деятельности поликлиники, специалистов (по должностям, структурным подразделениям и др.).
  4. Внедрение и реализация системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (управление качеством контроля качества медицинской помощи на уровне организации).
  5. Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения; планирование совместно с кадровой службой мероприятий по повышению квалификации медицинских работников; организация и проведение конференций, семинаров; информирование персонала о выполнении плановых заданий (госзаказа); уточнение причин недостижения пороговых значений показателей и разработка мероприятий по их устранению.
  6. Организационно-методическая поддержка рабочих групп, сформированных по поручению врачебной комиссии для подготовки проектов организационно-распорядительных документов по управлению качеством деятельности поликлиники.

Врачи-методисты организационно-методического кабинета должны обеспечивать мониторинг и контроль эффективности проведения следующих видов работ (услуг) :

  1. Оказание государственной социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), а также диспансеризация населения, иммунизация, диспансерное наблюдение по социально значимым заболеваниям. Профилактическая помощь . Анализ и оценка удовлетворенности населения медико-социальной помощью.
  2. Контроль объемов и качества лечебно-диагностического процесса. Деятельность врачебной комиссии. Участие в работе по нормированию труда медицинских работников с учетом конкретных организационно-технических условий. Оценка и анализ использования фонда рабочего времени по должности. Применение научно обоснованных методик нормирования труда с использованием преимущественно расчетно-аналитического метода. Анализ и оценка удовлетворенности населения медицинской помощью при лечении социально значимых заболеваний.
  3. Развитие стационарозамещающих технологий. Анализ и оценка экономической, медицинской и социальной эффективности применения стационарозамещающих технологий, включая восстановительное лечение. Анализ и оценка удовлетворенности населения стационарозамещающими видами медицинской помощи в условиях поликлиники.
  4. Диагностика мотивационных проблем персонала, например мониторинг динамики мотивационного профиля работников, ожиданий работников относительно свойств и черт характера личности руководителя, мониторирование удовлетворенности персонала профессиональной деятельностью. В этой плоскости задач методическое сопровождение включает в себя проведение социологических опросов, тестирования персонала.

При утверждении штатов организационно-методического кабинета (отделения) следует иметь в виду, что число вводимых должностей необходимо рассчитывать с учетом:

  • объема и качества работы;
  • конкретных организационно-технических условий
  • возможности укомплектования вводимых должностей физическими лицами;
  • необходимости рационального их использования.

Должно быть разработано положение об организационно-методическом кабинете (отделении), утверждены должностные инструкции и функциональные обязанности медицинского персонала, дополнительно вводимых в штат поликлиники врачей-методистов и медицинских статистиков. Важным условием является экономическое обоснование целесообразности введения должностей; представление расчетов трудовых затрат для определения потребности в должностях и численности персонала организационно-методического кабинета (отделения); проведение организационных и других мероприятий, обеспечивавших внутренние источники средств на содержание дополнительных должностей; перераспределение функциональных обязанностей управленческого персонала с учетом изменения объемов работ при введении должностей врачей-методистов.

Организационная структура управления поликлиникой, формируемая с учетом необходимого разделения управленческого труда для выполнения поставленных руководством целей и задач, предусматривает высокий уровень самостоятельности заведующего организационно-методическим кабинетом и, как следствие, ответственности за надлежащее исполнение возложенных на него управленческих функций. На схеме представлен один из элементов организационной структуры поликлиники, определяющий взаимосвязи между руководителями, обеспечивающими основную деятельность медицинской организации.

Заключение

Достижение медицинской, социальной и экономической эффективности работы поликлиники определяется многообразием факторов, в т. ч. внешней и внутренней мотивацией персонала, его квалификацией, эффективным стратегическим планированием, наличием действенной системы контроля и оценки выполнения запланированных мероприятий. Планирование, анализ и оценка результатов деятельности поликлиники – это постоянные взаимосвязанные процессы, направленные на координацию и рациональное использование ресурсов организации.

В современных условиях медицинская деятельность, осуществляемая поликлиникой, должна иметь профессиональное организационно-методическое сопровождение , поэтому организационно-методический кабинет (отделение) должен стать обязательным структурным подразделением поликлиники, с установленными функциями и штатами.

Считаем также, что термин «организационно-методическое сопровождение» правомерно использовать в практике управления здравоохранением. В данном случае под организационно-методическим сопровождением понимается система регистрирующих, организационных, диагностических, обучающих мероприятий для медицинских работников, руководящего состава и пациентов; целью этих мероприятий является создание оптимальных условий функционирования медицинской организации, обеспечивающих возможность совершенствования оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и иных медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемической работы, взаимодействия между всеми субъектами, заинтересованными в высоком качестве и безопасности медицинской помощи, на уровне организации. Организационно-методическое сопровождение должно осуществляться специалистами – врачами-методистами под руководством главного врача и его заместителей.

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой государст­венного органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов меди­цинского обслуживания населения.

Функции организационно-методического отдела:

    анализ деятельности ЛПУ области;

    организационно-методическая и консультативная по­мощь органам и учреждениям здравоохранения области;

    изучение показателей здоровья-населения области;

    организация повышения кодификации кадров;

    планирование работы.

В организационно-методической работе медицинских уч­реждений области принимают участие:

    главные штатные (главный хирург, терапевт, педиатр, акушер-гинеколог) специалисты го­сударственного органа управления здравоохранением.

    внештатные (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями) специалисты го­сударственного органа управления здравоохранением.

Выездные формы работы.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению важное значение приобретают бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи, которые создаются на базе ЦРБ и областных больниц. Выездная бригада формируется главным врачом больницы из числа штатных врачей и средних мед. работников. В ее состав могут включаться мед. работники других лечебно-профилактических учреждений (городских больниц, род. домов, диспансеров и др.).

Планово выездные консультации врачей-специалистов при краевой (областной) больнице организует и проводит консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи.

Виды выездных форм медицинского обслуживания:

    передвижные врачебные амбулатории,

    клинико-диагностические лаборатории,

    флюорографические установки,

    стоматологические кабинеты.

Основные задачи выездных форм медицинского обслуживания населения:

    Выполнение большого объема профилактической и лечебной работы.

    Приблизить оказание медицинской помощи сельским жителям, сделать ее более доступной и своевременной.

    Осуществление консультативной помощи.

Педиатрическая служба.

Основным лечебно-профилактическим учреждением, ока­зывающим помощь детям, на уровне субъекта РФ, является детская областная (краевая, окружная, республиканская) больница (ДОБ). А при ее отсутствии - областная (краевая, респуб­ликанская, окружная) больница, в состав которой входит одно или несколько детских отделений.

Структура ДОБ:

    педиатрические отделения;

    консультативная поликлини­ка для детей, прибывших из области;

    пансионат для приезжих детей с родителями на период их консультаций и обследова­ния;

    общежитие (гостиница) для кормящих матерей, дети ко­торых находятся на стационарном лечении.

    педиатрические бригады в составе отделе­ния экстренной и планово-консультативной помощи.

Стоматологическая служба.

Краевая (областная) стоматологическая поликлиника предназначена для оказания высококвалифицированной стоматологической помощи территориально прикрепленному населению, консультативно-диагностической помощи больным, направляемым из лечебно-профилактических учреждений края (области), а также для организационно-методического руководства стоматологическими отделениями и кабинетами, находящимися в структуре других ЛПУ края (области).

В краевой (областной) поликлинике сельское население получает консультативную и лечебную помощь по направлению специалистов районных стоматологических учреждений. Консультативную и лечебную помощь оказывают специалисты краевых (областных) поликлиник, так же в период плановых выездов в районы.

В областных стоматологических поликлиниках для сельских жителей необходимо предусматривать внеочередной приём не только во врачебный кабинет, но и в диагностические и физиотерапевтические кабинеты и лаборатории.

Важным разделом краевой стоматологической службы является обеспечение организационно- методическим руководством стоматологических учреждений края (области), включающим:

    разработку и осуществление основных мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний,

    проведение лечебно-оздоровительных мероприятий среди населения,

    анализ и оценку состояния стоматологической службы и работы стоматологических учреждений.

Для этой цели в составе краевой (областной) стоматологической поликлиники создаются организационно-методические отделы (кабинеты), которые интегрируют и анализируют информацию по деятельности всей стоматологической службы края (области), организуют и проводят изучение заболеваемости среди населения, разрабатывают организационно- методические материалы по важнейшим разделам работы и доводят их до руководителей и работников учреждений края (области), проверяют учёт и отчётность.

17 июля 1999 года N 178-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.