Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование
Поиск по сайту

Государственные внебюджетные фонды представляют собой. Московский государственный университет печати. Органы внебюджетных фондов

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории, формируемых целевым образом для решения отдельных проблем, как правило, социальной направленности.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах денежных средств и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов одновременно с государственными и местными бюджетами объясняется тем, что при сложном состоянии экономики появляется возможность необоснованного перераспределения имеющихся публичных финансов. Если бы все публичные финансы находились только в бюджетах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то в зависимости от текущей ситуации их перераспределение могло бы привести к дефициту в финансировании наиболее важных социальных направлений. Таких направлений сегодня в России выделено три: пенсии, оказание гарантированной медицинской помощи, компенсации в случае временной потери трудоспособности (а значит, и основного средства существования).

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.

  • 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России

    Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных фи­нансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фон­ды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необ­ходимостью обособить часть государственных ресурсов для устой­чивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

    Государственные внебюджетные фонды - целевые централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчис­лений юридических лиц и предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социаль­ное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    По своей экономической сущности государственные внебюд­жетные фонды являются формой перераспределения и использо­вания финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для фи­нансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью фонда по решению исполнительного органа вла­сти на основе его оперативной самостоятельности.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе со­ответствующих актов высших органов власти, в которых регламен­тируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денеж­ных фондов. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяют­ся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

    С помощью внебюджетных фондов государство решает сле­дующие важные социальные задачи: социальная защита населе­ния, повышение жизненного уровня населения, сохранение и улучшение здоровья населения, социальная ориентация безработ­ного населения, оказание социальных услуг населению.

    В состав государственных внебюджетных фондов входят:

      Пенсионный фонд России;

      Фонд социального страхования;

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

      запланированы органами власти и управления и имеют стро­гую целевую направленность;

      денежные средства фондов используются для финансирова­ния государственных расходов, не включенных в бюджет;

      формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

      страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникаю­щие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов ус­танавливаются государством и являются обязательными;

      на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взыска­нием взносов в фонды, распространено большинство норм и поло­жений Налогового кодекса РФ;

      денежные ресурсы фонда находятся в государственной соб­ственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фон­дов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не преду­смотренные законом;

      расходование средств из фондов осуществляется по распоря­жению Правительства или специально уполномоченного на то ор­гана (Правление фонда).

    Главной особенностью государственных внебюджетных фон­дов в Российской Федерации является страховой характер их фор­мирования. Выплаты из данных фондов осуществляются только по направлениям, определенным как страховой случай, и отражают финансирование расходов по социальному, пенсионному и меди­цинскому страхованию.

    Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов юридических лиц; других доходов, пре­дусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступле­нием доходов осуществляет Федеральная налоговая служба. Ос­новным источником доходов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации является сейчас единый соци­альный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками высту­пают организации-работодатели всех форм собственности, а нало­гооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работо­дателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Расходование средств государственных определенные законодательством РФ, регламентирующим их дея­тельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, ут­вержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюдже­тов государственных внебюджетных фондов осуществляется Феде­ральным казначейством РФ.

    Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подот­четен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пен­сионном фонде РФ.

    Он представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ре­сурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту.

    За счет средств ПФР получают пенсии более 35 млн россий­ских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по ин­валидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государст­венному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

    Средства этого фонда формируются за счёт страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.

    Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования РФ (ФСС). Он представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, занимающееся управлением финансами госу­дарственного социального страхования.

    ФСС относится к внебюджетным социальным фондам. Его де­нежные средства находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.

    Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управ­ляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональ­ными и центральными отраслевыми отделениями ФСС.

    Этот фонд предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

    Доходы ФСС в соответствии с бюджетной классификацией под­разделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступ­ления.

    В систему внебюджетных фондов России входят федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Создание этих фондов продиктовано реформированием системы финансирования здравоохранения и переходом к системе обязательного медицинского страхования, действующей во мно­гих государствах с рыночной экономикой. Обязательное медицин­ское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возмож­ности в получении медицинской помощи за счет средств обяза­тельного медицинского страхования.

    Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не под­лежат.

    Источниками финансирования ФОМС наряду с бюджетами служат обязательные страховые взносы работодателей.

    Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении возникает, когда ресурсы ограничены. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

    Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

    Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики . Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

    Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

    Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

    В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

    • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
    • Обеспечение природоохранных мероприятий;
    • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
    • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

    Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

    Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

    Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

    • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
    • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
    • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
    • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
    • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
    • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

    Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

    • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
    • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
    • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
    • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
    • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
    • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

    На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Прочие внебюджетные фонды.

    Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

    Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

    • Страховые взносы работодателей и граждан;
    • Средства федерального бюджета;
    • Суммы различных финансовых санкций;
    • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
    • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
    • Иные источники, не запрещенные законодательством.

    Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

    Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

    Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

    Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

    Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

    Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

    Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

    Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

    • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
    • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
    • Фонд развития таможенной системы РФ;
    • Государственный фонд борьбы с преступностью.

    Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.


    Для удобства изучения материала статью внебюджетные фонды разбиваем на темы:

    Кроме «вычетов» при планировании налоговых платежей используется возможность получения кредитов, отсрочек и полного освобождения от налогов.

    Кредиты предоставляются на следующем этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и на его основе рассчитан размер причитающегося налога. Кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемого дохода, а непосредственно из сумм начисленного налога.

    Наиболее известны следующие виды кредитов:

    § кредит для налогов, уплаченных за рубежом. В соответствии с этой льготой налогоплательщик может вычитать из общей суммы своих налоговых обязательств налоги, уплаченные им за рубежом;
    § инвестиционный кредит – позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций компаний и др.

    Отсрочки или рассрочки по уплате налогов – это изменение сроков уплаты налогов от одного до шести месяцев.

    Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    § причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    § задержки этому лицу финансирование из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
    § угрозы этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
    § если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
    § если производство и реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
    § если это предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

    Но одна особенность останавливает предприятие широко использовать возможности получения отсрочки или рассрочки – на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

    Полное освобождение какого-либо дохода от налогов

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются .

    Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно с законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов о налогах и сборах.

    Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а так же иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, но не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено.

    Назначение внебюджетных фондов

    Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется .

    Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

    Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

    * Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    * Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    * Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    * Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    * На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
    * Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    * Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

    Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

    Связи между внебюджетными фондами

    Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

    При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

    Назад | |